Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ
Санкт-Петербург 2005
УДК 792 ББК 85.44 ТЗЗ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рекомендовано Советом факультета драматического искусства 1 декабря 2004 года
Ответственный редактор В. Н. ГАЛЕНДЕЕВ
Редактор-составитель Л. Д. АЛФЁРОВА
Рецензенты Л. Г. БАРСОВА
профессор, кандидат искусствоведения Ю. М. КРАСОВСКИЙ
профессор, кандидат искусствоведения
Т 33 Теория и практика сценической речи. Коллективная монография / Отв. ред. В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ, 2005. -135 с.
ISBN 5-88689-016-5
Коллективная монография объединяет теоретические и практические материалы, подготовленные ведущими преподавателями драматического факультета СПбГАТИ, в рамках Фестиваля российской театральной школы «Сцена. Слово. Речь».
В монографии отражены новые тенденции, взгляды и способы преподавания сценической речи в санкт-петербургской театральной школе.
Введение............................................................................................4
Галендеев В. Н., Алфёрова Л. Д.
Диалоги о сценической речи........................................................7
Чёрная Е. И. Дыхание и ритм «говорящего» тела..................31
Васильев Ю. А. От ощущений тела к ритмам речи.................49
Алфёрова Л. Д. Роль ритма в исправлении говоров..............72
Латышева Н. А. О закреплении правильного ритмического соотношения длины слогов в речевом потоке. (Исправление говоров на актерских курсах)............93
Ким Хён-А. Проблемы обучения сценической речи
в театральных школах Южной Кореи....................................110
ПРИЛОЖЕНИЕ
Колотова Н. А. Из педагогической биографии
Ксении Владимировны Куракиной
(к 100-летию со дня рождения).................................................115
Богданов И. А. Речевые жанры эстрады сегодня..................122
Шаронов А. В. Слово в мюзикле и в оперетте.......................130
т 4502040000-(001)
1 —---------- — оез объявл.
34Д(03)-2005
ISBN 5-88689-016-5
© Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2005
© Издательство «Чистый лист», оформление, макет, 2005
Введение
В 1985 и в 1992 годах в Ленинграде и Санкт-Петербурге выходили коллективные труды кафедры сценической речи ЛГИТМиК и СПГИТМиК под названием «Теория и практика сценической речи». В настоящем издании мы сохраняем это название, которое, как нам кажется, достаточно точно отражает суть вопросов, поднимаемых авторским коллективом. Основное отличие данной монографии от предшествующих сборников в том, что в ней нет чисто теоретических и чисто практических работ. Вопросы теории и практики тесно переплетены и представлены в своем неразрывном единстве.
В основу коллективной монографии «Теория и практика сценической речи» легли материалы, подготовленные преподавателями драматического факультета СПбГАТИ для научно-практических конференций, в рамках Фестиваля российской театральной школы «Сцена. Слово. Речь». Монография посвящена новым тенденциям в работе над сценической речью в Санкт- Петербургской театральной школе.
В Фестивалях, проходивших в СПбГАТИ весной 2002 и 2003 годов, принимали участие преподаватели и студенты из Москвы, Воронежа, Ярославля, Перми, Новосибирска, Красноярска и других городов России.
В течение нескольких дней участники Фестивалей посещали «Мастер-классы» специалистов по сценической речи ведущих театральных школ России, открытые уроки преподавателей СПбГАТИ, демонстрировали собственные поиски в методике преподавания СЛОВА.
Устроители — кафедра сценической речи СПбГАТИ, — формируя программу, стремились отразить в ней новые тенденции, взгляды и способы преподавания. Оба Фестиваля завершались конференциями с докладами, сообщениями, обсуждением увиденного.
В коллективную монографию включены как материалы, подготовленные в связи с «Мастер-классами» педагогов кафедры сцени-
ческой речи СПбГАТИ Ю. А. Васильева, Е. И. Чёрной, Н. А. Латышевой, Л. Д. Алфёровой, В. Н. Галендеева, так и материалы выступлений, прозвучавших на конференциях.
Форма подготовки и обработки этих материалов различна. Так у IO. А. Васильева мы публикуем, по существу, расшифровку аудиозаписи «Мастер-класса» (и нам кажется, что это наиболее внятный способ донести до читателя ценность его методики). Другие авторы подготовили для публикации в монографии специальные тексты, насыщенные комментариями научного характера и различного рода разъяснениями, необходимыми для тех, кто был лишен возможности слышать и видеть происходящее в «Мастер-классах».
Для того чтобы дать представление о специфике преподавательской работы В. Н. Галендеева, в том числе его «Мастер-классов», составитель монографии Л. Д. Алфёрова придумала особый жанр — диалоги о сценической речи. Диалоги включают в себя как педагогическую, так, может быть, и более широкую театрально-эстетическую
проблематику.
В это издание вошло не все, что было представлено на Фестивалях. Мы отобрали лишь то, что представляется действительно новым. Интересно, что новые взгляды на одни и те же аспекты воспитания сценического слова могут быть различны и могут провоцировать различные подходы к преподаванию. Это зависит от разности творческой индивидуальности и творческого опыта авторов, разности методических установок.
Нам показалось интересным сравнить сходства и различия подходов Ю. А. Васильева и Е. И. Чёрной к проблеме обусловленности ритма речи и ритма сценической эмоции — ритмом телесного существования актера. Н. А. Латышева и Л. Д. Алфёрова по-разному подходят к работе с диалектными наслоениями в речи обучающихся, к работе с так называемыми говорами. Оба автора также ищут корень проблемы и пути ее разрешения в сфере ритма. Вообще слово «ритм» и производные от него встречаются в заголовках четырех из девяти публикаций сборника. Безусловно, это отражает некую важную тенденцию в современном понимании проблем сценической
речи.
В монографию включена также статья «из будущего». Она принадлежит аспирантке кафедры сценической речи Ким Хён-А, приехавшей из Республики Корея. Статья подготовлена для следующей научно-практической конференции, но срок пребывания Ким Хён-А в России на исходе, и мы решили отступить от хронологических правил.
И Фестивали, и научно-практические конференции, проходившие в их рамках, не были ограничены проблематикой драматического театра. Напротив, мы старались затронуть как можно более широкий круг вопросов — может быть, для того, чтобы обнаружить их взаимозависимость.
Материалы из истории взаимодействия кафедры сценической речи с кафедрой режиссуры Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (позже ЛГИТМиК и СПбГАТИ) представила Н. А. Колотова. Это краткое, но ценное малоизвестными фактами и авторскими размышлениями исследование, посвящено 100-летию выдающегося педагога и замечательной актрисы Ксении Владимировны Куракиной, чья книга «Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского» давно стала раритетом и должна быть издана снова.
В монографии сделана попытка выйти за пределы драматического театра — в речевые жанры эстрады (И. А. Богданов), в мюзикл и оперетту (А. В. Шаронов). В Приложении даны статьи этих авторов.
Авторы, составители и редакторы предлагаемого издания надеются, что оно найдет внимательного и заинтересованного читателя среди преподавателей, аспирантов и учащихся театральных учебных заведений. Ну, а если к монографии возникнет интерес у практиков театра, театроведов и просто любителей сценического искусства, то это превзойдет наши лучшие ожидания.
В. Н. Галендеев
заведующий кафедрой сценической речи
Санкт-Петербургской государственной
академии театрального искусства
В. Н. ГАЛЕНДЕЕВ
профессор, доктор искусствоведения,
лауреат Государственной
премии России,
лауреат Международной
премии им. К.С.Станиславского
Л. Д. АЛФЁРОВА
доцент кафедры сценической речи
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!