Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обличие английской действительности в первой части романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера»



Приступая к работе над романом «Путешествия Гулливера», нужно отчетливо представлять особое место творчества Д. Свифта в литературе английского Просвещения: он был единственным из ранних просветителей, кто сумел подняться до понимания противоречий между буржуазией и трудящимися массами. В своей политической сатире выступил с острой критикой не только дворянства, но и буржуазии.

Важно понять, что «Путешествия Гулливера» - это сатирический философско - политический роман, в котором речь идет о природе человека и общества, что в размышлениях Д. Свифта о характере общества его времени и заключается главная ценность сатирической книги писателя.

Анализируя роман Д. Свифта, обратите внимание на своеобразие художественного метода автора: сочетание беспощадного реализма и неудержимой фантазии. Причем сатирическая фантазия Д. Свифта не только не исключает типичность образов, а, напротив, подчеркивает ее.

Цель сочинения – раскрыть те черты английской общественной жизни конца XVII – начала XVIII в. в., которые сатирически изображены Д. Свифтом в I части романа, доказать, что Лилипутия – это Англия в миниатюре.

Во вступлении кратко изложите историю создания романа, назовите жанр данного произведения, основные проблемы, укажите главные особенности творческого метода писателя.

Основную часть сочинения посвятите изображению современного Д. Свифту общества, обратив внимание на обличительный характер первой части романа. Остановитесь прежде всего на характере общественного строя Англии, придворного мира и парламентской борьбы.

Раскройте политический смысл I части «Путешествий Гулливера». Расскажите о порядках, законах и обычаях монархического строя Лилипутии. Приведите примеры и объясните, почему автор использует художественный прием преуменьшения.

Например: какое ничтожное преимущество позволяет императору чувствовать себя повелителем Вселенной (гл. II.)? Какова в Лилипутии система назначения на государственные должности (гл. III)? Система воспитания лилипутов (гл. VI)? В чем суть императорского милосердия (гл. VII)? Подчеркните, что политический мир Лилипутии выглядит не лучше от того, что в нем ведут беспринципную, мелкую вражду две партии: тремексены и слемексены (высококаблучники и низкокаблучники). Охарактеризуйте суть их разногласий, позицию наследника престола (гл. IV).

Не следует забывать, что Д. Свифт верно понимал природу политического сторя своего времени. Проанализируйте те стороны политической жизни Англии, современной Д. Свифту, которые он бичует. Покажите, сатира Д. Свифта становиться особо язвительной тогда, когда он обличает политический режим, который порождает атмосферу всеобщей подозрительности. С этой целью обратитесь к следующим главам: II (обыск Гулливера), VII (суд над Гулливером).

Отметьте сатирическое изображение автором религиозных споров и разногласий между современниками. В чем суть споров остроконечников и тупоконечников (гл. IV)? Каковы причины многолетней войны Лилипутов с государством Блефуску? Какова реальная основа изображаемых событий?

В заключении сочинения подведите итог, раскройте значение I части романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера».

Литература:

1. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта.- М., 1969. (Мировая литература).

2. Муравьев В.С. Путешествие с Гулливером. – М., Книга, 1972. – (Судьбы книг).

3. Муравьев В.С. Джонатан Свифт. – 2-е изд., доп. – М., 1986.

4. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. – М., Вагриус, 2008. – (Одинокие судьбы).


ВАРИАНТ № 3

Задание 1. Путь исканий Фауста (по трагедии И-В. Гете «Фауст»).

Задание 2. Гуманистическая концепция человека в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Методические указанию к заданию 1

Путь исканий Фауста (по трагедии И-В. Гете «Фауст»)

Приступая к разбору темы сочинения, помните, что трагедия «Фаус» - это обобщение творческой деятельности И.В. Гете, художественно - философский итог немецкого Просвещения.

В трагедии нашла свое художественное отражение вера просветителей в человека и величие его разума, ненависть к реакционной идеологии феодализма.

Анализируя трагедию, обратите внимание на то, что И.В. Гете дает в «Фаусте» не только оценку современности, он размышляет о будущем, о путях преодоления духовных противоречий. Выразителем поисков, взглядов Гете и является главный герой трагедии Фауст.

Цель сочинения – раскрыть сложный, противоречивый путь борьбы героя, показать искания и заблуждения, через которые прошло человечество, прежде чем оно познало смысл жизни, выработало свой общественно-эстетический идеал.

Вступление посвятите истории создания произведения, вспомнив, что послужило основой для написания И.В. Гете философской трагедии. Покажите своеобразие проблематики произведения, ответив на вопросы: как заглавие трагедии раскрывает ее идейно-художественный замысел?

В основной части сочинения прежде всего охарактеризуйте «Пролог на небесах». Подумайте, почему он открывает трагедию? Как завязывается основной узел конфликта? Почему Н.Г. Чернышевский говорил, что в этом прологе смысл всего «Фауста»? Имейте в виду, что дальнейшее развитие трагедии в известной мере и будет подчинено этому спору о человеке и его предназначении.

Учтите, что Фауст – образ собирательный, символический. Покажите, каким предстает герой в начале трагедии. Раскройте причины неудовлетворенности прожитой жизнью? Подчеркните, что обогащенный опытом, испытавший разочарования, герой ведет борьбу во имя истины, еще не ведая о Мефистофеле и предстоящих испытаниях.

Подумайте над тем, чем вызван разлад в душе героя. С этой целью охарактеризуйте сцену «Ночь» (ч.I, сцена 1). Анализируя ее, покажите, почему путь, которым Фауст пытался приблизиться к истине, оказался бесплодным. Как образ ученого Вагнера и образы народа помогают раскрыть важнейшие свойства личности Фауста?

Дайте анализ сцены «У городских ворот» (ч.I, сцена 2). Почему и как происходит встреча Фауста с Мефистофелем? Раскройте диалектическое единство героев трагедии Гете.

Имейте в виду, что Мефистофель, как олицетворение критического начала, помогает Фаусту в строительстве новой жизни. Однако он не признает возвышенных стремлений человека. Почему Мефистофель убежден в том, что договор с Фаустом выгоден ему?

Рассказывая о последующих этапах жизни героя, необходимо остановиться на основных испытаниях (любовью, властью, красотой и трудом), которым подвергает Фауста Мефистофель.

Охарактеризуйте историю любви Фауста и Маргариты. Покажите, как трагедия Маргариты помогает глубже понять Фауста. Раскрывая смысл испытания любовью, помните, что историю любви героев нельзя понимать буквально. Подчеркните, что, не принимая узкого мира мещанских добродетелей, герой выступает как натура ищущая, страдающая от неудовлетворенности повседневной жизнью. Уделите внимание тому, как, поняв бесплодность попытки уйти от тягот реальной действительности, Фауст берется за преобразование мира: на месте болот развести сады.

Анализ испытания трудом, которому подвергается герой, следует начать с ответа на вопрос: какую цель преследует Мефистофель, помогая Фаусту.

Охарактеризовав основные этапы жизни Фауста, покажите, в чем герой находит истину, цель жизни. Почему искания Фауста имеют гуманистический смысл. При этом опирайтесь на материалы анализа монолога главного героя о пафосе созидательного труда (ч.II действие V, сцена 6), в которой выражена вера И.В. Гете – просветителя в достижимость всех дерзаний, в бессмертное величие труда и разума.

В заключении сочинения раскройте значение и художественное своеобразие созданного писателем образа героя.

Литература:

1. Аникст А.А. Гете и «Фауст». От замысла к свершению. – М., 1983.

2. Аникст А.А. «Фауст» – великое творение Гете (К 150-летию выхода в свет). – М., 1982.

3. Аникст А.А. «Фауст» Гете: Литературный комментарий. – М., 1979.

4. Копелев Л.З. «Фауст» Гете. – М, 1962. – (Массовая ист. б-ка).

5. Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. – М., 1989.

6. Эккерман П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. – М., 1981.

Методические указанию к заданию 2





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...