Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Происхождение искусства. Тотемизм, магия, их связь с фольклором и литературой. Синкретизм



Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является её результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, ремёсла). Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства».

Синкретизм – неделимое единство разных видов творчества, - существовал на ранней стадии развития человечества. Это связано с представлениями первобытных людей о мире, с антропоморфизмом в сознании природных явлений – одушевлением сил природы, уподоблением их человеку. Это выразилось в первобытной магии – представлении о способах воздействия на природу, чтобы она благоприятствовала жизни человека, его поступкам. Одно из проявлений магии – тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между родами и определёнными видами животных и растений. Первобытные люди рисовали на стенах пещер зверей, делали их своими заступниками, а чтобы задобрить их, танцевали и пели под звуки первых музыкальных инструментов. Так родились живопись и скульптура, пантомима и музыка.

Фольклор – это устная форма бытования художественного слова.

Постепенно обряды становились разнообразнее, люди стали совершать ритуальные действия не только перед своими тотемами, но и собираясь на охоту, перед приходом весны. Проявились уже не только обрядовые, но и обычные лирические песни, а также другие жанры – сказки, легенды. Так стал развиваться фольклор – устное народное творчество.

Основные признаки, отличающие фольклор от художественной литературы: бытование в устной форме, анонимность, вариантность, краткость.

9.Литература как вид искусства, особенности и место среди других искусств.

Специфика словесного образа. Специфика определения материальных средств создания образов. Лит-ра – словесное искусство (материальный носитель – человеческая речь). Главное свойство поэзии – многозначность слова, его иносказательность.

Многозначность – главный источник образности. Влияние контекста. Речь воссоздаёт облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателей (максим. организ. речи). Худ. лит-ра связана с изобраз. Искусствами. скульптура, архитектура, театр – наглядность (зрительная достоверность) образов. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Автор ориентируется на интеллектуальное воображение. Важны детали и подробности, воссоздающие предмет в целостности его облика.

Ассоциации – сопоставление предметов и явлений, содержат много субъективного, индивидуального, произвольного (существенная черта лит-ры как искусства).

Читатель – соучастник создания художественных образов. Читатель сам выбирает темп восприятия произведения. Словесные образы сохраняют связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, словесная пластика). Универсальность и открытость проблем лит-ры определяет ее место среди искусств. Тиражирование книг позволило лит-ре преобрести общественно-художественное значение.

Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (художественные образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореография.). В синкретическом искусстве древности доминирует танец и пантонима; в античости были наиболее популярны скульптура и пластика; в эпоху Возрождения – живопись; для немецкого романтизма характерны музыка и поэзия; реалистическая эстетика выдвинула на первый план лит-ру. Проблема сосуществования кино, телевидения и лит-ры.

 10. Литература и общество. Гражданственность, народность литературы.

Как составная часть национальной культуры литература является носительницей черт, характеризую­щих нацию, выражением общих национальных свойств.

Литература — это искусство слова, поэтому особенно­сти национального языка, на котором она написана, явля­ются непосредственным выражением ее национального своеобразия. На ранних стадиях развития общества определенные природные условия порож­дают общие задачи в борьбе человека с природой, общ­ность трудовых процессов и навыков, обычаев, быта, миропонимания. Впечатле­ния от окружающей природы влияют на свойства повест­вования, на особенности метафор, сравнений и других художественных средств.

По мере того как из народности формируется нация, национальная самобытность проявляется в особенностях общественной жизни. Развитие классового общества, переход от рабо­владельческого строя к феодальному и от феодального к буржуаз­ному — протекает у разных народов в разное время, в раз­ных условиях. По-разному складывается внешняя и внут­ренняя политическая деятельность государства, что оказывает влияние на возникновение определенных нравствен­ных норм, формирование идеологических представлений и традиций. Все это приводит к возникновению национальной харак­терности жизни общества. Люди с детства воспитываются под воздействием взаимоотношений и представлений национального общества, и это накладывает отпечаток на их поведение. Так исторически формируются национальные характеры.

Литературе принадлежит важное место в раскрытии особенностей национального характера. Художественная ли­тература показывает и многообразие национальных типов, и их конкретно-классовую природу, и их историческое развитие. Характеры людей в их национальных особенностях не только выступают объек­том художественного познания, но и изображаются с точ­ки зрения писателя, тоже несущего в себе дух своего народа, своей нации. Первым глубоким выразителем на­ционального русского характера в литературе выступает Пушкин. В нем русская при­рода, русская душа, русский язык, русский характер отра­зились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

 11.Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. Искусство претворяет в своих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали более типичными, чтобы они более отчетливо воплощали в себе существенные особенности. Оно творчески типизирует жизнь.

Типизация – воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства её явлений получают преувеличенное выражение в их новых вымышленных чертах. Отличительное свойство художественных образов – отчетливо ощутимая эмоциональность, эмоциональная выразительность. Художественные образы являются всегда основным самодовлеющим средством выражения, не требуют добавочных пояснений.

Х удожественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание и её субъективную интерпретацию, и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем). Художественный образ создается на основе одного из средств (медий): изображение, музыка, повествование, - или комбинации нескольких средств (мультимедийность). Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Так, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука.

Изучение высших литературных форм позволяет отметить две исторически сложившиеся важнейшие особенности художественного образа.

1-ая, определяющая силу эмоционального воздействия искусства и литературы на людей, является его живая конкретность, богатство его индивидуальных черт и свойств.

2-ая – его опосредованный характер: представление в конкретном, индивидуальном, неповторимом общего, закономерного, типического.

Наука применяет образы для иллюстрации своих обобщений, она создает иллюстративные образы. Иллюстрации должны исходить из фактов реальной жизни и точно воспроизводить их, научно-иллюстративные образы не заключают в себе гиперболизации изображаемой жизни. Эти образы лишены эмоциональной выразительности. Автор может раскрыть через индивидуальные черты изображаемого интересующие его общие, существенные свойства жизни, но он не может выражать через них своё эмоциональное отношение к этим свойствам. Ученый должен прояснять только то, что интересует его науку, и быть объективным в своих объяснениях и выводах. Иллюстр образы применяются не только в науке но и в публицистике, инравственно-политич значение.

Выбирают типические явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Бывают другог рода образы, создатели к-ых изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности – фактографические образы. Создаются для того, чтоб запечатлеть важные для людей события из их личной жизни.Они возникают в частной переписке, дневниках, воспоминаниях.

Это образы для познания индивидуального в реальной действительностии не делают при этом каких-либо обобщений, ф образы воспроизводят такие явления жизни, к-ые значительны по своей индивидуальности.

Термин»: от лат. terminus – пограничный знак Слова «термин», «терминология» часто употребляются в повседневной речи образованных людей. Но зачастую мы не до конца понимаем, что же кроется за этими словами. В литературе можно встретить больше двух десятков определений; каждая наука стремится выделить признаки, существенные с ее точки зрения. Так, специалисты по теории познания говорят, что термин – это закрепление в слове результатов познания или творчества, «имя сгустка смысла». Находясь в «узловых точках» теорий и концепций, термины служат «центрами кристаллизации» нового знания. Отсюда, кстати, следует, что неудачная система терминов может не только затруднять освоение предметной области, но даже тормозить процесс познания. Философы утверждают, что термин – это динамическое явление, которое рождается и развивается в процессе познания. При этом в зависимости от необходимой детализации знания для обозначения одного и того же понятия могут использоваться разные знаки естественного языка. Логическое определение термина подчеркивает, что термины связаны не с понятиями вообще, а с абстрактными понятиями той или иной теории или концепции (так называемыми «концептами»). Также подчеркивается, что термин связывается с понятием посредством определения. Это значит, что слово не может называться термином до тех пор, пока не определено понятие. Несоблюдение этого принципа служит причиной нечетких формулировок, недопонимания, а иногда и откровенных «рассуждений ни о чём».

12. Время и пространство в худож. литературе. Понятие хронотопа.

 ХРОНОТОП -(от греч. chronos - времяtopos - место; буквально времяпространство). Пространство и время - это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими - это экзистенциальная задача,которую человечество решает в своей истории, а человек- в своей жизни. Человек субъективирует пространство и время, разъединяет, объединяет их, трансформирует, обменивает и превращает одно в др.

X. - это живое синкретичное измерениепространства и времени, в котором они нераздельны. X. сознания двулик. Это в такой же степени современенность пространства", в какой "опростран-ственность времени".

X. - понятие,введенное Ухтомским в контекстеего физиологических исследований, и затемперешедшее в гуманитарную сферу. Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный "центр". Вспоминается т. зр. Г. Минковского, что пространство в отдельности, как и время в отдельности - лишь "тень реальности", тогда как реальные события протекают безраздельно в пространстве и времени, в X. И в окружающей нас среде, и внутри нашего организмаконкретные фактыи зависимости даны нам как порядки и связи в пространстве и времени между событиями (Ухтомский).

X. сознательной и бессознательной жизни соединяет в себе все 3 цветавремени: прошлое, настоящее, будущее, разворачивающиеся в реальном и виртуальном пространстве. По Бахтину, "в литературно-художественном X. имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается, измеряется временем. Этим перечислением рядов и слиянием примет характеризуется художественный X.

13. Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.

 Художественный вымысел. Огромное значение в литературе имеет худ вымысел. Создание образов, в к-ых через особенное, индивидуальное выступает, просвечивает общее вероятное, необходимое требует огромной познавательной работы писателя, полета его фантазии, силы творческого воображения. Для этого, нужны не копии отдельных явлений, не иллюстрации, а
глубокое исследование массы жизненных фактов, осмысление общезначимого, характерного, симптоматичного для определённой эпохи и определённых общественных групп и направлений.

Именно благодаря худ вымыслу худ достигают большой жизненной правды: у великих худ показываемые ими герои действуют, мыслят, чувствуют так, как должны на самом деле мыслить, действовать и чувствовать люди с такими хар-ами, при таких же обстоятельствах. Худ вымысел является необходимым условием изображения действительности.

Прототип — прообраз—реальная личность,послужившая автору первоистоком при создании художественного образа.

Образ - художественная форма отражения действительности, раскрывающая общее через конкретное, индивидуальное; создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характерных, существенных сторон предмета или события. Образ воздействует одновременно и на мысль, и на чувство.

Автобиографи́зм - о тражение в литературном произведении событий из жизни автора, близости в каком-либо отношении автору героя произведения.,- преломление биогр. материала в худож. творчестве. В лирике Л., как и в лит-ре вообще, А. связан со стремлением к подлинности выражения переживаний, конкретности в передаче психол. движений и событий. Поскольку А. предполагает конкретность в создании образа лирич. героя или центр. персонажа (в драмах и в прозе), близкого, но не тождественного автору, в нем воплощены две противоречащие друг другу тенденции — к субъективности и к общезначимости.



14. Форма художественного произведения. Компоненты.
Художественное произведение есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма.

Форма художественного произведения имеет две основные функции.

1) Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.

2) Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на
читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она
состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому
что форма выступает носителем эстетических качеств художественного
произведения.

Наиболее распространённой классификацией элементов художественной формы произведения – композиция, обусловленная содержанием. Сюжет главный элемент композиции: элементы сюжета,
экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, пролог, эпилог. Главные герои, их портреты, характеры.







Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...