Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение науки



В философии и методологии науки существует общепринятое положение, что этапу становления науки предшествовал этап накопления донаучного, предпосылочного знания. И к таковым, прежде всего, относится рациональный знаниевый пласт внутри мифологического мировоззрения: описание явлений природы, исторических событий, попытки ответа на вопросы, такие, как откуда берется ветер и куда он, потом исчезает, как делаются и устроены вещи, как устроен человек, и т.д.

В ряде мифов (у Гомера и Гесиода) появляются отдельные сведения географического, метеорологического, астрономического характера. Углубляются социальные знания: если в ранних мифах разговор шел в основном об отношении людей с природными процессами, богами, то в мифах позднего периода появляется идея общественной сущности человека и зависимости от этого природных явлений: преступления могут расстроить ход природных процессов. Так, в греческой мифологии есть сюжет: в Фивах началась эпидемия чумы исключительно по причине, что правителем этого города оказался отцеубийца (миф об Эдипе). В китайской мифологии появляется тезис "все зависит от людей".

По мере развития производящего хозяйства и появления ремесленно-технологических новаций в эпоху речных цивилизаций, в ходе дальнейшей эволюции мифов постепенно из них выкристаллизовываются зачатки астрономических, математических, социальных и других знаний. Во-первых, углубляются знания о человеке: в индийских комментариях к мифам – «Упанишадах», имеют место попытки понять внутренний мир человека, его психику.

Практика земледелия вела к необходимости точной количественной оценки размера засеваемых, заливаемых, убираемых площадей. Появление земледелия требовало точных астрономических знаний: возникают специальные приспособления для наблюдения за светилами, списки первых созвездий, знаки зодиака, имевшие названия животных. Появление чеканных денег также приводит к необходимости точных количественных оценок.

В Египте, Шумерах, Вавилонии, Китае бурно развивается математика. Древние математики вычисляют площадь круга, треугольника и четырехугольника, объем усеченной пирамиды, параллелепипеда, цилиндра. Появляется десятичная система счёта. Решаются задачи на уравнения первой и второй степени, равенство и подобие треугольников, арифметическую и геометрическую прогрессию. Возникают и имеют хождение таблицы умножения, обратных величин, квадратов, кубов.

В центрах древних цивилизаций возводятся монументальные сооружения – храмы, пирамиды, дамбы, каналы, при этом начинают использоваться чертежи и эскизы. С помощью математики оформляются строгие каноны искусства: разрабатывается система «гармонического пропорционирования» – в частности, пропорционирование человеческой фигуры, основой которой является число 1,618. Строгая симметричность и монументальность создавали ощущение равновесия, покоя, устойчивости и символизировали вечность.

Определенный круг донаучных знаний создавался в школах, где велось преподавание грамоте и счету. Здесь в процесс обучения мыслительная деятельность, необходимая при преподавании, особенно при подготовке пособий, выводила на постановку и решение проблем – в частности математических, лишенных какого бы то ни было практического значения. Таким образом, уже в древнем мире наряду со стратегией обобщения практического опыта как варианта добывания знаний возникает другая стратегия – конструирование теоретических установок во взглядах на отдельные вопросы.

Древняя медицина развивается по двум направлениям; практической и магической, лекарем был либо колдун – заклинатель, либо врач-практик – костоправ или знаток лечебных трав. Возникают пособия для знахарей, например в 3-м тыс. до н.э. в Вавилонии была составлена табличка, включающая в себя 40 всевозможных рецептов.

В период древних цивилизаций возникает первый образец правовой мысли. Это были законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до.н.э.), включавшие 282 пункта, охватывающие многие стороны жизни древних людей. Там имелись зачатки гражданского, уголовного, административного права.

Однако все вышеперечисленные начала рационального знания нельзя назвать научными по следующим причинам:

1. Они добывались преимущественно путем простейших индуктивных обобщений непосредственного практического опыта (в частности древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел были результатом обобщения такого практического опыта, как собирание камней, необходимых для постройки дома; подсчета количества животных собираемых в стадо и др.), циркулировали и передавались стихийно, изустно, внутри семьи, касты, цеха и функционировали как набор готовых рецептов деятельности, в частности, вычислять требуемые величины нужно было именно так, а не иначе.

2. Данные простейших астрономических, биологических, геофизических наблюдений, технических и математических навыков тесно переплетались с верой в волшебную силу воображения и заклинания, в магию космических чисел 3, 4, 5, 10. Этот опыт превращался в предмет поклонения и таинства.

3. В основе получаемых древними знаний лежало описание и внешняя классификация, вопрос же «Почему?», с которого, собственно, и начинается наука, не ставился. В связи с этим получаемые эмпирические знания оставались догматическими, рационально не обоснованными, никаких доказательств, аргументировавших применение того или иного приема, не было. Внимание древних жрецов-ученых всегда концентрировалось на частной задаче, приурочивалось к «случаю», от нее никогда не перебрасывался мост к теоретической интерпретации этой задачи в общем виде, то есть универсальных алгоритмов, системы решения не существовало, принцип «познание ради познания» не работал.

4. Производство и трансляция знаний носила авторитарный характер: монополией на ученость обладали жрецы, их предписания были законом для всех… В результате сложившийся тип познавательной деятельности в сочетании с отсутствием демократизма в общественной жизни, а следовательно, отсутствием ценности рационального знания, ограниченным его объемом, крайне медленным ростом, не выводил представления о мире Древнего Востока на уровень научного знания.

5. Следует также иметь в виду, что труд ученых и специалистов в древности презирался и считался, как и труд ремесленника, не достойным гражданина, ибо трудились они не на себя, а на других. Всякому уважающему себя гражданину необходимо было быть лишь хорошим земледельцем и доблестным воином. Поэтому особой тяги к знаниям в древнем мире не было. Добыванием знания занимались либо те, кто не мог жить без них, либо презираемые ремесленники, торговавшие своими знаниями, в обоих случаях люди труда и подвижники. По этой причине древний мир и дал человечеству первоклассных ученых, писателей, художников, поэтов.

Становление науки из мифологии, преднаучного знания произошло лишь в 7–6 веках до н.э. в древней Греции, где к этому времени сформировалась культура соответствующего качества, в частности, определенный уровень социально-экономического развития.

Так, в Греции в период становления философии и науки дворцовая система сменяется мелкими частными хозяйствами, исчезает институт унаследования профессий, гомеровский грек становится "универсалом", его ремесленно-торговый способ жизнедеятельности пронизан духом постоянного обновления, инициативы, соперничества.

Этому способствовало и утверждение городов-государств (полисов), маленьких по размерам, исключивших потребность в громоздкой административной структуре. Существовавшая там выборность государственных и жреческих должностей, отсутствие сословных различий приводили к равноправию свободных греков перед законом, участию каждого в выполнении общественных функций.

Столкновение интересов различных социальных групп утверждалось во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. Необходимость выступать в народных собраниях убедительно, логически доказывать правоту своей точки зрения способствовала усовершенствованию искусства устной аргументации, приемов логического доказательства, развитию критичности мышления, чувства гражданской ответственности. На формирование нового способа мышления оказало влияние и то, что религия была чисто гражданским установлением, не накладывающим ограничения на убеждения свободных греков.

Нельзя не учитывать благоприятного географического положения Греции в плане торгово-информационного обмена с другими цивилизациями, имевшего место в связи с развитием мореплавания. Она была открытой культурной системой, что и позволило ей совершить интеллектуальный рывок. Живость ума, любознательность, свободомыслие, веротерпимость, связанная отчасти с наличием смешанного этнического состава греков, также способствовало занятию науками, не регламентировавшимися религиозными и государственными институтами. Это было частным делом свободных граждан.

В результате сформировались греческие наука и философия, для которых было характерно: 1) появление людей (ученых), деятельностью которых было только производство новых знаний, 2) существование познания ради познания, своеобразного принципа теоретичности, проявившегося:

а) в попытках логического обоснования знания;

б) формировании общенаучных, философских категорий;

в) дедуктивности познания – стремлении сначала составить общее представление о мире, а затем строить дальнейшие исследования в разных сферах знания, основываясь на этих представлениях.

При этом следует отметить; что если в древней Греции становление науки осуществлялось одновременно с философией (натурфилософия) в VII-VI вв. до н.э., то в других центрах древней цивилизации – Индии и Китае – имело место возникновение только философии. Наука в этих центрах находилась еще в состоянии инкубационного периода.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 662 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...