Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 8: Верования славян. Принятие христианства: историческое значение и последствия. Особенности процесса христианизации



В IX в. возникает Древнерусское государство – Киевская Русь. Политическое объединение ведет к этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию ее культуры. Культурное наследие восточных славян – база для развития древнерусской культуры.

Дохристианские верования славян - язычество. Основными славянскими божествами были: Сварог, Дажьбог, Стрибог, Перун, Велес, Ярила, Купала, Мокошь. У славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. Однако в славянском язычестве не было главного бога, повелителя богов, как в Греции или Скандинавии. С объединением славян вокруг Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Нужно было заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы.

Первая попытка религиозной реформы была осуществлена в 980 году. По распоряжению князя Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон: Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса, Мокоши и Смаргла. Главным был бог грозы – Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами. Первая религиозная реформа не удалась, так как новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы. Очевидная неудача реформирования славянской политеистической религии побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

Летопись рассказывает о «выборе веры» князем Владимиром. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное и большого количества ежедневных молитв, иудаизм (Хазария) – из-за того, что исповедовавшие его евреи не имели своего государства, рассеялись по всей земле и, кроме того, зани-

мались работорговлей, в том числе, и славянами. Западное христианство также было отвергнуто по причине поощрения работорговли и ряду других причин. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Было принято решение крестить Русь по византийскому образцу. Скорее всего, этот рассказ – легенда. Подлинная причина перехода в христианство, причем в его восточном (православном варианте) – в существовании тесных связей Руси с Византией.

Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало распространению христианства на Руси.

Принятие христианства – важнейшая веха в истории древнерусской культуры. Сохранение пережитков языческой культуры:

– приурочивание христианских праздников к праздникам языческого аграрного календаря и –этапам сельскохозяйственных работ;

– Илья Пророк – Перун Громовержец;

– Власий–Василий - покровитель скота языческий Велес;

– Параскева Пятница – богиня земли и плодородия мать сыра земля Мокошь. Принятие христианства способствовало развитию письменности и книгопечатания, созданию крупных литературных и художественных памятников.

Письменность и просвещение.

Появление письменности – качественный скачок в развитии культуры. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи во времени и пространстве знаний, идей, мнений, сохранении и распространении достижений культуры.

Создание славянской азбуки: византийские монахи–миссионеры Кирилл и Мефодий. Первые богослужебные книги – переводная богословская литература. Создание собственной литературы:

– жития святых; «Русская Правда»; «Слово о полку Игореве»;

– «Поучение» Владимира Мономаха.

Распространение грамотности среди широких слоев городского населения, использование письма в быту: берестяные грамоты;надписи на изделиях (горшках), клейма мастеров; придорожные камни и кресты с надписями. Система образования: монастыри как образовательные и научные центры; школы, созданные в Новгороде и Киеве Ярославом Мудрым для детей старост и духовных лиц.

Из памятников письменности домонгольского периода большинство книг погибло в результате татаро–монгольского нашествия, до нас дошло около 150 книг. Древнейшая – Остромирово Евангелие (1057 г.) и два Изборника князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 г.г). Книги переписывались в монастырях от руки. Ведущий центр книжности – Киево–Печорский монастырь, основанный в правление Ярослава Мудрого. Создание при монастырях библиотек, включавших в себя до нескольких сотен книг.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...