Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Характерной чертой современной философии является ее антропоцентрированный характер. Антропоцентризм радикально отличает современную философию от ее классических вариантов. Для философии античности, средневековья и нового времени были свойственны теоцентрическая, натурфилософская и гносеологическая направленность. Человек при этом противопоставлялся Миру (природе, быту, объекту познания) или растворялся в них. При этом человек ускользал как особая тема размышлений.
В современной постклассической философии можно указать три особенности воззрений на человека: отказ от позиции субъекта и субъект-объектного отношения как исходных; превращение в предмет размышления человеческого бытия как бытия в мире; вопрос о человеке формулируется онтологически: как должен быть устроен мир, чтобы он допускал возможность человека? Каково место человека в мире? Различие исходных категорий устанавливает «многоголосие» современных воззрений на человеческое бытие. Категории:
1. Экзистенция (человеческое существование или человеческая реальность) – предельное основание анализа человеческого бытия в экзистенционализме, выявляющее собственно человеческое содержание и формы жизни (любовь, труд, бытие к смерти, общение, воля к власти,игра, забота, свобода и пр.) и сопровождающие их фундаментальные переживания (ужас, скука, экстаз, заброшенность и пр.) в отличие от естественных форм поведения, инстинктов и потребностей, отождествляющих человека с животным. Идея экзистенции подчеркивает сознательно смысловой аспект человеческого бытия Представители экзистенционализма – М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс).
2. Жизнь – категория «философия жизни» и рацио-витализма – «не телесное и не духовное». Согласно этой философии только человеку свойственно «неудержимое» стремление воплотить определенный проект или программу существования. Представители философии жизни – Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей. Концепция рациовитализма принадлежит Х. Ортега и Гассету.
3. Личность (личностный универсум) – основное понятие персонализма. Персонализм имеет религиозную ориентацию, его иногда называют «религиозным экзистенциализмом», но Бог радикально рассматривается антропологически как «горизонт человеческого бытия» (Мунье). Представители – М. Бубер, Ж. Маритен, Г. Марсель, и др.
4. Практика (деятельность, praxis) – центральное понятие марксизма. Подчеркиваемое этим понятием единство человека и общества, осуществляется посредством диалектики опредмечивания (воплощения идеи, замысла в действительность) и распредмечивания, т.е. закрепление реальности в виде знания, идеологии ценности.
5. Опыт – исходная категория прагматизма – непрерывный и нерасчленимый на объективное – субъективное «поток сознания», слагаемый из всего того, что переживается человеком и тождественный собственно человеческой активности – Дэн. Дьюн, Дж. Г. Мид, Р. Бернстайн и др.
6. Бессознательное – основополагающее понятие психоанализа, структурализма и постструктурализма – иррациональная инстанция человеческой психики, определяющая «логику» его желаний, мыслей, поступков. Причем структуры бессознательного могут трактоваться как имеющие биологическое, космическое, социальное происхождение (З.Фрейд).
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!