Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические условия возникновения средневекового искусства



Термин "Средневековье" впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. Для итальянских гуманистов XVI века основу понятия "Средние века" составляло противопоставление их, с одной стороны, "античному миру", а с другой - "Новому времени". Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви. Сегодня Средние века рассматриваются как эпоха зарождения, развития и разложения феодальных отношений.

В V веке началось «великое переселение народов», когда в распаде первобытнообщинного строя и при все нарастающем развитии производства бесчисленные и разнообразные племена, особенно скотоводческие — готы, вандалы, гунны и другие, — пришли в движение, захватывая новые земли в поисках новых просторов. Волнами они накатывали на Европу, одно племя теснило другое, которое в свою очередь теснило соседнее, мешавшее его движению. Они наводнили Европу, в том числе Италию и обширные римские провинции.

В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен нарождались новые народы, новые культуры. К середине V века часть Западной Римской империи была окончательно захвачена различными племенами, образовавшими там свои непрочные королевства: готами, вандалами, англосаксами, франками и бургундами.

Для ослабевшей римской цивилизации варвары явились неукротимой, разрушительной силой, и в 476 году Западная Римская империя закончила свое существование. По контрасту с организованной, упорядоченной государственной системой Рима новые хозяева Европы представляли собой полудикую стихию, они были совершенно чужды античному миру и этнически, и духовно. Но варвары именно своим «варварством», своими родовыми отношениями «омолодили» одряхлевшую европейскую цивилизацию. Они несли более мягкую по сравнению с рабовладельческой форму зависимости, феодальную, и локальную общность. Появление чувства общности и, с другой стороны, сознания права сильного, которое завоевывалось личным мужеством и отвагой, сопровождали рождение нового общества. Западная Римская империя распалась на экономически и политически самостоятельные феоды: княжества, герцогства, графства, которые еще долгое время враждовали между собой, создавали непрочные государства, которые вновь распадались, пока к X веку не утвердился окончательно феодальный строй с его строгой иерархией подчинения, где на вершине сословной лестницы стоял король — крупнейший феодал. Ниже — герцоги, графы, бароны, рыцари. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена.

Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. Европу объединяли паломнические дороги к святым местам (самые знаменитые — к гробнице св. апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела), церковная власть папы Римского, который воспринимался всем латинским Западом как наместник апостола Петра и глава всей христианской Церкви, сама организация Римско-католической церкви были стабилизирующей основой всего европейского мира — от Испании до Польши, от Шотландии до Италии. Память о Риме и империи никогда не исчезала в Европе и была основой претензий поднимавшихся крупных держав на все римское имперское наследие.

Процессу формирования феодальных отношений способствовала христианская религия, которую принимали варвары, привнося в нее порой свои древние языческие элементы. Через призму величия христианской доктрины новые жители Европы воспринимали и былое величие Римской империи. Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию. Недаром еще в начале V века король остготов Теодорих именовал себя Августом. И в дальнейшем, на протяжении многих столетий средневековой истории, идея политического могущества, всеевропейского господства всегда связывалась для европейских властителей с идеей восстановления Римской империи.

Таким образом, именно христианство, родившееся в пределах Римской империи и ставшее затем религией варваров, явилось мостом, соединившим античность со Средневековьем. Оно освятило античность и сделало ее в глазах варваров и средневековых потомков достойной почитания и подражания.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...