Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эпикур. «Эпикур приветствует Менекея»
Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. Поэтому и юноше и старцу следует заниматься философией: первому - для того, чтобы, стареясь, быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем, а второму - для того, чтобы быть одновременно и молодым и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь.
Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.
Таблиця 5.
Основний зміст вчення | Основи світобудови в їх значенні для людини | Висновки для людини з такого розуміння світобудови | Життєві завдання людини |
Епікуреїзм | Смерті не існує, тому що в основі світу лежать невмирущі атоми | Позбутися життєвих страхів | Досягнення атараксії – душевної незворушності |
Скепти-цизм | Кожна річ є не більше такою, ніж іншою | Треба утримуватися від будь-яких суджень про речі | Зберігати стан автаркії - самовладності |
Стоїцизм | Світ пронизаний божестве-нною пневмою, у ньому панує фатум, невблаганний закон долі | Не варто опиратись фатуму: того, хто бажає, доля вабить, хто не бажає – тягне | Треба зберігати мужність духу, тому що дух автономний стосовно обставин життя |
Неопла-тонізм | Світ є послідовним “виливанням” божественно-го Єдиного | Слід намагатися наблизитися до Бога | Треба прямувати шляхом духовного самовдоскона-лення |
Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом, всякое удовольствие, по естественному родству с нами, есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать.
Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников, и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие, или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог.
Величайшее благо есть благоразумие. От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!