Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 3: Особенности российского исторического процесса



Проблема определения места России в мировом историческом развитии не случайна, и возникла она не сегодня. Прежде всего она рождена уникальностью нашей страны как крупнейшей евроазиатской державы, моста между Западом и Востоком, где переплелись самые различные цивилизационные потоки, а также особым циклическим типом исторического развития нашего Отечества.

Впервые вопрос о месте России в мировой истории был поставлен русскими философами и историками еще в 30-40-е гг. XIX в., когда под влиянием концепций Гегеля и Шеллинга начались острые дискуссии о том, какую историческую идею несет русский народ, в чем его историческое предназначение. Так впервые появилось понятие «русская идея». Именно с тех пор в русской общественной мысли сложились два направления: западническое, согласно которому России суждено повторить исторический путь Европы, и славянофильское, отстаивающее самобытность и своеобразие нашего исторического пути. В свое время эти направления оказали сильное воздействие на взгляды историков. Какие же подходы к уяснению места России в мировом историческом процессе существуют в отечественной и зарубежной историографии?

В качестве первого из таких подходов назовем выводы тех историков, которые придерживаются концепции однолинейности мировой истории. К ним относятся сторонники западнического направления, в частности авторы и последователи стадиальной концепции исторического развития. Представители этого направления считают, что все страны, в том числе и Россия, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех исторические стадии. Поскольку первопроходцами стадиального развития были страны Западной Европы и США, то и Россия обречена повторить их путь. А поскольку Россия отстает от этого региона, то она относится к странам догоняющего типа развития.

Противоположную точку зрения относительно места России в мировом развитии высказывают сторонники концепции многолинейности исторического процесса. Такой подход присущ более всего приверженцам социокультурных и цивилизационных исторических школ. Однако, выясняя место России, историки разнятся в выводах: одни считали Россию составной частью общеславянской цивилизации, другие утверждали, что Русь - самостоятельная цивилизация, в корне отличная от западной и даже враждебная ей, но зато очень близкая восточноазиатской цивилизации, В 20-е г. XX в. в трудах русских ученых-эмигрантов - Н.С. Трубецкого, А.В. Флоровского, Г.В. Вернадского была сформулирована теория евразийства. Авторы этой концепции рассматривали Россию как особый уникальный сплав европейско-славянской и восточной цивилизаций. У этой теории и сегодня немало сторонников, хотя сама концепция остается недостаточно проработанной.

Наш краткий обзор показывает, что проблема места России в мировой цивилизации по-прежнему остается нерешенной. Однако для нас важнее другое - понять своеобразие исторического пути Отечества. Поэтому остановимся на вопросе, который имеет принципиальное значение: какие факторы определяют специфику развития России. Важность учета этих факторов неоднократно подчеркивали как русские, так и зарубежные историки.

Природный и геополитический факторы. Их составляющими являются географический ландшафт, климат, народонаселение, территория государства и его положение среди сопредельных стран. Европейская часть страны, где формировалось ядро нашей государственности, представляло собой огромную Восточно-Европейскую равнину, густо покрытую в древности лесами и испещренную множеством рек, которые, переплетаясь между собой, создавали уникальную речную сеть. Равнинный характер местности, отсутствие непреодолимых естественных преград способствовали тому, что население получало возможность передвигаться и расселяться на огромных территориях.Недаром В.О. Ключевский говорил, что история России - это история страны, которая колонизируется. Границы государства постоянно расширялись, при этом плотность населения была очень низкой, особенно в его азиатской части. Огромная территория, широкая возможность миграции населения обусловили в значительной степени и характер нашей государственности, и особенности социально-экономических процессов. Так, народу приходилось затрачивать огромные усилия для освоения новых земель, а государство стремилось по мере своего роста закрепить население на определенных территориях. Естественная открытость границ, их незащищенность приводили к нашествиям, набегам на наши земли как со стороны Востока, так и Запада. Постоянная угроза военных вторжений требовала колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны, огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов.

Немаловажное значение для нашей истории имело и то обстоятельство, что долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли. Продажа и закупка продуктов и товаров осуществлялась через иностранных посредников. России столетиями пришлось вести напряженные кровопролитные войны, чтобы пробиться к морям.

Суровый континентальный климат страны резко сокращал цикл сельскохозяйственных работ. Русский крестьянин, имея в году около 130 дней, пригодных для сельскохозяйственных работ, пользуясь довольно примитивными орудиями, мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся гарантом выживаемости основной массы сельского населения. Природно-климатический фактор способствовал экстенсивному характеру земледелия.

Этнонациональный фактор. Его обычно не выделяют в качестве самостоятельного, считая производным от геополитического. Однако это представляется не совсем верным. Россия была не просто многонациональным государством, объединившим множество наций, народностей и этнических групп. Это было государство, вобравшее в себя все многоцветие национальных культур, религий. В нем были представлены народы, находившиеся на самых различных ступенях исторического прогресса. Какое же влияние оказал фактор многонациональности на нашу отечественную историю? Во-первых, он способствовал взаимообогащению культур народов, населяющих Россию. Во-вторых, содействовал формированию уникальной формы национального общежития многочисленных народов России.

Религиозный фактор. Если рассмотренные выше факторы сформировали «тело» России, то православие воспитало «душу» русского народа. Оно заложило основы менталитета, т.е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа. Вопрос о роли религиозного фактора, его особенностей и влияния на судьбу России занимал видное место в русской общественной мысли, в трудах ученых, как историков, так и обществоведов.

Социогосударственный фактор. Он сложился под влиянием природно-геополитического и религиозного факторов. И климат, и размер территории, и редкость населения, и естественная незащищенность границ и необходимость быть постоянно начеку привели, с одной стороны, к коллективистским формам социальной жизни и коллективистскому типу мышления русских людей, ибо это помогало выжить в трудных, порой экстремальных условиях. В то же время эти же факторы обусловили огромную роль государства в истории России. В отличие от стран Запада, именно в сильном государстве люди видели главное условие сохранения своего исторического бытия. Поэтому государство было становым хребтом общества. Личность, государство, общество были не обособлены, как на Западе, а взаимосвязаны, собраны. При этом государство порой выступало не как политическая надстройка над обществом, а как его творец.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...