Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конфликт и его претворение в сюжете и иных элементах художественной организации произведения



Конфликт – более или менее острое столкновение между персонажами с их характерами, или между характерами и обстоятельствами, или внутри характера и сознания персонажа либо
лирического субъекта: это центральный момент не только эпического и драматического действия, но и лирического переживания. Завязка в сюжете – начало конфликта, развязка – его разрешение. Однако сюжет принадлежит не только сюжету или вообще образному миру, но и содержанию. Разновидность идейно-эстетического содержания – героическое, трагическое, драматическое,
комическое – основываются на том или ином типе конфликта.

Правомерно выделить два рода сюжетных конфликтов:

во-первых, противоречия локальные и преходящие;

во-вторых–устойчивые конфликтные состояния;

В литературе наиболее глубоко укоренены сюжеты, конфликты которых по ходу изображаемых событий возникают, обостряются и как-то разрешаются – преодолеваются и себя исчерпывают. Жизненные противоречия здесь пребывают внутри событийных рядов и в них замкнуты, всецело
сосредоточены во времени действия, которое неуклонно движется к развязке.

Сюжеты, в которых действие движется от завязки к развязке и выявляются конфликты преходящие, локальные, можно назвать архетипическими (поскольку они восходят к исторически ранней словесности); они доминируют в литературно-художественном многовековом опыте.

Яркий пример сюжета, как бы до предела насыщенного случайностями, выступающими как свидетельство «непостоянства» бытия, – трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». Ее действие
протекает в неоднократных перипетиях. Добрая воля и решительные поступки священника Лоренцо, казалось бы, сулят Ромео и Джульетте незамутненное счастье, но судьба каждый раз распоряжается иначе. Последний поворот событий оказывается роковым: Ромео не получает вовремя письма, где сказано, что Джульетта не умерла, а усыплена; Лоренцо появляется в склепе с опозданием: Ромео уже принял яд, а Джульетта, проснувшись, закололась кинжалом.

Но случай в традиционных сюжетах (как бы ни были обильны перипетии действия) все-таки не господствует безраздельно. Необходимый в них финальный эпизод (развязка или эпилог), если и не счастливый, то, во всяком случае, успокаивающий и примиряющий, как бы обуздывает хаос
событийных хитросплетений и вводит жизнь в надлежащее русло: над всевозможными
отклонениями, нарушениями, недоразумениями, бушеванием страстей и своевольных
порывов берет верх благой миропорядок.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 872 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...