Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А) Натуралистический период



Этот период представлен деятельностью трех поколений античных философов, изучавших проблемы субстанции (первоосновы мира) и фундаментальные начала природы.

Первое поколение греческих философов представлено Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, входившими в милетскую школу. Труды Фалеса (ок. 624-546 гг. до н.э.) дошли до нас только в переложении других авторов. Фалес считал субстанцией (первоосновой, сутью всего) воду, преобразующуюся в другие объекты, состоящие полностью или частично из воды (пар, лед, деревья и др.). Таким образом, Фалес дал косвенный ответ на вопрос об изменяемости мира и существовании субстанции, ставшим фундаментальными проблемами греческой философии. Анаксимандр считал субстанцией апейрон – неопределенное и беспредельное начало, а Анаксимен – воздух.

Второе поколение представлено Гераклитом из Эфеса, Пифагором и философами элейской школы (Парменид, Зенон, Мелисс).

Гераклит (ок. 544-480 гг. до н.э.) доказывал, что все находится в состоянии постоянного изменения, поэтому первоосновой мира является огонь, подчиняющийся внутреннему разумному закону – Логосу. «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – его известные изречения. В учении Гераклита заложены основы диалектики. Изменения проистекают из борьбы противоположностей: «Все вещи происходят благодаря конфликту». В мире все связано, нет ничего неизменного и абсолютного, все относительно.

Элеаты критиковали идею изменчивости мира. Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.) утверждал, что изменение невозможно. Центральная категория его учения – бытие. Бытие не возникает и не имеет конца, и значит неподвижно, так как всякое движение имеет свое начало и свой конец. Бытие завершено и замкнуто, оно – неподвижный шар в центре мира. Мыслить можно только то, что есть, поэтому бытие и мышление тождественны. Все, что есть в человеке помимо разума, – это сфера небытия.

Ученик и друг Парменида Зенон находит дополнительные аргументы в защиту учения о неподвижном бытии, известные нам как апории (парадоксы) Зенона. В результате логических рассуждений Зенон сделал выводы, которые противоречат здравому смыслу и чувственному опыту человека и иллюстрируют невозможность бесконечной делимости и всякого движения, если мыслить пространство и время состоящими из неделимых частей. Эти парадоксы известны под названием Ахилл, Стрела, Дихотомия (деление на два) и Стадион.

Апория «Ахилл и черепаха» противостоит идее бесконечной делимости пространства и времени. Быстроногий Ахилл соревнуется в беге с черепахой и благородно предоставляет ей фору. Пока он пробежит расстояние, отделяющее его от точки отправления черепахи, последняя проползет дальше; расстояние между Ахиллом и черепахой сократилось, но черепаха сохраняет преимущество. Пока Ахилл пробежит расстояние, отделяющее его от черепахи, черепаха снова проползет еще немного вперед, и т.д. Если пространство бесконечно делимо, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. Этот парадокс построен на трудности суммирования бесконечного числа все более малых величин и невозможности интуитивно представить себе, что эта сумма равняется конечной величине.

Еще более явным этот момент становится в апории «Дихотомия»: прежде чем пройти некоторый отрезок, движущееся тело вначале должно пройти половину этого отрезка, затем половину половины, и так далее до бесконечности. Зенон мысленно строит ряд 1/2+(1/2)2+(1/2)3+ +..., сумма которого равна 1, но ему не удается интуитивно постичь содержание этого понятия. Современные представления о пределе и сходимости ряда позволяют утверждать, что, начиная с некоторого момента, расстояние между Ахиллом и черепахой станет меньше любого заданного числа, выбранного сколь угодно малым.

Парадокс «Стрела» основан на предположении, что пространство и время составлены из неделимых элементов, скажем «точек» и «моментов». В некий «момент» своего полета стрела находится в некоторой точке пространства в неподвижном состоянии. Поскольку это верно в каждый момент ее полета, стрела вообще не может находиться в движении.

Все эти парадоксы связаны с понятием предела, оно стало центральным понятием исчисления бесконечно малых.

Пифагор (ок. 571-497 гг. до н.э.) создал философско-религиозное учение, исходившее из представления о числе как основном принципе существования мира. Усматривая в числе сущность явлений, начало начал, Пифагор считал, что реальные тела состоят из единиц бытия – «математических атомов», различные комбинации которых и образуют конкретные объекты.

Третье поколение античных философов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит), пытаясь выяснить причину изменений, примирили два тезиса об изменчивости и неизменности мира.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) считал, что бытию присущи движение и множественность. В каждой вещи содержатся «семена» всех вещей, но в различных пропорциях. В мире все разнообразие присутствует изначально, и усмотреть это можно только разумом. Силу, которая приводит в движение «семена вещей», Анаксагор назвал «умом».

Эмпедокл (V в. до н.э.) полагал, что в основе мира лежат четыре элемента: огонь, вода, воздух и земля. Эти элементы подвижны и взаимодействуют под влиянием двух сил. Первая сила – сила любви, гармонии, соединяющая и примиряющая все в мире. Другая сила – Вражда, Ненависть, разъединяющая вещи. В мире происходит вечное возвращение, ритмическое повторение фаз Любви и Вражды. Все вещи также представляют собой соотношение четырех элементов в определенных пропорциях. Вещи возникают благодаря «природе и случаю», а не сознательному замыслу.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) стал известен всему миру благодаря атомистической концепции бытия, в которой предположил существование двух начал: атомов («бытие») и пустоты («не-бытие»). Понятие «атом» нуждается в уточнении. С одной стороны, это идеальное построение, т.к. реальный атом не наблюдаем посредством органов чувств (его нельзя видеть, слышать, осязать). С другой стороны, Демокрит предположил, что атом – это мельчайшее физическое тельце, неделимое и находящееся в беспрестанном движении. Атом бескачествен, т.к. имеет только форму и вес. Многообразные физические формы состоят из конфигураций сцепленных атомов, которых существует бесконечное количество.

Человек также является сцеплением атомов, а душа его состоит из мелких огненных атомов. Душа смертна и уничтожается вместе с телом. Боги также состоят из огненных атомов, и потому не являются вечными и не обладают властью над миром.

Демокрит строит систему мирового космоса, образованного в результате атомных вихрей. Атомы беспорядочно двигаются в безграничной пустоте, притягиваясь друг к другу. Наиболее тяжелые атомы занимают центр сферы, образуя земную твердь, мелкие и легкие образуют воздух и воду.

Заслуги Демокрита перед человечеством огромны. Его атомистическая гипотеза оказалась глубочайшим интуитивным прозрением. Он первый предположил причинно-следственное обоснование единой картины мира: материальная субстанция порождает мир, неся в себе самой источник движения; душа, бог, человек – всего лишь ее производные результаты. Мир един, будучи одновременно конечным (атомы) и бесконечным (вещи, отношения), движущимся и покоящимся, чувственным (многообразным) и умопостигаемым (единым).

Давая оценку философским взглядам Демокрита, русский исследователь Ф.Лосев справедливо отмечает, что в данном случае нельзя говорить о завершенной системе материализма. Хотя примат объективного мира очевиден, но отсутствует четкое противопоставление духа и природы, не выработано философское понимание материи. Гипотеза Демокрита несет отпечаток мифологического, идеалистического подхода; например, понятие «атом» почти ничем не отличается от понятия «Бог» за исключением того, что по утверждению автора атомы являются веществом. Другие же качества совпадают – объективность существования, бескачественность, абсолютность, неизменность, субстанциональность. Не до конца ясно и в отношении т.н. «атомов души», которые возможно мыслятся им как одушевленные тельца. Таким образом, учение Демокрита представляет собой смешение различных типов мышления: естественнонаучного, мифологического, религиозного.

Подводя итог греческой натурфилософии подчеркнем, что 1) переплетение мифологических и стихийно научных представлений решалось в рамках гилозоизма («тот, кто считает, что вся материя живая»), другими словами – природа одушевлялась; 2) изучение природы не рассматривалось как самоцель, но было необходимо для правильной организации поведения человека; 3) возникает плодотворная мысль о том, что существует некая вечная основа мира, неизменный закон (Логос, как говорится у Гераклита), организующий изменчивый мир, и он может быть понят только разумом. Неизменная основа должна породить многое, оставаясь при этом единой и неизменной; различные качества возникают из одного. 4) Это предматериалистическая линия (за исключением, философов элейской школы), направленная на осмысление физического природного бытия как единственно реального. Основание истины нужно искать в мире, открытом человеческому опыту, а не в какой-то реальности, принадлежащей другому миру и не доступной обычному восприятию.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 990 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...