Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вера в предопределение



Предопределение – определение Аллахом судьбы всего сущего, в зависимости от Его знания и мудрости[113].

Вера в предопределение содержит в себе четыре вещи:

- Первое: то, что Аллах знал о каждой вещи, в общем, и подробно. Его знание вечно. Не имеет значения, касается это Его действий или действий Его рабов[114].

- Второе: то, что Аллах записал это в хранимой скрижали.[115] Об этих двух ступенях Аллах говорит:

«Разве ты не знал, что Аллах знает все, что на небесах и на земле. Поистине это в писании, поистине это для Аллаха легко» (аль-Хаджж, 70)

Также передается в Сахих Муслим от Абдуллаха ибн 'Амр ибн Аль-'Ас, который сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), сказал: «Аллах записал предопределение всех созданий до того, как Он создал небеса и землю за пятьдесят тысяч лет»[116]. Муслим, 6919.

- Третье: вера в то, что все существующее происходит по воле Аллаха. Не имеет значения, касается ли это Его действий или действий Его созданий. Аллах сказал по поводу Его действий:

«Твой Господь создает все, что пожелает и избирает» (аль-Касас, 68)

Также Он сказал:

«Аллах делает то, что пожелает» (Ибрáхúм, 27)

Также Он сказал:

«Он – Тот, Кто придает вам в утробах такой облик, какой пожелает» (аль-'Имрáн, 6)

Также Всевышний сказал по поводу того, что касается действий Его созданий:

«Если бы Аллах пожелал, то позволил бы им одержать верх над вами, и тогда они непременно сразились бы с вами» (ан-Нисáъ, 90)

Также Он сказал:

«Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» (аль-Ан'áм, 112)

- Четвертое: вера в то, что все сущее создано Аллахом. Все существа, их облик и их движения. Всевышний сказал:

«Аллах – Создатель каждой вещи. Он – Попечитель и Хранитель каждой вещи» (аз-Зумар, 62)

Также Он сказал:

«Он сотворил каждую вещь и придал ей подходящий облик» (аль- Фуркан, 2)

Также Он рассказал о Своем пророке Ибрáхúмеu, который сказал своему племени:

«Аллах создал вас и то, что вы делаете» (ас-Саффат, 96)

Вера в предопределение, такая как мы ее, описали, не противоречит тому, чтобы у раба был выбор и возможность в своих действиях, т.к. шариат и происходящее указывают на это.

1 – Шар’ийя. Под этим видом подразумевается любовь, т. е. желание Всевышнего, которое сопровождается Его любовью к тому, что совершается, к примеру, аят в котором Аллах сказал:

«Аллах желает принять ваши покаяния» (ан-Нисáъ, 27), т. е. Он желает и любит это.

2 – Происходящее. Каждый человек знает, что у него есть желание и мощь, в зависимости от которых он, что-то делает и что-то оставляет. И есть разница между тем, что он делает по своему желанию как: ходьба, и между тем, что происходит против его желания как: дрожь. Однако желание и мощь раба происходят по желанию и мощи Аллаха. Как сказал об этом Всевышний Аллах:

«Тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (ат-Таквир, 28-29)

И так же, потому что все сущее принадлежит Аллаху и не происходит в Его владениях ничего без Его соизволения и знания.

Разница между двумя видами в том, что в первом виде необходимо свершение того, чего Аллах желает, но не обязательно, чтобы Он любил это, а что касается второго вида, то тут все наоборот, желаемое Всевышнему любимо ему, но из этого не следует, что это обязательно должно свершаться[117]. Вера в предопределение, такая как мы ее, описали, не дает рабу права оправдываться ей в оставлении обязательного и совершении запрещенного.

Это оправдание не действительно с нескольких сторон:

1 – Слова Всевышнего:

«Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы к Аллаху сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами (посланников) те, кто были до них, пока они не вкусили нашего наказания. Скажи: «Есть ли у вас какое либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете» (аль-Ан'áм, 148)

И если бы у них было право оправдываться предопределенным, Аллах не дал бы им вкусить Его наказание.

2 – Слова Всевышнего:

«(Мы отправили) посланников, которые несли благую весть и предостерегали, чтобы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (ан-Нисáъ, 165)

Если бы предопределение было бы оправданием для противоречащих им, оно бы не исчезло после послания посланников.

3 – В сборнике хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Али ибн Абу Талиба (Да будет доволен им Аллах!), который рассказал следующее: Однажды мы присутствовали на погребальной процессии вместе с Пророком (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). И он сказал: «У каждого из вас уже записано его место, (которое он займёт) в Раю или в Аду». Тогда сподвижники спросили: «Что же нам теперь не стараться?» Пророк сказал: «Совершайте дела, ведь каждому облегчено то, к чему он создан. Что касается того, кто должен быть в числе счастливых, то ему будет облегчено совершение дел счастливых, а что касается того, кто должен быть в числе несчастных, то ему будет облегчено совершение дел несчастных. Затем он прочитал аяты из суры «ал-Ляйль»: «Что же касается того, кто давал [тратил свое имущество на благие цели] и остерегался (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и отстраняясь от того, что Он запретил), и признал истинность прекраснейшего [признал Аллаха как единственного бога и поверил в Его обещание о том, что Он многократно вернёт потраченное человеком на добрые дела, которые были совершены только ради Его довольства], – тому Мы облегчим к легчайшему [тому Аллах облегчит дела совершения благого и повиновения Ему]. А что касается того, кто скупился [жалел свое имущество на добрые дела, и не старался совершать дела ради награды Аллаха] и обогащался [предпочёл мирские удовольствия райским благам], и не поверил в истинность прекраснейшего [не поверил в обещание Аллаха о Его щедрой награде], – тому Мы облегчим к трудности [Аллах затруднит путь совершению благих деяний, и это поведет его к Аду]»».

В сообщении, которое приводится в Муслиме: «Каждому будет облегчено то, для чего он создан» (Аль-Бухари, 4995; Муслим, 6903).

Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) приказал совершать дела и запретил полагаться на предопределение.

4 – Всевышний Аллах приказал Своему рабу совершение каких-то дел и запретил ему совершение других и Аллах не обязал его тем, что ему не под силу. Аллах сказал:

«Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил]» (ат-Тагáбун, 16).

Также Он сказал:

«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё [Аллах никого не обязывает делать то, что ему не под силу]» (аль-Бакара, 286).

Если бы раб был принужден к совершению дел, то он не мог бы что-то делать, а что-то оставлять, т.к. он принужден и не может освободиться от этого. Но это не так, поэтому, если он совершит какой, либо грех по незнанию, или по забывчивости, или по принуждению, то ему не будет порицания, т.к. у него есть оправдание.

5 – Предопределение Аллаха – скрытая тайна, которая становится известной только после ее свершения. А желание раба в том или ином деле, предшествует действию. И поэтому желание этого дела не основано на знании о предопределении относительно его. Здесь исчезает его право оправдываться предопределенным, т.к. он не может оправдываться тем, о чем он не знает[118]

6 – Мы видим, что человек стремится к тому, что ему подходит в делах этого мира, до тех пор, пока он не достигнет этого. Он не оставляет ничего, кроме того, что ему не подходит и потом обосновывает это оставление предопределением. Так почему же он оставляет то, что приносит ему пользу в его религии и склоняется к тому, что приносит ему вред, оправдываясь предопределением. Разве эти две ситуации не одинаковы?!

Приведем пример, чтобы было понятно:

Если бы человек мог выбирать между двумя дорогами, одна из которых ведет в город, в котором царит анархия, убийства, грабеж, насилие, страх, голод. А другая ведет в город, в котором есть порядок, безопасность, хорошая жизнь, уважение души, чести и имущества. Какой дорогой он бы пошел?

Несомненно, он пойдет по дороге, которая ведет к городу, где есть порядок и безопасность. Ни один разумный человек не пойдет по дороге, которая ведет к городу, где царит беспредел и страх и потом будет оправдываться предопределением.

Второй пример:

Перед нами больной, которому прописано лекарство. Он пьет его, несмотря на то, что оно ему не нравится. Ему не разрешается, есть еду, которая может ему навредить и он оставляет ее, несмотря на то, что она ему по вкусу. Все это ради излечения и здоровья. И он не отказывается от принятия этого лекарства, или от воздержания еды, которая может усугубить его положение. Тогда почему же человек оставляет приказы Аллаха и Его посланника (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) и делает то, что Аллах и Его посланник запретили, оправдываясь предопределением?

7 – Тот, кто оправдывается предопределением в оставлении предписанного или совершении греха, если на него кто-то нападет и отберет его имущество или заденет его честь, оправдываясь предопределением, говоря: «Не порицай меня, т.к. мое нападение было по предопределению». Он не примет его оправдание. Почему же он не принимает оправдание того, кто напал на него и оправдывается в своем покушении на права Всевышнего Аллаха?!

Рассказывается, что повелитель правоверных – 'Умар ибн Аль-Хаттаб (Да будет Аллах доволен им) – к которому привели вора, заслужившего, чтобы ему отрубили руку, приказал отсечь ему руку. Вор сказал ему: «Не торопись о повелитель правоверных, ведь я не украл кроме как по предопределению Аллаха. На, что 'Умар ответил: «Так мы и рубим по предопределению Аллаха».

Вера в предопределение приносит великие плоды:

1 – Упование на Всевышнего Аллаха после выполнения причин и отсутствие упования на саму причину, потому что все происходит по предопределению Аллаха.

2 – Отсутствие самообольщения у человека, который добился своей цели, т.к. это милость Аллаха, Который предопределил ему причины этого добра и успеха. А самообольщение заставляет забыть его о благодарности за эту милость.

3 – Душевное спокойство и безмятежность в том, что случается с ним из предопределенного Аллахом. Он не волнуется, если упустит желаемое и если с ним произойдет что-то неприятное. Потому что это по предопределению Аллаха. Ему принадлежит власть на небесах и на земле. Все это неизбежно произойдет. Всевышний Аллах сказал об этом:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как мы сотворили его (несчастье). Поистине, это для Аллаха легко. (Мы поведали вам об этом) для того, чтобы вы не печалились из-за того, что вы упустили и чтобы вы не радовались тому, что Он вам дал. Аллах не любит всяких надменных хвастунов» (аль-Хадид, 22-23)

Также пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал: «Удивительно дело верующего, все для него является добром и не дано это ни кому, кроме верующего. Если его постигает радость, он благодарит и в этом для него добро. А если его постигает неприятность, он терпит и в этом для него добро» [119]. Муслим, 7692.

Заблудились в вопросе предопределения две группы:

Первая: Аль-Джабрия[120]– они сказали, что раб принужден к совершению действий и у него нет ни желания, ни мощи.

Вторая: Аль-Кадария – они сказали, что раб полностью свободен в своих действиях, как желанием, так и возможностью. И воля и мощь Аллаха никак не влияют на действия человека.

Опровержение первой группы (Аль-Джабрия) есть в шариате и действительности.

- Что касается шариата, то Всевышний Аллах утвердил для раба волю, и желание и приписал ему действие. Всевышний сказал:

«Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь» (аль-'Имрáн, 152)

Также Он сказал:

«Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон» (аль-Кяхф, 29)

Также Он сказал:

«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе» (Фуссылат, 46)

- Что касается действительности, то каждый человек понимает разницу между действиями, которые он делает по собственному желанию как: принятие пищи, питье, продажа, покупка и между действиями, которые происходят против его воли как: дрожь во время лихорадки или падение. В первом случае он выполняет эти действия по собственному желанию, а не по принуждению. Во втором случае он не выбирает и не хочет, чтобы с ним это происходило.

Опровержение второй группы (Аль-Кадария) есть в шариате и разуме.

- Что касается шариата, то Всевышний Аллах – Создатель каждой вещи и все происходит по Его воле. Аллах объяснил в Своей книги, что действия раба происходят по воле Аллаха, Он сказал:

«Если бы Аллах пожелал [121], то они не сражались бы друг с другом, после того, как к ним явились ясные знамения. Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали. Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах делает, что пожелает» (аль-Бакара, 253)

Также Он сказал:

«Если бы Мы пожелали, то Мы даровали бы каждой душе прямое руководство, однако истиной является Мое слово: «Я непременно наполню геенну джинами и людьми – всеми вместе!» (ас-Саджда, 13)

- Что касается разума, то все это бытие принадлежит Всевышнему Аллаху и человек является частью этого бытия, и он тоже принадлежит Аллаху. И не возможно, чтобы раб распоряжался во владениях своего господина без его разрешения и желания.

Шейх сказал:

Ихсан самостоятельный столп.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...