Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Медиатекст в функционально-прагматическом аспекте. Специфика автора и адресата



Медиатекста

1. Возникновение понятия «медиатекст» и его сущность

Типология медиатекстов

Медиатекст в функционально-прагматическом аспекте. Специфика автора и адресата

Ключевые понятия и категории: посредник-медиатор, гипероним, журналистский текст, PR-текст, публицистический текст, газетный текст, теле- и радио­текст, рекламный текст, текст интернет-СМИ, пиарналистика, жанр.

В современных условиях становления информационного об­щества особую актуальность приобретает изучение речевой практи­ки СМИ. Выступая в качестве посредника-медиатора в передаче ин­формации, СМИ ее существенным образом преобразуют: путем отбо­ра информации и способа ее подачи влиятельные социальные груп­пы осуществляют регулятивное воздействие.По мнению немецкого социолога Н. Лумана, реальность сегодня конструируется СМИ, и почти все, что мы знаем о мире, мы получаем посредством СМИ. Та­ким образом, СМИ выступают и как инструмент власти, и как орудие осуществления информационного диктата, и как способ когнитив­ной обработки социума и индивида с целью формирования особой картины мира.

Основной единицей членения медиапотока является медиатекст, рамки которого позволяют объединить такие разноплано­вые и многоуровневые понятия, как газетная статья, радиопере­дача, телевизионные новости, интернет-реклама и прочие виды продукции СМИ.

Появившись в 90-х годах XX в. в англоязычной научной литературе, термин «медиатекст» быстро распростра­нился как в международных академических кругах, так и нацио­нальных медиадискурсах.

Быстрое закрепление концепции медиатекста в научном сознании было обусловлено все возрастаю­щим интересом исследователей к изучению проблем медиаречи, особенностей функционирования языка в сфере массовой комму­никации.

Мы будем понимать медиатекст как динамическую сложную единицу высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых комму­никаций.

Таким образом, термин медиатекст рассматривается как ги­пероним [1] ряда предшествующих терминов: журналистский текст, PR-текст, публицистический текст, газетный текст, теле- и радио­текст, рекламный текст, текст интернет-СМИ и т.д.

Три основных сферы его функционирования - журналистика, PR и реклама.

Мы считаем принципиально важным не ограничивать рамки медиатекста только журналистским продуктом, поскольку активной тенденцией современных медиа является тенденция к интегративности, причем процессы интеграции происходят и в границах самой журналистики, и на стыке журналистики, рекламы и PR.

Так, существует ряд изданий, мимикрирующих под журналист­ские, но по сути являющихся рекламными. Исследователи предупреж­дают о непредсказуемых социальных последствиях сращения текстов журналистики и PR («пиарналистики», в обозначении А.П. Короченского), влияющих как на структуру и коммуникативные процессы, так и на поведение и мировоззрение массовой аудитории в целом.

А размежевание рекламного и PR-текстов до сих пор вызывает разно­гласия в научных кругах, что неудивительно, поскольку специфика самого PR-текста заключается в том, что он по функциям продвиже­ния и позиционирования сближается с рекламным текстом, но для того, чтобы его разместили в СМИ - и желательно бесплатно, - выну­жден маскироваться под журналистский материал.

Между тем проблема разграничения этих трех сфер и их текстовых продуктов отнюдь не схоластическая: от ее решения зависит качество профессиональной подготовки будущих журна­листов, пиарщиков и рекламистов, которые должны четко пред­ставлять границы своей компетенции и знать параметры продук­та своей деятельности. Причем не только своей, но и «смежни­ков», ведь медиапрофессии, в силу экономических, технологиче­ских и др. причин, просто не могут существовать изолированно - их функции часто пересекаются, в каких-то случаях они должны быть взаимозаменяемы, и, соответственно, специалисты- медийщики обязаны знать арсенал текстовых форм друг друга. Журналист должен уметь писать PR-статьи «на заказ» и готовить рекламные материалы для размещения на своем медиаресурсе. Пиармен по роду своей деятельности постоянно производит жур­налистские и рекламные материалы. И, наконец, представители всех трех специальностей обязаны владеть текстовыми приема­ми, способствующими рекламному и пиар-продвижению своего информационного продукта для того, чтобы выгодно продавать его на медиарынке.

Именно поэтому мы принимаем концепцию медиатекста как единства трех основных сфер медиапрактики - журналистики, рекламы и PR.

Исследование медиатекста текста неизбежно выдвигаетво­прос о приоритетных аспектах анализа и описания.

На сегодняшний день система СМИ доста­точно четко дифференцируется по каналу коммуникации:печат­ные, радио- и телевизионные и интернет-СМИ. Каждый из этих ка­налов обладает своим набором медийных признаков, оказывающих существенное влияние как на содержание медиатекста, так и на форму его воспроизведения.

Так, специфика медиатекста в Интернете связана с такими свойствами интернет-коммуникации, как интерактивность (воз­можность обратной связи и непосредственного участия в процессе коммуникации ), нелинейность и использование новых нарративных [2] стратегий, дигитальность [3], или использование цифровых форматов, модульность (комбинирование разнородных элементов в едином смысловом пространстве), ускорение времени и сжатие пространст­ва при акцентировании возможностей мгновенной коммуникации и уменьшения барьеров физической дистанции, конвергенция, приво­дящая к созданию гибридных форм текста и интеграции различных технологий.

Своеобразие радио и телевидения определяется тем, что они представляют такую модель коммуникации, которая, с одной сторо­ны, сходна с обыкновенной моделью межличностного общения, а с другой стороны, является специфической формой коммуникативного взаимодействия: это опосредованное общение со зрителя­ми/слушателями; непосредственное общение с участником передачи; имитация непосредственного общения со зрителями/слушателями; массовое общение со зрителями/слушателями; личностное общение с участниками передачи; имитация личностного общения со зрителя­ми; межперсональное общение участников передачи со зрителя­ми/слушателями; ролевое общение со зрителями/слушателями (жур­налист выполняет социальную роль, являясь выразителем общест­венно значимой информации).

Таким образом, основными свойствами радио- и телекоммуни­кации являются опосредованный характер общения и особенности восприятия текста адресатом. Очевидно, что телевизионные и ра­диожурналисты обязаны строить свою деятельность, учитывая на­званные выше свойства и приспосабливаясь к опосредованности общения и специфическому характеру восприятия информации ад­ресатом.

Итак, базовым критерием, определившим способ членения и подачи материала в лекциях, является канал распростране­ния информации и - соответственно - характеристика трех основ­ных сфер функционирования медиатекста - печать, телевидение и радио и Интернет.

В качестве дополнительного критерия анализа медиатекстов выступает функционально-жанровый принцип.

Жанр - важный регулятор, с одной стороны, воплощения за­мысла автора, с другой - восприятия произведения. С точки зрения автора жанр прогнозирует и ограничивает выбор формы: объем и качество имеющейся информации подсказывают автору, что можно рассчитывать на заметку, но никак не на очерк или репортаж. С дру­гой стороны, с позиций адресата жанр прогнозирует и ограничивает ожидания (и, следовательно, построение гипотезы о тексте): заин­тересовавшись ярким заголовком, читатель может рассчитывать на аналитическую статью, а в процессе чтения видит бесконечное пе­речисление должностных и служебных обязанностей героя, таким образом, его ожидания обмануты, а эффект воздействия текста не осуществлен.

В соответствии с изложенными научными и методологиче­скими принципами наша дисциплина состоит из следующих тем:

- Медиатекст как объект медиалингвистики;

- Журналистский медиатекст;

- Медиатекст печатных СМИ: жанрово-стилистический аспект;

- Жанровая и прагмастилистическая специфика телевизион­ного и радийного текста;

- Специфика WEB-медиатекста;

- Прагмалингвистические особенности рекламного текста и специфика его редактирования;

-PR-текст как разновидность медиатекста.

Лекции предполагают практическую направленность материала, поэтому все лекции снабжены контрольными вопросами, заданиями, которые предполагают как самостоятельную работу, так и их выполнение под руководством преподавателя, а также списками рекомендованной литературы.

1. Возникновение понятия «медиатекст» и его сущность

Возникший в 90-х годах XX в. в англоязычной научной литера­туре термин медиатекст стал широко использоваться в исследова­ниях последних лет, посвященных массовым коммуникациям. Зару­бежные специалисты (А. Белл, Т. ван Дейк, М. Монтгомери, Н. Фейерклаф, Р. Фаулер) изучали и функционально-стилевые осо­бенности языка СМИ, и типологию медиатекстов, и лингвомедийные технологии.

Вместе с тем, как это нередко бывает в истории науки, новая, западная, терминология органично соединилась с отечест­венной традицией изучения публицистического стиля, психологии массовой коммуникации, текстопорождения и языка СМИ, представ­ленной именами А.А. Леонтьева, Т.М. Дридзе, С.И. Бернштейна, А.Н. Васильевой, Д.Н. Шмелева, В.Г. Костомарова, Ю.В. Рождествен­ского, Я.Н. Засурского, Г. Я. Солганика, Н. Н. Кохтева и др.

Т.Г. Добросклонская предложила объединить исследования подобного рода в особую дисциплину - «медиалингвистику», рамки которой обеспечивают системный научный подход к изучению язы­ка СМИ, а также позволяют выделить в качестве основной категории анализа медиатекст [4].

Можно утверждать, что теория медиатекста сегодня претендует на самостоятельную нишу в рамках теории тек­ста или стремится отпочковаться от нее.

Специфика медиатекста определяется прежде всего внешними условиями его существования, к которым относятся:

· особый тип и характер информации, транслируемой СМИ. Выступая в качестве посредника-медиатора в передаче информации, СМИ ее существенным образом преобразуют: путем отбора информации и способа ее подачи влиятельные социальные группы осуществляют регулятивное воздействие. По мнению немецкого со­циолога Н. Лумана, реальность сегодня конструируется средствами массовой информации, и почти все, что мы знаем о мире, мы получа­ем через посредство СМИ.

Таким образом, СМИ выступают и как ин­струмент власти, и как орудие осуществления информационного диктата, и как способ когнитивной обработки социума и индивида с целью формирования особой картины мира;

· производство «на поток», одноразовость, невоспроизво­димость. Получатель массовой информации не хранит ее тексты, отправитель сохраняет лишь отдельные ее фрагменты - «тексты массовой информации являются однократными и невоспроизводи­мыми» (А.А. Волков). При этом, как считает В.И. Коньков [5] , необрати­мой в СМИ становится не только устная, но и печатная речь: теоре­тически потребитель может повторно или даже в третий раз прочи­тать текст или просмотреть видеосюжет, который он скачал, напри­мер, в YouTube. Реально же воспринимается только то, что удалось «прочитать» с первого раза, потом внимание читателя привлекает другой, более актуальный текст. Философы говорят о быстром «ста­рении» информации в современном обществе: срок жизни новости коррелирует с периодичностью СМИ, и новый номер заставляет за­быть предыдущий. Поэтому, по мнению некоторых ученых, границы медиатекста «определяются рамками даты выпуска» [6] ;

· коллективное производство медипродукта: всякий текст создается и обрабатывается несколькими лицами (журналистом, ре­дактором, оператором, режиссером, монтажером и т.д.), помещается в окружение других текстов, так что структура выпуска, независимая от воли автора, определяет содержание каждого материала;

· опосредованность общения и особый характер обратной связи - ограниченный, минимизированный или вовсе отсутствую­щий, отложенный во времени и пространстве, имеющий имитаци­онный характер (современные интерактивные формы в СМИ прин­ципиально не меняют общей картины);

· значимость технических средств, посредством которых транслируется сообщение: технические возможности не просто «упаковка» контента - они преобразуют и структурируют само со­общение, поэтому, например, одна и та же новость формирует дено­тативный план разных новостных печатных, радио-, теле- и интер­нет-текстов;

· экономический параметр, определяющий идеологию изда­ния и влияющий на его содержательное и техническое воплощение.

Перечень экстралингвистических факторов не является ко­нечным и может быть продолжен.

Медиатекст можно определить как динамическую сложную единицу высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуни­каций.

Таким образом, термин медиатекст является гиперонимом (родовым обозначением) ряда предшествующих терминов: журна­листский текст, PR-текст, публицистический текст, газетный текст, теле- и радиотекст, рекламный текст, текст интернет- СМИ и т.д. Три основных сферы его функционирования - журнали­стика, PR и реклама.

Основные категории медиатекста - медийность, массовость (как в сфере создания, так и в сфере потребления медиапродуктов), интегративность, или поликодовость и открытость [7].





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...