Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты литературы сентиментализма



План

1. Общая характеристика русской литературы 18 века.

2. Литература петровского времени.

3. Литература русского классицизма.

4. Литература 1760 – начала 1770 гг.

5. литература последней четверти 18 века.

1. Общая характеристика русской литературы 18 века.

Русская литература 18 века сохранила и умножила лучшие качества литературы предшествующего периода: ее патриотизм, связь с народным творчеством, все увеличивающийся интерес к человеческой личности, обличительную направленность против социальных «настроений», сатирическое осмеяние общественных и человеческих пороков.

Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество.

В 18 веке начинает формироваться так называемая «новая» русская литература, особенностью которой был процесс ее неуклонной демократизации, который начинался с «обмирщения» литературы, с обращения к ее земным горестям и радостям.

Особо следует отметить, что с 60-х годов одной из ведущих в литературе становится крестьянская тема. Писатели настойчиво начинают вести художественный анализ не только следствий, но и самого основного конфликта эпохи – между закрепощенным крестьянством и его угнетателями помещиками.

Высокая гражданственность, глубокий патриотизм передовых писателей 18 века предопределили их борьбу с консервативными вилами, мешающими прогрессу русского общества. Борьба с беззаконием на всех его уровнях становится одной из ведущих тем художественных произведений.

Идейное богатство русской литературы сочеталось в ней со значительными художественными достижениями. Именно в 18 веке разрабатывались нормы и принципы развития литературного языка; были приняты новые системы жанров и стихосложения (силлабо-тоническая). Этими системами до сих пор (с небольшими изменениями) пользуются писатели и поэты.

Русская литература 18 века выполнила прежде всего свою главную задачу – социально и нравственно воспитывать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет русской классики 19 века.

Периодизация русской литературы 18 века выглядит следующим образом:

1-й период (конец 17 – первые десятилетия 18 в.) – литература носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения».

2-й период (1739 – 1750-е гг.) – формирование классицизма новой жанровой системы, осуществление стихотворной реформы.

3-й период (1760-е – первая половина 1770-х гг.) – эволюция классицизма; расцвет сатиры; появление предпосылок к зарождению сентиментализма

4-й период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, рост реалистических тенденций.

2. Литература петровского времени.

Особенность литературы петровского времени (или 1-го периода литературы 18 в.) состоит в том, что в ней сохраняется ряд особенностей древнерусской письменности. Она остается все еще рукописно и чаще всего анонимной.

С этого же времени увеличивается интерес русских писателей к человеческой личности, происходит углубление гуманистического начала в искусстве. Человек окончательно перестает быть источником греховности и становится активной личностью, ценной сама по себе и еще больше за «услуги к отечеству».

Читательскую аудиторию составляли люди разных сословий (дворяне, купцы, посадские люди и даже грамотные крестьяне).

Беллетристика этой эпохи была самой разнообразной по составу, по происхождению. Здесь встречаются переделки эпических жанров (фольклора: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок), популярны еще были повести 17 века, переводная литература (особенно авантюрного характера).

В разнообразной повествовательной литературе этого периода особенно выделяются три «гистории»: «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о Александре, российском дворянине» и «Гистория о некоем шляхетском сыне». Основным сюжетным ядром в этих повестях является уход сына из родительского дома. Если в произведениях древнерусской литературы последствия такого шага были для героев печальны, то в повестях петровского времени им сопутствует немалый успех.

Совершенно новым явлением для русской поэзии в петровское время оказалась любовная лирика. В текстах любовной лирики того времени было немало курьезов. Но в тех редких случаях, когда она опиралась на народную поэтику, появлялись высокохудожественные произведения. Например, одна из песен Петра Квашнина, ставшая хрестоматийной:

Кабы знала, кабы ведала

Нелюбовь друга милого,

Неприятство друга сердечнова,

Ой, не обвыкла бы, не тужила бы,

По милом друге не плакала,

Не надрывала б своего ретива сердца.

В петровское время стали складываться предпосылки формирования русского классицизма. Особую роль в этом сыграл Феофан прокопович и его труды «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706).

Ф Прокопович требует от поэзии серьезной проблематики, высокой нравственности. Поэты должны отказаться от того, чтобы «перебрать в мыслях, и словесно все эти забавные садики, ручейки, цветочки, набеленные щеки, убранные золотом волосы и тому подобные изящные пустяки». У настоящей поэзии другое назначение: «сочинять хвалы великим людям и память об их славных подвигах передавать потомству; «поведать о тайнах природы и о наблюдениях над движением небесных светил», наставлять гражданина и воина.

3. Литература русского классицизма.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Формирование русского классицизма (3-й период) происходило несколько позже, чем в европейских странах. Отличительна черта русского классицизма – его направленность на насущные вопросы русской жизни. Литература должна была стать активной защитницей петровских реформ, потому что классицизм в России начал оформляться в период реакции, наступившей после смерти Петра Первого, когда были поставлены под удар прогрессивные завоевания предшествующих десятилетий.

Литература русского классицизма отводила большую роль в государстве просвещенному монарху «Царь – равный всем судья и равный веем отец» (Сумароков). Вступив на престол, правитель должен прежде всего помнить, что он такой же человек как и его подданные.

Эстетический идеал писателей – классицистов нашел свое яркое воплощение в образе нового человека – гражданина и патриота

В формировании русского классицизма приняли участие прежде всего Антиох Дмитриевич Кантемир, Василий Кириллович Тредиаковский, Михаил Васильевич ломоносов и Александр Петрович Сумароков.

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1714). Первым ввел в русскую литературу жанр стихотворной сатиры, выработанный поэтикой классицизма на основе античных образцов. Вместе с тем, он придал своим сатирам неповторимый национальный колорит, опираясь на устное народное творчество и отечественную сатирическую традицию.

Из девяти написанных Кантемиром сатир наибольший интерес представляют первые две: «На хулящих учение» и «На зависть и гордость дворян злонравных».

Сатира «На хулящих учение» обличает представителей церковной и светской реакции, пытавшихся после смерти Петра Первого вернуть Россию к дореформенным порядкам.

Вторая сатира посвящена защите петровской «Табели о рангах», идее физического равенства людей и внесословной ценности человека. Сатира строится в форме диалога-спора между носителями двух враждебных друг другу идеологий.

Завершатся сатира утверждением естественного равенства людей.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768) проявил себя как новатор и экспериментатор в области художественного творчества и в области филологической науки.

Находясь во Франции, почти одновременно с появлением первых «Сатир» Кантемира, Тредиаковский перевел на русский язык роман французского писателя Поля Тальмана «Езда на остров любви» (это было первое печатное произведение художественной литературы на русском языке).

Для становления новой русской литературы непосредственное значение имел не столько сам галантно-любовный аллегорический роман «Езда на остров любви», сколько предисловие его переводчика. В нем Тредиаковский высказал одно из важнейших требований классицизма – стремиться к единству содержания и формы. Другая плодотворная мысль, высказанная в предисловии романа, – мысль о необходимости вообще опираться на разговорную речь в разработке литературного языка.

Тредиаковский первым осознал, что для развития на русской почве новых жанров в поэзии необходима реформа силлабической системы стихосложения (суть системы: в строках должно быть равное количество слогов; ритм стиха во внимание не берется). Начало этой реформе было положено им в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих званий» (1735). Суть реформы заключалась в тоническом принципе, т.е. в соблюдении равномерного чередования ударных и безударных слогов (фактически это современный силлабо-тонический принцип построения стиха). Тредиаковский требовал в подавляющем большинстве случаев пользоваться женской рифмой и отдавать предпочтение из пяти стихотворных размеров хореической стопе (- - /).

Самое крупное художественно произведение Тредиаковского – «Телемахида» (1766). Это стихотворное переложение романа французского писателя Фенелона «Похождения Телемака», высоко ценившегося у русских писателей. В произведении Тредиаковский создает впечатляющую галерею преступных царей. На совести царей – тягчайшие преступления. За свои злодеяния они попадают в Тартар.

Создание и публикация «Телемахиды» – свидетельство гражданского мужества писателя: он хорошо представлял себе, что «обличение злых царей», которые «не любят вещающих Истину смело», чревато опасными последствиями.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765).

Учение о трёх сти́лях - самостоятельно

В творчестве М.В. Ломоносова русская поэзия классицизма достигла замечательных успехов.

Ломоносову, для решения стоящих перед ним задач, более всего подходил высокий жанр оды, где он прославляет героев «от земледельца до царя».

Центральной темой в одах Ломоносова была тема родины. Он не устает прославлять величие России, ее обширность и необозримость, неисчерпаемое обилие ее богатств.

Чтобы родина стала действительно процветающей, а ее народ жил в довольстве и благополучии, необходим упорный, напряженный труд всех слоев населения. И тема труда становится одной из центральных в одах Ломоносова. Чтобы быстрее развивалась промышленность, земные недра открыли свои богатства, а «ратай» мог собрать «сторичный плод» (урожай), на помощь должны прийти наука и просвещение. В одах Ломоносова звучит призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке.

В одах Ломоносов создает образ идеального правителя, пекущегося о распространении образования и успехах наук, об улучшении экономического положения страны, о просвещении своих подданных. Примером, достойным всяческого подражания, Ломоносов, естественно, избрал Петра Первого.

В отличие от Ломоносова, отдававшего предпочтение «высокой» поэзии, Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) выступал за равноправие всех жанров. И его собственное творчество в русской литературе 18 века было самым разнообразным в жанровом отношении. Сумароков вошел в историю русской литературы как теоретик русского классицизма. Ему принадлежат наиболее полно и доступно сформулированные программные произведения 1748 года – «О русском языке» и «О стихотворстве».

Сумароков писал сатирические произведения. Им было написано около 400 басен. В них он предстал подлинным новатором, так как придал басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил против многих общественных пороков и людских недостатков (н-р: «Безногий солдат», «Терпение») Среди современников Сумароков прославился как драматург-трагедиограф. Им было создано 9 трагедий и 12 комедий. Соблюдение правил классицизма не помешало Сумарокову наполнить их содержание злободневными вопросами. Так, в трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), рассказывавшей о событиях Смутного времени, герой изображался как злодей, тиран, узурпатор. Искушенный зритель понимал намеки, содержащиеся в трагедии, которые давали повод для размышления: законно ли захватила власть Екатерина П и имеет ли она право оставаться на троне после того, как наследник престола, ее сын Павел, достиг совершеннолетия. Пафос трагедии заключался в откровенном требовании свергнуть с престола царя-деспота, «Москвы, России врага и подданных мучителя».

Сумароков стал родоначальником русской политической трагедии.

В своих комедиях Сумароков высмеивал личных врагов, своих литературных противников.

Наибольшее распространение среди широких читательских кругов получила лирика писателя. Лирическая струя в творчестве писателя была связана прежде всего с любовной темой. С одной стороны он отдавал дань традиционным классическим жанрам идиллии и эклоги, с другой стороны, мир искренних душевных переживаний раскрылся в его песенном творчестве.

4. Литература 1760 – начала 1770 гг.

Процесс дальнейшего сближения литературы с жизнью в произведениях классицизма в первую очередь проявился с «низких» жанрах. В них воспроизводился живой, грубовато-правдоподобный быт, гротеск, напоминающий сказки и прибаутки.

Правдивые зарисовки из жизни крепостного крестьянства, купечества начинают интересовать и драматургию, прежде всего жанр комической оперы.

Однако наиболее глубоко положение крепостного крестьянства было показано в журналах Николая Ивановича Новикова (1744-1818) «Трутень» (1769-1779) и «Живописец (1772-1773).

Портреты помещиков-извергов даны пока еще абстрактно, а их жертвы и вовсе безлики. Но вскоре появляются «Копии с отписок» и «Копии с помещичьего указа», в которых абстрактность уступает место конкретности и нарочитой безыскусности.

В центре «Копий с отписок» - горькая участь крестьянина-должника Филатки. «Он лето прохворал, хлеба не сеял, работать в доме некому, лошади пали», – сообщает о нем староста. Недоимки он не заплатил. Избы его проданы, также и корова. Ребята большие померли, остался он с четырьмя ребятишками мал мала меньше. Кормить их нечем. Если бы не помощь собратьев-крестьян, то их ожидала бы участь старших детей.

Челобитную барину Филатка заканчивает проникновенной просьбой: «Неужто у твоей милости каменное сердце, что ты над моим сиротством не сжалишься?» В ответ Филатке поступил приказ, «чтобы он впредь пустыми своими челобитными не утруждал и платил бы оброк без всяких отговорок».

Помещик в этом произведении носит не абстрактное имя (Недоум, Безрассуд и т.п.), а назван Григорием Сидоровичем.

Новиков-издатель не ограничивался показом жертв крепостного права, но в живой, конкретной форме разоблачал виновников крестьянской каторги. Так, в журнале «Живописец» публиковался цикл, условно названный «Письма Фалалею». В нем показаны живые, колоритные фигуры поместных дворян. С едкой и злой иронией автором дано разделение труда между дворянами и крестьянами: «Они на нас работают, а мы их сечем, ежели лениться станут, так и мы равны».

Огромная заслуга Новикова состояла в том, что он прессе попытку Екатерины П увести отечественную литературу в сторону «улыбательной» сатиры, превратить ее в официально-верноподданническую. Новиков отстаивал сатиру «на лицо» (любого ранга), а не сатиру «на порок» (как правило, общечеловеческий, абстрактный). Новиков требовал от писателей высокого мужества и пристального внимания к самым существенным сторонам общественной жизни. Это мужество проявил и сам писатель, не только осмеивая литературную продукцию императрицы, но и обличая самовластие.

В 60-е годы 18 века начинает зарождаться русский сентиментализм.

Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) — умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие их,то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1075 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...