Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Охарактеризуем эти признаки подробнее



· Медийность. Медиатекст жестко детерминирован каналом коммуникации. Каждое СМИ характеризуется особым набором медийных признаков, которые оказывают существенное влияние на лингвоформатные свойства текста. Так, печатные СМИ предпо­лагают графическое (шрифтовое) оформление и иллюстрации, сопровождающие вербальный текст. Радиотекст включает аудиальный компонент - голосовые характеристики и звуковое со­провождение, телетекст усиливает вербальную и аудиальную составляющую видеорядом. Интернет создает потенциальную воз­можность многоканальной передачи информации и подвижность границ текста.

Недавно появившийся термин формат издания связан с необ­ходимостью принимать во внимание взаимовлияние содержатель­ных, технических и - отчасти - идеологических факторов, структу­рирующих медиапродукт. Формат СМИ — это совокупность пара­метров элементов, составляющих контент и определяющих особен­ности его подачи в соответствии с применяемыми информационно- коммуникационными технологиями и концепцией СМИ (редакцион­ной политикой издания) [8].

· Массовость. Специфика массовой коммуникации состоит в том, что это социально ориентированное общение, в котором пре­терпевают изменение фигуры автора (субъекта) и адресата.

По мнению психолога А.А. Леонтьева, у СМИ «как бы двойной субъект». С одной стороны, это, как правило, один человек, личность (теле- или радиоведущий, журналист-автор газетных материалов, эксперт и т.п.), с другой - « субъектом такого общения всегда являет­ся тот или иной коллектив или общество в целом: в социально ори­ентированном общении коммуникатор всегда представляет, репре­зентирует мнения, убеждения, информацию социального коллекти­ва или общества» [9].

Адресат СМИ - массовая аудитория («потенциальное неопре­деленное множество лиц», по И.М. Кобозевой), вступающая в ретиальное (от лат. rete - сеть), опосредованное, социально ориентиро­ванное общение и, соответственно, обретающая категориальные признаки, такие как ретиальная, анонимная, рассредоточенная (во времени, а в бумажных СМИ еще и в пространстве), неопределенная, разнородная, объединенная «только элементарным знанием языка», неспособная в силу специфики массовой коммуникации критически оценить текст [10]. Таково «классическое» определение адресата медиатекста.

· Интегративность (поликодовость). Понятие «код», пришед­шее в лингвистику из теории информации, обычно трактуется как шифр, множество знаков, «упаковывающих» информацию по опре­деленным правилам, предположительно известным адресату и адре­санту сообщения. Существует бесчисленное множество кодов, опре­деляемых в соответствии с разными критериями, и, наряду с кодами, связанными с каналом передачи информации (вербальными, визу­альными и др.), могут быть выделены идеологические, риториче­ские, культурные, жанровые, стилистические, стихотворный и про­заический коды и т.п. Именно такое понимание кода лежит в основе известного тезиса Ю.М. Лотмана: «Зашифрованность многими кода­ми есть закон для подавляющего числа текстов культуры» [11]. Полико­довость не тождественна мультимедийности - транслированию ин­формации с помощью разных каналов связи.

Современные медиатексты как по форме создания, так и по форме воспроизведения являются мультимодальными (Н.В. Чиче­рина), креолизованными [12] (Н.С. Валгина, Ю.А. Сорокин, Э.А. Лазарева, Л.Г. Кайда), поликодовыми (В.Е. Чернявская), интегрирующими в едином смысловом пространстве разнородные компоненты (вер­бальные, визуальные, аудитивные, аудиовизуальные и др.). И даже традиционные печатные медиатексты трудно обозначить только как вид письменной речи, поскольку важным элементом газетного текста выступает визуальная составляющая, его графическое, шриф­товое, цветовое оформление. Установлено, что для адекватного по­нимания газетного материала существенным оказывается пространственный параметр, выполняющий определенную смыслообразующую функцию: размещение на полосе, внутренняя фрагментация, объем, соседство с другими текстами и т.п.

· Открытость. По мнению ряда исследователей, медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций: текст СМИ представляет собой совокупность фраз бесконечных ги­пертекстов, где все является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием [13].

Итак, открытость медиатекста соотносится с базовой категори­ей культуры - интертекстуальностью [14]. Интертекстуальность и от­крытость медиатекста как семиотического явления обусловлены его вписанностью в единое глобальное информационное пространство.

СМИ создают «картину мира», диктуют обществу в целом и отдельно­му индивиду вкусы, жизненные приоритеты, нормы поведения, в том числе и речевого.

Согласно теории М.М. Бахтина [15], любой «познавательный акт находит действительность уже обработанной в понятиях донаучно­го мышления, но, главное, уже оцененною и упорядоченною этиче­ским поступком: практически-житейским, социальным, политиче­ским», «и познавательный акт повсюду должен занимать по отноше­нию к этой действительности существенную позицию».

Таким образом, даже в новостных жанрах журналист воспро­изводит не саму действительность, но факты, определенным обра­зом отобранные и сгруппированные в соответствии с чьей-то (не всегда его собственной) позицией: интертекстуальность в данном случае варьирует в диапазоне от документирования до подмены от­ветственности за сообщаемую информацию.

Вопросы к семинарскому занятию:

1.Когда и где возник термин медиатекст? Назовите русских ученых, внесших свой вклад в изучение медиатекстов.

2.Каковы экстралингвистические факторы, определяющие сущность медиакоммуникации и функционирования медиатекстов?

3. Дайте определение медиатекста. Назовите основные сферы функционирования медиатекстов.

4. Охарактеризуйте основные категории медиатекста: медийность. массовость, интегративность (поликодовость), открытость (интертекстуальность).

Литература:

1.Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики: сб. статей. М.: Флинта: Наука, 2008. С.7-13.

2. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2005. №2. С. 7-15.

3.Язык средств массовой информации / под ред. М.И.Володиной. М.: Академический проект: Альма Матер. 2008.


[1] Гипероним – родовое обозначение.

[2] Нарратив. От фр. narratif < лат. narrativus - повествовательный - лит. повествовательный, описательный (в отличие от диалогового), эпический (напр., н. проза).

[3] Дигитальность. От англ. digital < лат. digitus - палец] - 1) мат. однозначное число от 0 до 9; цифровой, представленный в числах или четко ограниченных ступенях оценок; 2) д. техника - общее обозначение для применения цифровых представлений любых величин в вычислительной технике с помощью электронных устройств; 3) д. часы - деталь в вычислительных устройствах, в видеомагнитофонах и других приборах.

[4] Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). - М.: Флинта: Наука, 2008. См. также URL: http://www.twirpx.com (дата обращения: 07.07.2011).

[5] Коньков В.И. Необратимость речи как особенность коммуникативного акта // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах: доклады международной научной конфе­ренции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. С. 120- 125.

[6] Варченко В.В. Цитатная речь в медиатексте. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 7.

[7] См.: Казак М.Ю. Медиатекст: сущностные и типологические свойства // Global Media Journal. Глобальный медиажурнал. Российское издание. - URL: http://test.gmj.sfedu.ru/v2il/v2il_kazak.htm (дата обращения: 07.07.2011).

[8] См. материалы методического семинара «Динамика развития форматов и жан­ров в современных СМИ», МГУ, 22.06.2009. - URL: http://www.itiediascope.ru/ node/416 (дата обращения: 07.07.2011).

[9] Леонтьев А.А. Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володи­ной. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - С. 135.

[10] Волков АЛ Риторический аспект языка СМИ // Язык средств массовой инфор­мации: учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - С. 130.

[11] Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры // Ю.М. Лотман. Избранные ста­тьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллинн: Александ­ра, 1992. - С. 143.

[12] Креолизованный текст – это смешанного типа текст. Взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический тексты обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуникативный эффект. Креолизованные тексты могут быть текстами с частичной креолизацией и текстами с полной креолизацией. В первой группе вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными. Такое сочетание часто находим в газетных, научно-популярных и художественных текстах. Большая спаянность, слияние компонентов обнаруживается в текстах с полной креолизацией, в которых между вербальным и иконическим компонентами устанавливаются синсемантические отношения: вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда, и само изображение выступает в качестве облигаторного (обязательного) элемента текста. Такая зависимость обычно наблюдается в рекламе (плакат, карикатура, объявления и др.), а также в научных и особенно научно-технических текстах. Иконический компонент текста может быть представлен иллюстрациями (фотографиями, рисунками), схемами, таблицами, символическими изображениями, формулами и т.п.

[13] Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект... - С. 110.

[14] Интертекстуальность – это термин, введенный Кристевой для обозначения спектра межтекстуальных отношений, постулирует, что любой текст всегда является составной частью широкого культурного текста. Вопрос об И. продолжает проблематику диалогического понимания, рассматриваемую в работах Бахтина и предлагает рассматривать любой текст как открытую структуру

[15] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 24.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...