Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы



Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы. Всего 144 часа. Аудиторные занятия 54 часа, в том числе интерактивных занятий 22 часа. Самостоятельная работа 54 часа.

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции Практ. Лабор.  
1. Зарождение этнографии как науки. Донаучный этап (до нач. XVIII в.)          
  Предпосылки становления этнографии в XVIII – первой половине XIX в.          
  Этнографические исследования в России и за рубежом во второй половине XIX в.          
  Исследовательские приоритеты конца XIX – начала XX в.          
  Основные научные направления в этнологии и и социокультурной антропологии первой половины XX в.          
  Основные концепции социокультурной антропологии середины и второй половины XX в.          
  Основные междис-циплинарные исследовательские направления в современной российской социальной антропологии          
Итого Часов 144= 108+36       54+36 (экзамен)
з.е.      

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование разделов дисциплины, тем Содержание темы
1. Зарождение этнографии как науки. Донаучный этап (до нач. XVIII в.) Исторический контекст формирования корпуса научных знаний по дисциплинам "этнография", "этнология", "физическая антропология" "культурная антропология", "социальная антропология". Предметные области дисциплин, специфика методов и задач. Развитие концепций о человеке и культуре в истории европейской мысли (античность, средневековье, новое время). Исторические этапы формирования этнологического знания. Накопление этнографических сведений и их фиксация и оценки в отечественных источниках X–XVII вв. (летописи, хроники, «хождения», «скаски и отписки» служилых людей). Этнографические данные по зарубежным регионам в XVIII - начале XIX вв. «Русская Америка». Духовная миссия в Пекине. Переводы китайских источников о. Иакинфа (Бичурин). Первые русские кругосветные путешествия
2. Предпосылки становления этнографии в XVIII – первой половине XIX в. Основание Кунсткамеры (1714) и начало формирования ее этнографических коллекций. Создание Российской Академии наук (1726 г.). Программы и анкеты В.Н.Татищева по изучению российской истории. Академические сибирские экспедиции. Г.Ф.Миллер и его «История Сибири». Работа Камчатского отряда. С.П.Крашенинников и его «Описание земли Камчатка». Этнолингвистические исследования М.А.Кастрена на Севере европейской части России и в Сибири. Открытие и начало деятельности Юрьевского (ныне Тартуского), Харьковского, Казанского университетов (1804 г.), ориентированных на изучение специфики регионов России и сопредельных территорий. Национальная проблема в университетском курсе по философии (1803 г.). Национальный вопрос как государственная идеология. Административные потребности в социальноантропологической информации. I Сибирский комитет и его деятельность. «Устав об управлении сибирских инородцев» в контексте социального управления. Открытие европейцами в 18-19 вв. новых земель и продолжение колониальной экспансии. Развитие идей Просвещения, влияние европейской науки. Организация в европейских странах географических, антропологических, этнологических обществ. Организация музеев, выпуск периодических изданий.
3. Этнографические исследования в России и за рубежом во второй половине XIX в. Образование Русского географического общества (1845 г.) Его структура и место в ней Этнографического отделения. Программа Н.И.Надеждина – первая теоретическая концепция российской этнографической науки. Издательская деятельность Этнографического отделения РГО. Создание территориальных отделов РГО. Их исследовательская и издательская деятельность во второй половине XIX - начале XX вв. Научные общества при российских университетах. Москва, Общество любителей естествознания (1864 г.), с 1867 г. – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Всероссийская этнографическая выставка в Москве в 1867 г. Дашковский этнографический музей. Периодика ОЛЕАЭ: этнографический отдел «Этнографическое обозрение» (1889 г.); географический отдел «Землеведение» (1894 г.); антропологический отдел «Русский антропологический журнал» (1900 г.). Казань, Общество археологии, истории и этнографии (1878-1930 гг.) при Казанском университете. Санкт-Петербург, Русское антропологическое общество (1888 г.) при Санкт-Петербургском университете. Университетские кафедры по антропологии и этнографии: Московский университет, кафедра антропологии (возглавил Д.Н.Анучин, 1880 г.); кафедра географии и этнографии (1884 г.) историко-филологический ф-т. Казанский университет, кафедра географии и этнографии (1884). Санкт-Петербургский ун-т, кафедра географии и этнографии (профессор Э.Ю.Петри, 1887 г.). Д.Н.Анучин. Методологический смысл и значение «анучинской триады»: антропология, археология, этнография. Подготовка к публикации трудов Н.Н.Миклухо-Маклая. Эволюционизм как способ объяснения и изучения культур. Характеристика общих принципов эволюционизма. Эволюционистские концепции культуры (А. Бастиан, Т. Вайц, Дж. Мак-Леннан, Г. Спенсер, Л.Г. Морган). Теория анимизма и “метод пережитков” в концепции Э. Тайлора (“Первобытная культура”). Преанимизм и историко-сравнительный метод в работах Дж. Фрэзера (“Золотая ветвь”, “Фольклор в Ветхом завете”). Биологическое направление в изучении культуры. Типы биологического исследования культур: расово-антропологическое (Ж. А. Гобино, О. Аммон, Л. Вольтман, Х. Чемберлен, Ж. В. де Ляпуж) и социобиологическое (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Э. Геккель, Э. Вильсон). Изучение “психологии народов” в работах Г. Гегеля, В. Вундта, Л. Уорда, Г. Лебона, Г. де Гарда.
4. Исследовательские приоритеты конца XIX – начала XX в. Смещение исследовательского интереса к 1870-80-ым годам в сторону изучения форм общественной жизни, семьи, общины, народного обычного права. «Программа для собирания народных юридических обычаев» (1864 г.). Комиссия о народных юридических обычаях (1876 г.). Е.И.Якушкин. Библиографические материалы по обычному праву. Истоки становления отечественной юридической антропологии. Программа Этнографического отделения РГО по изучению русской общины. Этнографическое бюро кн. В.Н.Тенишева (1898 – 1901 гг.). «Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России»; «Программа этнографических сведений о городских жителях образованного класса»; «Программа о русских чиновниках». Д.К.Зеленин «Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России» СПб., 1913. Российские этнографические музеи. Кунсткамера, Румянцевский музей с Дашковским этнографическим музеем. Этнографический отдел Русского музея им. императора Александра III. Региональные исследования. Сибиреведение: от этнографии ссыльных к антропологии социального управления Политические ссыльные-этнографы в Сибири. Минусинский край, Прибайкалье. «Сибиряковская экспедиция» 1894-96 гг. Изучение районов, примыкавших к Ленским приискам. Д.А.Клеменц. Э.К.Пекарский. Колымский край. В.Г.Тан-Богораз. В.И.Иохельсон. Участие в Северо-Тихоокеанской экспедиции Джезупа (1900-01 гг.), организованной Ф.Боасом, куратором отдела антропологии Американского музея естественной истории (Нью-Йорк), по изучению взаимодействия культур Старого и Нового Света. В.Г.Богораз, В.И.Иохельсон. Л.Я Штернберг. Сахалинская ссылка (1889-1897 гг.) и исследования коренного населения острова. Административная этнография в Сибири. Переселенческое движение и необходимость землеустройства коренного и русского населения. Исследование землевладения и землеустройства населения Забайкальской области. Экономико-статистическое обследование населения Алтая. А.А.Кауфман и его «Крестьянская община в Сибири». Средняя Азия и Кавказ. Переход от «военной» этнографии к антропологии социального управления. М.М.Ковалевской «Закон и обычай на Кавказе». Н.М.Пржевальский. Г.Н.Потанин. Критическое осмысление теоретических оснований отечественной и зарубежной науки. Диффузионизм – теория контактов и заимствований. Исследование культур в пространственно-временной определенности. “Антропогеография” Ф. Ратцеля. Культурно-морфологическое учение Л. Фробениуса. Теория “культурных кругов” Ф. Гребнера. Культурно-историческая школа Ф. Боаса в США. Социологическое направление. Схема эволюции разума и соответствующего типа социальной организации как методологическая основа понимания истории О. Контом. Э. Дюркгейм (“Социология”) и становление социологического подхода в культурной антропологии. Понятия “социальные факты” и “коллективные представления”. Формы мышления в традиционном обществе. Анализ элементарных форм религии. Концепция первобытного мышления Л. Леви-Брюля (“Первобытное мышление”).
5. Основные научные направления в этнологии и и социокультурной антропологии первой половины XX в. Этнолого-антропологическая наука в эпоху революционных трансформаций российского общества. Характер партийно-государственного регулирования. Становление структуры научных и учебных центров этнологического профиля (1917 – 1920-е гг.). Этнологическое образование и проблема подготовки профессиональных этнологов в Москве и Петрограде (Ленинграде). Дискуссия о предмете этнологической науки на рубеже 1920-30-х годов. Изучение первобытнообщинной формации в 1920-е – первой половине 1930-х годов. Проблема адаптации ученых к новой социальной действительности: теории и концепции. Включение в научную проблематику разработок прикладного характера. З. Фрейд и психоаналитическая трактовка культуры (“Будущее одной иллюзии”). “Эдипов комплекс” – универсальная теория онтогенетического развития культур. Концепция личности в культуре у Г. Рохейма. “Коллективное бессознательное” и проблема архетипов в работах К. Юнга (“Психология бессознательного”). “Восток” и “Запад” – два аспекта общечеловеческой культуры. Этнопсихологическое направление в культурной антропологии США: проблемы “культуры и личности”, “моделей культур”, национального характера в трудах М. Мид (“Культура и мир детства”), Р. Бенедикт. Функционалистский метод изучения культур. Определение понятий “функция”, “система”, “структура”, “культурный институт”, основных и производных потребностей человека. “Теория потребностей” и определение культуры Б. Малиновского (“Научная теория культуры”). Структурный функционализм А. Рэдклифф-Брауна: понятие “социальная структура” (“Естественная теория культуры”, “Структура и функции в примитивном обществе”). Этология человека – психобиологическое сравнительное изучение жизнедеятельности человека в условиях различных культур и мира животных. Поиски взаимодействия биологических и социальных наук (Р. Хайнд, К. Лоренц, И. Эйбл-Эйбесфельдт). Западная теория “вживания в культуру” А. Кребера (“Антропология. Раса, язык, культура, психология, предыстория”). Понятия “этос”, “модель культуры”. Культурный релятивизм М. Херсковица (“Культурная антропология”).
6. Основные концепции социокультурной антропологии середины и второй половины XX в. Неоэволюционизм Л. Уайта и его технологический критерий прогресса (“Эволюция культуры”, (“Теория культурных изменений: методология многолинейной эволюции”). Концепция многолинейной эволюции Дж. Стьюарда: понятия “культурный тип”, “культурная экология”. Развитие структурно-функционального подхода в трудах Р. Ферса, М. Глакмана, М. Фортеса и Э. Эванс-Причарда (“Нуэры”). Структурализм в современной британской социальной антропологии и американской структурно-функциональной школе в работах Р. Мертон, Т. Парсонс (“Социальное действие и условия человеческого существования”). Проблема личности и культуры у Дж. Хонигмана. Структурная антропология К. Леви-Строса, проблема первобытного языка, мышления, культуры и общества (“Структурная антропология”). Неофрейдизм и гуманистическая психология (Э. Фромм, А. Маслоу, Г. Олпорт). Эволюция классического психоанализа: Э. Эриксон, Г. Стейн, Дж. Деврё, У. Ла Барре. Этнолого-антропологическая наука послевоенного периода. Глобальный уровень предметной области российской науки. Серия «Народы мира». Развитие принципа историзма в жанре историко-этнографической монографии. Комплексные (с использованием различных типов источников – археологических, антропологических, этнографических, исторических) этногенетические исследования. С.П.Толстов. Комплексный характер исследования исторического генезиса и синхронной типологии общественных и культурных явлений. Концепции хозяйственно-культурного типа и историко-культурной области М.Г.Левина и Н.Н.Чебоксарова. Картографирование элементов культуры. Историко- культурные атласы. Сравнительно-исторические исследования и реконструкция генезиса сложных комплексов духовной культуры (религиозные верования, календарная обрядность). С.А.Токарев. Разработка и применение системного (структурно-функционального) анализа к исследованию этнических общностей. Типология этнических общностей. Фундаментальная реконструкция ранней истории человечества. Этнос и этничность в российском этнолого-антропологическом знании. Примордиалистские концепции этноса. Географическая и биологическая версии: Л.Н.Гумилев. Социокультурная версия: Ю.В.Бромлей. Этничность. Конструктивистский и инструменталистский подходы. Информационная концепция этноса.
7. Основные междис-циплинарные исследовательские направления в современной российской социальной антропологии.   Этносоциологические исследования. Программа «Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций» (Ю. В.Арутюнян). Трансформация постсоветских наций. Комплекс международных исследовательских проектов по исследованию национализма на постсоветском пространстве (Л.М.Дробижева). Психологические аспекты этносоциологических исследований. Проблема личности и формирования ее самосознания. Этническая идентификация. Ценностные ориентации. Ценности как психологический регулятор поведения человека в социальной среде (Т. Г.Стефаненко). Новая политическая антропология в российской этнологии (В.А.Тишков). Этносоциолингвистика. Политические аспекты современной языковой политики (М.Н.Губогло). Этнические аспекты экологизации гуманитарного знания (В.И.Козлов). Исследования этнической проблематики в СМИ (В.К.Малькова). Прикладная этнология. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии». Серия Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве». Информационные ресурсы в российской социально-культурной антропологии. Базы данных. Интернет-ресурсы. Биобиблиография. Общие и предметные справочные издания. Издательские проекты. Новая российская этнолого-антропологическая периодика. Информационное обеспечение российского образования по социально-культурной антропологии



Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...