Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биологизаторские и социологизаторские концепции



В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами:

концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или

натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в

которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его

социальных отношений, их пассивное порождение. Конечно, в законченном виде

такие полярные точки зрения высказываются нечасто, однако многие трактовки

человека при рассмотрении соотношения в нем биологического и социального

тяготеют к одному из этих полюсов.

К биологизаторским концепциям относится расизм, который, как уже

говорилось, исходит из того, что в главном, существенном, природа человека

определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискредитировало

себя другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм, довольно

влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего века. Его сторонники

пытались объяснить явления общественной жизни (такие, например, как борьба

классов), опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции (так,

они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее

место в обществе, поскольку наиболее высоко развиты).

Поучительно проследить истоки этой концепции. В свое время английский

священник и экономист Т. Мальтус выдвинул тезис о том, что общественная

жизнь является ареной борьбы за существование между отдельными индивидами и

что успеха в этой борьбе должны добиваться наиболее приспособленные. Ч.

Дарвин впоследствии применил идею борьбы за существование в своем

эволюционном учении, понимая ее, как он сам писал, «в широком и

метафорическом смысле». При этом Дарвин наполнил эту идею конкретным

биологическим содержанием. Затем, однако, из биологии эта идея была вновь

перенесена на общественную жизнь, причем ее использование теперь освящалось

авторитетом естественной науки. Утверждалось, что коль закон борьбы за

существование действует в мире природы, то ему должна подчиняться и жизнь

общества. В действительности же не только борьба классов, но и

экономическая конкуренция зиждутся на иных — социально-экономических —

основаниях и развиваются совершенно иными путями, чем внутри- и межвидовая

борьба в мире живого.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...