Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы контрольных (ой) работ (ы) (реферата)



1. Становление культурологии как самостоятельной области знания

2. Философско-гуманитарная мысль ХХ в. и методология современной культурологии

3. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры

4. Культура-общество-личность. Полифункциональность культуры

5. Культура как мир человеческих смыслов

6. Культура как духовный опыт человечества

7. Развитие представлений о культуре в европейской философии

8. Древнегреческая «пайдейя» и её значение для становления европейского понимания культуры

9. Рационалистические концепции культуры в европейской философии ХVII –ХVIII вв.

10. Культурная модель мира: натуралистическая (Ж.Ж. Руссо)

11. Культурная картина мира: рационалистическая (И.Г. Гердер, Ф.В. Гегель)

12. Культурная модель мира: символическая (Л. Уайт)

13. Единство и многообразие культур

14. Глобальный мир: мозаика или синтез культур?

15. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

16. Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера

17. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм)

18. Культура и цивилизация

19. Религия как культурный феномен

20. Религия и искусство: диалектика взаимодействия

21. Язык и культура: роль, функции, проблемы

22. Бытие человека в культуре и языке

23. Взаимосвязь языка и культуры в трудах В. Гумбольдта, А.Ф. Потребни, П. Флоренского

24. Слово и его место в культуре

25. Человек как творец и творение культуры

26. Феномен телесности в социокультурном пространстве

27. Репрезентации тела в культуре: взаимосвязь «внешнего» и «внутреннего»

28. Природа и культура

29. Культура как образование

30. Наука как специализированная форма культуры

31. Массовая, высокая и элитарная культура

32. Сущность массовой культуры и этапы её становления

33. Элитарная культура как антипод массовой культуры

34. Базовая культура и контркультура

35. Наука, техника и жизненные ценности

36. Мобильная связь и её роль в социализации личности

37. Нравственность в системе культуры: истоки и горизонты

38. Эстетические основания культуры

39. Этика в контексте культуры

40. Семиотика повседневности в доме

41. Семиотика личности

42. Семиотика денег

43. Знаковость городского двора

44. Семиотика рекламы и товарных знаков

45. Просвещение и его концепции культуры

46. Учение о культуре в немецком классической идеализме (Кант и Гегель)

47. Психологические концепции культуры

48. Теория культурных кругов

49. Морфологическая типология культур О. Шпенглера

50. Евразийство и типология культур

51. Трактовка эволюции русской культуры П.Н. Милюковым

52. Типология культур в середине ХХ века: А. Вебер и А. Тойнби

53. Культура и мир детства (по одноименной работе М. Мид)

54. Философия культуры А. Швейцера

55. Критика новоевропейской культуры у Р. Гвардини

56. Католицизм и его отношение к культуре

57. Символическая философия культуры: Э. Кассирер

58. Онтология культуры: М. Хайдеггер и Х. Ортега-и-Гассет

59. Концепции эволюционного развития культуры (Э. Тайлор, Л.Г. Морган, Дж. Дж. Фрезер)

60. Концепции культурного диффузионизма

61. А. Тойнби об исторической преемственности и взаимодействии цивилизаций

62. Взгляды К. Ясперса на мировой культурный процесс. Понятие «осевого времени»

63. Пассионарность как движущий фактор истории

64. Концепция «вызова-и-ответа» А. Тойнби

65. Проблемы метафизики техники (по работам Н.А. Бердяева Человек и машина; О. Шпенглера Человек и техника; Х. Ортега-и-Гассета Размышления о техника; Л. Мэмфорда Мифы машины и др.)

66. Психогенные аспекты экранных технологий

67. Концепция семиосферы Ю. Лотмана

68. Структурный анализ текстов культуры в отечественной науке. Ю.М. Лотман

69. Концепции «локальных культур» и цивилизаций (О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби)

70. Ценностная теория культуры (П. Сорокин, В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

71. Игровая концепция культуры и её модификации в современном мире (Й. Хёйзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе)

72. Культурологические теории в России

73. Культ как исток культуры: П.А. Флоренский

74. Культура как строительство Нового Града: Г.П. Федотов

75. Культура как диалог

76. Коммуникативный потенциал культуры

77. Культура как встреча Я и Ты: М. Бубер

78. Идея диалога культур: В.С. Библер

79. Синергетика – новый взгляд на социокультурную динамику

80. Актуальность и содержание межкультурной коммуникации

81. Стереотипы и их влияние на процесс развития межкультурного взаимодействия

82. Деловые культуры в межкультурной коммуникации

83. Реалии межкультурной коммуникации в деловой среде

84. Интернет как средство массовой коммуникации

85. Информационные процессы в сфере культуры

86. Семиотика культуры

87. Сравнительная характеристика особенностей различных типов национальных культур

88. Социально-культурные особенности деловой практики на Востоке

89. Ритмы культурной динамики

90. Первобытная культура. Теория «двух скачков»

91. Семиотика шаманизма

92. «Неолитическая революция» как скачок от животности к человеческому

93. Ранние формы религиозных верований

94. Э. Тайлор о первобытной культуре

95. Синкретичность как характерная особенность существования первобытной культуры

96. Мифотворчество как форма осмысления мира первобытным человеком

97. Культурообразующая роль заупокойного культа в Древнем Египте

98. Характерные черты древнеегипетской цивилизации

99. Мировоззрение и знания древних египтян

100. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Египта

101. Архитектура Древнего Египта, её символический характер

102. Амарнское искусство

103. Аменхотеп IV и древнеегипетская реформация

104. Священные книги древних египтян («Книга мёртвых», «Книги гробниц», «Книги пирамид»)

105. Мистерии Египта

106. Этапы культурного развития Древней Индии: ведический, брахманизм, буддизм, индуизм

107. Система ценностей и моральные традиции индо-буддийской культуры

108. Буддизм – первая мировая религия: вероучение, культ, обрядность

109. Древнеиндийская литература и мифология

110. Религиозно-философские учения: индуизм, джайнизм, буддизм, ислам

111. Образование в Древней Индии: университеты в городах Таксиле, Наланде, Аджанте.

112. Архитектура и скульптура Древней Индии

113. Образ Будды в художественной культуре Индии

114. Семиотика искусства буддизма

115. Особенности философской и религиозной мысли в Древнем Китае

116. Конфуций – личность и учение

117. Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве

118. «Золотой век китайской культуры» (культура Тан и Сун)

119. Триединство искусств: каллиграфия, поэзия, живопись

120. Культура Древнего Китая: династическая цикличность

121. Традиции воинских искусств Востока

122. Музыкальная культура Китая

123. Китайское влияние в японской культуре

124. Античная культура как колыбель европейского гуманизма

125. Космоцентризм - качественная особенность древнегреческого мировоззрения

126. Генезис древнегреческой культуры

127. Политическая культура Древней Греции и Древнего Рима

128. Религиозная культура Античности

129. Великие реформаторы Древней Греции

130. Идеал человека в древнегреческой культуре

131. Законы гармонии и красоты в культуре Древней Греции

132. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве

133. Плотин: доктрина эманации и музыка

134. Музыкальная гармония в античной космологии

135. Игры в жизни древних греков

136. Наука и философия в контексте древнегреческой культуры

137. Своеобразие культуры эллинизма

138. Культура римских городов

139. Золотой век римской поэзии

140. Театр в античной культуре

141. Древнегреческая система образования и воспитания

142. Общее и особенное в мифологии и религии Древней Греции и Древнего Рима

143. Раннее христианство и культура Средиземноморья

144. Христианство и античная культура

145. Ислам и культура Средиземноморья

146. Основные черты византийской культуры

147. Византийское искусство: синтез античной и христианской традиций

148. Византийское наследие в культурах других стран

149. Христианство как духовная основа средневекового общества

150. Значение и роль схоластики как основы средневекового знания

151. Художественные стили западноевропейского средневековья

152. Содержание и значение алхимии для средневековой культуры

153. Монашеские ордена средневековья и их идеология

154. Крестовые походы как феномен средневековой жизни

155. Инквизиция и её роль в средневековом обществе

156. Нравственные идеалы Средневековья и их отражение в литературе

157. Куртуазная литература Средневековья

158. Литературное творчество средневекового мира

159. Семиотика западноевропейского христианского искусства

160. Роль архитектуры в искусстве средневековой Европы

161. Музыкально-эстетическая мысль средневековья

162. Содержание и значение народной смеховой культуры Средневековья

163. «Книжность» и система образования в средневековой Европе

164. Мистика и астрология: возникновение и место в культуре

165. Мир исламской культуры

166. Система мусульманских ценностей

167. Семиотика изобразительного искусства ислама

168. Образы Библии в художественной культуре Возрождения и Нового времени

169. Истоки Ренессанса. Возрождение как культурный синтез

170. Гуманистический идеал культуры Возрождения и Нового времени

171. Н. Макиавелли и макиавеллизм

172. Религиозная и светская мораль в культуре Возрождения

173. Философские идеи итальянских гуманистов

174. Пространственные искусства в культуре итальянского Возрождения

175. Данте и его время

176. Вера и знание в творчестве Леонардо да Винчи

177. Д. Кардано и новая инженерия

178. Скепсис позднего Возрождения: Шекспир и проблемы гуманизма

179. Реформация как культурный феномен

180. Протестантская версия христианства и новоевропейская культура

181. Реформаторы церкви: Лютер и Кальвин

182. Контрреформация и барокко

183. Научная революция и формирование новоевропейской картины мира

184. Наука и философия ХVII в. как культурный феномен

185. Особенности атеизма ХVII в. и его влияние на художественную культуру

186. Французское Просвещение: базовые концепты и идеи

187. Просветительство как явление культуры

188. Художественная культура Нового времени

189. Кардинал Ришелье и французский абсолютизм

190. Загадки и противоречия Б. Паскаля

191. Становление принципов европейской политики Нового времени (Локк, Гоббс)

192. Классическая драма (Корнель, Расин, Мольер)

193. Культурное своеобразие ХVIII в.

194. Французская революция ХVIII в.: культурологический анализ

195. Культуры повседневности Нового времени

196. Женщина в новоевропейском культурном контексте

197. Европейская культура ХIХ в.

198. Культурные процессы в Европе на рубеже ХIХ – ХХ в.

199. Культурные процессы современного мира

200. Культура и глобальные проблемы современности

201. Философские основы модернизма

202. Массовая культура и личность

203. Картина мира массового человека

204. Массовая культура как феномен постиндустриального общества

205. От толп к массовой культуре: этапы осмысления массовости

206. «Одномерный» человек в ХХ-ХХ I веке

207. Художественные направления в современном искусстве

208. Искусство как феномен культуры

209. Творчество как созидательная деятельность личности

210. Проблемы развития компьютерного искусства

211. Технические виды искусства, их роль в культурных процессах

212.Концепция «дегуманизации искусства» (Х. Ортега-и-Гассет)

213. Основные направления модернизма в живописи

214. Постмодернизм: общая характеристика

215.Неогуманизм и ценностные ориентации современной культуры

216.Музыка как способ ценностного взаимодействия человека с миром

217. Выражение общечеловеческих ценностей в музыке

218. Духовные истоки и содержание культуры

219. Способы культурной идентификации

220. Проблема культурной идентичности

221. Мультикультурализм и современная культура

222.Этнические стереотипы поведения в различных культурах

223. Расизм, общность, личность

224. Культурные коды и религиозная идентичность

225. Самоидентификация как проблема

226.На пути к новому понятию человеческой идентичности: универсальность другого

227. Компьютерные технологии и современная культура

228. Культура и информационное общество

229. Нигилизм как феномен современной культуры

230. Театральный авангард: поиски и достижения

231. Модернизм в художественном творчестве ХХ в.

232. Рок-музыка как явление культуры ХХ века

233. Субкультурные объединения молодёжи

234. Гуманистические традиции культуры и современность

235. Предпосылки и интерпретации постмодернизма

236. Постмодернизм в зеркале социокультурных реалий ХХ в.

237. Основные концепции постмодернизма

238. Реальность и проблема человека в постмодернизме

239. Игра как принцип постмодернистского искусства

240. Особенности постмодернистского искусства

241. Эстетика русского постмодернизма

242. Постпостмодернизм

243. Проблема определения типа русской культуры

244. Русская идея: содержание и смысл

245. Язычество как форма мировоззрения восточных славян

246. Культурологические аспекты крещения Руси

247.Культура Византии и её влияние на культурные традиции Руси

248. Особенности влияния православия на быт и нравы Руси

249.Социокультурное значение русского религиозного раскола ХVII в.

250.Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре

251. Семантика русской иконы: умозрение в красках

252.Мир русской иконы и её почитание на Кольском Севере

253. Семиотика православного искусства

254. Древнерусское зодчество

255. Художественные стили в русской культуре ХIХ в.

256. Духовно-аскетический опыт в православии

257. Чины святости Православной церкви

258.Православное монашество: духовный идеал и культурное значение

259. Идея «христианского гуманизма» в русской культуре

260. Характер и особенности русского Просвещения

261. Уникальность и трагизм русской интеллигентности

262. Золотой век русской культуры

263. Серебряный век как социокультурная эпоха

264. «Мир искусства» и его место в русской литературе

265.Русская музыкальная культура конца ХIХ – начала ХХ века

266. Русские сезоны в Париже и Лондоне

267. Российские меценаты

268.У истоков нового сценического искусства: К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов

269. Русский авангард

270. Народное декоративно-прикладное искусство

271. Великие архитекторы России

272. Выдающиеся русские изобретатели-самородки (А.К. Нартов, И.П. Кулибин, К.Д. Фролов, И.И. Ползунов, братья Черепановы и др.)

273. Российские флотоводцы

274. Вклад российской науки в мировую культуру

275. Проблема русского классического наследия, преемственности культуры и её сохранения

276. Дискретность как характерная особенность развития русской культуры

277. Культура русского зарубежья

278. Культурный ландшафт приморских регионов Кольского полуострова

279. Культурный ландшафт Кольского Севера: народные промыслы, фольклор

280. Культурный ландшафт: Арктический регион

281. Особенности региональной художественной культуры (Мурманская область)

282. Образы и символы в культуре европейского Севера

283. Этапы формирования единого культурного региона Мурманской области

284. Формирование культурных традиций саамов и поморов

285. Проблема типологии культур

Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

3. Культура как единство деятельности и ценностей.

4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

5. Культура и общество. Функции культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Антропологические аспекты культуры.

8. Проблема типологии культуры.

9. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

10. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.

11. Концепция культуры О. Шпенглера.

12. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

13. Концепция культуры А. Тойнби.

14. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

15. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

16. Основные культурологические течения ХХ века. Франкфуртская школа.

17. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

18. Эволюционизм как теория культуры.

19. Ранние формы религиозных верований.

20. Миф как синкретизм первобытного сознания.

21. Характерные черты культуры Древнего Египта.

22. Индо-буддийская культурная традиция.

23. Китайско-конфуцианская культура.

24. Античность как тип культуры.

25. Особенности культуры Византии.

26. Культура средневекового арабского востока.

27. Характерные черты западноевропейского средневековья.

28. Исторические особенности русской культуры.

29. Характерные черты эпохи Возрождения.

30. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

31. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

32. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

33. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

34. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

35. Массовая культура и личность.

36. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

37. Задачи сохранения культурного наследия.

38. Региональная культура Кольского Севера.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...