Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для обозначения жанровых вариаций произведений лирического рода используются понятия. Напомним, что в лирике основную содержательную нагрузку несет на себе раздумье-переживание, характер которого зависит от источника, то есть объекта раздумий, и от эмоционального восприятия его лирическим героем. Ода всегда откликается на материал, достойный героизации и воспевания. Таким материалом могут быть отдельные личности, совершившие что-то значительное и высоко ценимое обществом («Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны» М.В. Ломоносова), исторические события национального масштаба («Ода на взятие Хотина» того же автора), даже какие-то качества людей или особенности их мироощущения – храбрость, мужество, достоинство, свобода, стремление к соблюдению законов («Вольность» А.Н. Радищева и «Вольность» А.С. Пушкина). Сатира, как показывает ее название, рождается в результате критического осмысления тех или иных сторон жизни, выливающегося в эмоциональное размышление по поводу каких-то конкретных недостатков в жизни общества или отдельных его членов. Сатиры писали в XVIII веке А. Кантемир, А. Сумароков, В. Капнист и другие.
В элегии преобладает драматическая тональность, которая появляется в ходе эмоционального переживания каких-то противоречий, дисгармонии, неустроенности в жизни личности, в состоянии общества, в отношениях человека и мира и т. д. Иногда поэт прямо называет свое произведение элегией, как, например, А.С. Пушкин («Безумных лет угасшее веселье») или Н.А. Некрасов («Пускай нам говорит изменчивая мода»), Но большей частью принадлежность стихотворения к жанру элегии, так же как к жанру оды или сатиры, осознается при анализе их содержания. При этом не всегда легко установить границы между лирическими жанрами. Еще в XVII! веке, когда такие границы считались достаточно твердыми, известный в то время русский поэт М. Хемницер писал стихотворения, в которых преобладала неторжественная, а грустно-ироническая тональность («Богатство», «Злато», «Знатная порода»), но называл их нравственными одами. В XIX веке в лирических произведениях особенно часто сочетаются разные типы настроений, на что мы уже обращали внимание при разборе стихотворения М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта». В XX веке эта тенденция еще более усиливается. А это означает, что определение жанровых особенностей при чтении и даже анализе лирических произведений не только трудно, но порой невозможно.
Проверочные вопросы
• Какие особенности литературных произведений называют типологическими?
• Какие признаки художественного произведения следует иметь в виду при определении жанра?
• Чем характеризуется героический эпос и когда он появляется?
• Назовите разновидности героического эпоса.
• Каковы условия и предпосылки возникновения романного эпоса?
• Назовите типы романа, которые обозначились в европейских литературах в XI–XVIII веках.
• В чем своеобразие романа как жанра?
• Назовите главные особенности романного типа произведений.
• Опишите различия типов романа в творчестве русских писателей XIX века.
• Чем отличается роман от романа-эпопеи?
• Что можно сказать о жанровом своеобразии повести и рассказа?
• От чего зависит специфика драматических жанров?
• Охарактеризуйте основные жанровые тенденции в лирике и как они проявляются в произведениях XIX и XX веков?
IV
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 683 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!