Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сентиментализм в русской литературе



В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Русский сентиментализм к 1820 гг. исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

5. литература последней четверти 18 века.

Последняя четверть 18 века отмечена значительными успехами во всех родах литературы – в драматургии, поэзии, прозе. Все больше крепнет национальное своеобразие отечественной литературы.

Новаторские достижения раньше всего проявились в драматургии и связаны они в творчестве Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792). Вначале Фонвизин занимался переводами, а потом поставил перед собой задачу создать истинно национальную комедию. И вскоре появляется его комедия «Бригадир» (1769). Новаторство Фонвизина проявилось буквально с первых слов комедии: впервой ремарке, в которой он дает характеристику персонажам, он не забывает упомянуть и об из одежде.

Основная задача драматурга в «Бригадире» – показать истинное неприглядное лицо дворянства, которое отчетливо проступает сквозь внешний комический сюжет. «Бригадир» – первая русская комедия, которая была очень тесно связана с общественными событиями. «Бригадир» написан по правилам высокой комедии классицизма, но вместе с тем, по определению современников, это была «первая в наших нравах комедия». Достижения Фонвизина в «Бригадире» (например, новый показ провинциального помещичьего быта) были учтены другими комедиографами.

Вершиной творчества Фонвизина и всей творческой драматургии 18 века по праву считается «Недоросль». Это произведение глубоко новаторское. Прежде всего новаторским был жанр: это первая социально-политическая комедия на русской сцене. «Недоросль» ставит множество актуальных проблем. Но основным конфликтом в пьесе оказывается борьба передовых дворян с невежественно реакционной массой «благородного сословия», борьба за истребление рабства, диких форм крепостничества.

«Недоросль» явился предшественником комедий «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» гоголя.

Фонвизин в своей комедии не ограничивается воспроизведением действительности: он вскрывает причины, порождающие те или иные явления.

Название комедии «недоросль» как будто говорит о том, что основная в ней проблема – ложное и истинное воспитание. Заключительные слова Стародума («Вот злонравия достойные плоды!») неразрывно связывают плоды дурного воспитания с растлевающим влиянием крепостного права. Это влияние распространяется и на народ и на дворянство.

Новый подход Фонвизина к созданию характеров проявился и в дифференциации персонажей, в стремлении индивидуализировать их язык. Так, например, героиня комедии помещица Простакова. Это невежественная и корыстолюбивая, безжалостная крепостница страшна в сцене бешенства. Но она по-своему чадолюбива. На протяжении всей пьесы она вызывает презрение и гневе, но в финальной сцене, будучи отвергнутая сыном, становится жалкой и униженной.

Показательна и языковая характеристика героев.

Все качества Простаковой отражаются ее в языке К слугам она обращается «собачья дочь», «бестия», «скот», «воровская харя», «канальи», «воры»,а в обращении к Митрофану – «друг мой сердешный», «душенька».

Основу языка положительных персонажей составляет правильный, книжный язык. Речь Стародума бывает афористичной: «тщетно звать врача к больным неисцельно», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения» и др.

А.С. Пушкин назвал «Недоросля» комедией народной, а Горький сказал о ее авторе, что он стал зачинателем «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы – линии обличительно-реалистической».

Наиболее яркими представителями русской литературы последней четверти 18 века были Гавриил Романович Державин (1743-1816), Александр Николаевич Радищев (1749-1802), Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).

Заслуга М.Р. Державина в развитии литературы состоит в том, что он трансформировал установившуюся систему жанров классицизма, в частности, жанр оды.

В этом плане необходимо отметить два его произведения, написанные, по словам поэта, когда он «избрал совсем другой путь»: «На смерть князя Мещерского» и «На рождение на Севере порфирородного отрока» (опубликованы в 1779). По жанру оба они приближаются к оде. Но есть существенные отличия.

«На смерть князя Мещерского» - это элегическое размышление о неизбежности смерти, равняющей перед собой «монарха и узника». «Где стол был яств, тат гроб стоит». Но заключение резко меняет тог всего повествования: дается совет в духе гедонизма: (Жизнь есть небес мгновенный дар; Устрой ее себе к покою).

«В стихах «На рождение на Севере…» обнаруживается прямая полемика с Ломоносовым. Это подтверждает первая строка (в оде Ломоносова: «Где с белыми Борей власами»; Державин: «С белыми Борей власами»).

В своем произведеии Державин вводит новый мотив в наставления царям, чего не было у Ломоносова:

Будь страстей своих владетель,

Будь на троне человек!

Непосредственное разрушение жанра оды Державин начал в своей «Фелице» (1783). Здесь он соединяет похвалу царице с сатирой на ее приближенных, чем резко нарушает чистоту жанра. В оде возникает собирательный образ мурзы, в котором нашли отражение характерные черты многих екатерининских вельмож. Типичность образа мурзы подчеркивается последней строкой его характеристики: «Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож».

Место поэта в отечественной литературе определил Виссарион Григорьевич Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед».

А.Н. Радищев (1749-1802) возглавил сентиментально-реалистическую линию в развитии русской литературы. Он был первым писателем, кто вникнул в существо социальных противоречий, угадал дух самой истории, прежде всего народных движений, отказался от рационалистических схем и перешел к созданию концепции революционно развивающейся действительности.

Широкий охват жизни русского общества последних десятилетий 18 века в «Путешествии из Петербурга в Москву» не имел себе равных ни у кого из писателей – предшественников и современников Радищева.

Ценность этой книги, наряду с другими достоинствами, заключается в следующем: 1) глубокое и всестороннее отображение русской действительности; 2) впервые осуществленный анализ и оценка важнейших государственных институтов со стороны политической экономической, юридической и моральной. Выводы из этого анализа лежат в основе приговора самодержавию, крепостному праву и всему тому, что приносит общественный вред, уничтожает человеческую личность.

Главный враг русского народа и Радищева в «Путешествии…» – это самодержавно-крепостнический срой.

Николай Михайлович Карамзин оказался во главе сентиментально романтического развития русской литературы.

Наиболее известные произведения Карамзина – «Письма русского путешественника», которые были литературной обработкой дневниковых записей писателя во время своих странствий за границей. Несмотря на заявления о всеобщем довольстве и благополучии, он не может умолчать о резких социальных контрастах, которые существуют на Западе. Например, во Франции на каждом шагу обнаруживается «оскорбительное смешение богатства с нищетой», «роскоши и самой отвратительной нечистоты». В Берлине благоухающая фешенебельная улица сменяется вонючими окраинами и т.п.

Наибольших успехов писатель достиг в жанре повести. Особую популярность получила его повесть «Бедная Лиза», составившая вместе с «Натальей, боярской дочерью» своеобразную дилогию о поисках личного счастья.

большому успеху у читателей повесть «Бедная Лиза» была обязана прежде всего своей гуманистической направленности: «и крестьянки любить умеют», и необычной для этого жанра трагической развязке. «Новым словом» в повести было самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда вознаграждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1605 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...