Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пояснительная записка. В ходе экспериментов больше всего нового было обнаружено именно в этом аспекте, поэтому на нем нам придется остановиться подробнее



1. Новое в семантике.

В ходе экспериментов больше всего нового было обнаружено именно в этом аспекте, поэтому на нем нам придется остановиться подробнее. 90 семантического поля экстравертной этики практически не представлены в соционической литературе либо заменяются семантическим полем интровертной этики. Между тем, у этого аспекта есть собственный и весьма оригинальный голос.

Прежде всего, эксперимент показал, что к этике эмоций относятся звукоподражания, такие, как аукать, ахать, гикать, долдонить, зудеть, жужжать, фукать, хрюкать, цыкать и т.д.

По поводу звукоподражаний лингвисты замечают, что почти все они глаголы и означают фонации, производимые

человеком или животными 6, с. 12], добавим: и другими объектами, например, тарабанить.

Звукоподражания, порождаемые в контексте живой речи, называются в лингвистике идеофонами. Помимо глаголов фонации, к ним относятся обозначения быстрого движения, мелькания фьють и нету; бабочка крылышками бякбяк бяк. По результатам наших экспериментов, это исключительная область черной этики.

Там же:...звуковой облик слова может быть ориентирован не только на звукоподражание. Один из авторов настоящей книги в конце 60х годов для подтверждения этой мысли провел опыт, который мы предлагаем нашим читателям. На страницах газеты Неделя были опубликованы рисунки несуществующих животных, различные геометрические фигуры и т.д. Параллельно рисункам приводились несуществующие слова квазислова, которые были специально подобраны в соответствии с фоносемантическими данными по характеру рисунков. Читателям предлагалось определить, кто есть кто 6, с. 1314] пример маленькое животное и длинное тонкое создание, к ним надписи: плюк и лиар. Соответственно, маленький это плюк, а длинный лиар.

Интересно, как подобный эксперимент будут выполнять люди разных типов По нашим частным наблюдениям, логиков он зачастую ставит в тупик.

Таким образом, можно сказать, что этот аспект ориентирован на звуковой облик слова в широком смысле, на его фоносемантику а не на обозначаемый им предмет. Иначе говоря, он дает практически полное описание звукового поведения, выражаемое ГлагоТгашг—кричать,—шептатв, затихнуть, рыкнуть, мычать, верещать, болтать, бубнить, вякать, брякать, ахать, охать; либо междометиями идеофоны как раз в основном и относятся к этой части речи.

Вероятно, что междометие, как часть речи, полностью входит в экстравертную этику как сложные предлоги в интровертную логику. Различные ой, ай, ойёй, у, ты какой, эге, черт побери!.

А в речи ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, СЭИ междометия используются еще и для обрамления белоэтических терминов. Например, слова счастье, ужас черные этики так просто не берут, отказываются. Они говорят: Нет, ну как это

счастье Вот если бы О счастье!, тогда ладно. Ну как это ужас Ох, ужас какой! Как правило, в этих случаях присутствует и невербальная составляющая интонация, но для нас важно было выявить лексические средства, которые в дальнейшем могут быть формализованы.

Несколько слов о других полях, выявленных в процессе работы над аспектом.

Разговорная лексика, которая каждый раз рождается заново и ее нельзя четко определить раз и навсегда. Это могут быть одноразовые, ситуативные неологизмы, придающее речи оживляж. Пример: человек говорит: там все верещали, такой вереск стоял. Или: я влиялвлиял, и аж обвлиялся. Шушелицы, тусёпки, вздрыги то есть слова, которые можно понять исключительно в контексте конкретной ситуации, и звуковой облик которых может какимто образом ассоциироваться с обозначаемым ими предметом или лицом см. выше про плюка и лиара! Хотелось бы уточнить, что это не игра слов с двойным смыслом, как у черных интуитов, и не создание новых слов для названия новых вещей, как у черных логиков. Здесь главное не смысловой момент, а эмоциональная окраска.

А могут быть сознательные или полусознательные стилистические нарушения. Экстравертные этики могут, например, в тексте лекции сказать чтонибудь такое типа обвлияться. Или, допустим, в какомто тихом лирическом разговоре ввернуть чтонибудь грубое. Бултыхаться в вежливой интеллигентной беседе, лицезреть и воспарить в дружеской болтовне4.

Частым приемом является оценочный контраст, он состоит в том, что черные этики сочетают противоположные по эмоциональному смыслу прилагательные и наречия. Допустим, хорошо, аж жить не хочется, хорошо до ужаса, прелестная гадость, он, конечно, лапочка, но это полный кошмар. В отличие от белых этиков, которые скорее усилят оценку, т.е.

скажут не просто хорошо, а обалденно хорошо или совершенно замечательно5.

Еще одна особенность, хорошо заметная в речи цитаты, употребляемые для эмоционального оживления разговора, чтобы заинтересовать слушателей и т.п. Допустим, цитатки из песенок носители аспекта употребляют, описывая чьюнибудь ссору, или когото послали в командировку дан приказ ему на запад, т.е. просто чтобы повеселее это все рассказать. В отличие от черных логиков, для которых цитаты это способ подтвердить сообщаемую ими информацию.

Уникальное поле этого аспекта тема Зрелище. Интересно, что эта тема как раз в соционической литературе отражена, хотя и приписывается в основном типу ЭИЭ. Однако оставшиеся три типа тоже подтверждают наличие такого поля и согласны с включенными в него словами! И с не меньшим удовольствием употребляют подобную лексику в жизни.

Поле этого аспекта дает культурную проекцию во все области, связанные с массовыми зрелищами. А в бытовом варианте это может быть, например, истерика как продуманное средство воздействия на окружающих или любого рода грамотно выполненное шоу, при этом роли могут быть разными: самодур, конфетка, свой парень, паймальчикдевочка и вообще совершенно любыми; богатство репертуара зависит как от уровня развития конкретной личности, так и от контекста аспект динамический, то есть контекстуальный.

Этому аспекту присущ такой литературный прием, как олицетворение оживление неодушевленных объектов. Он выражается в приписывании неживым объектам человеческих эмоций, настроений, и в попытках эмоционального воздействия на них. Компьютер надо растормошить и подбодрить, чтобы лучше работал, Я всегда здороваюсь с телевизором, когда его включаю: Здравствуй, мой дорогой!.

Состояния

Состояния это чаще энергетически насыщенные состояния: радость, гордость, восторг, хотя бывает и наоборот: робость, грусть, досада, смущение.

2. Подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

Тем, получивших подтверждение в резонансной группе, очень мало по сравнению с другими аспектами. Опятьтаки, создается полное впечатление, что Экстравертная Этика проходила мимо сознания социоников. В соционическом общественном сознании черная и белая Этика изначально перепутаны, по факту половина того, что мы заносили в первоначальный список, пользуясь литературой, оказалось белой этикой.

С некоторой натяжкой можно сказать, что подтвердились следующие разделы:

Поведение, проявление эмоций в речи и действиях. Не радоваться это чувство, а смеяться. Не грустить, а плакать. Не расстраиваться, а хныкать или жаловаться. Улыбаться, встать в стойку, шутить, дуться, выплескивать. Именно то, что можно видеть, наблюдать, слышать, то, что проявляется в поведении. Этот аспект не описывает чувства и эмоции как таковые, как белая Этика, а описывает эмоциональное взаимодействие и воздействие между живыми или одушевленными объектами. Это очень важно подчеркнуть, учитывая путаницу, царящую в литературе и в умах социоников особенно начинающих.

Описание поля отношений и воздействие на живой объект в той мере, в какой эти темы косвенно упоминаются в соционической литературе.

3. Не подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

Описание эмоций и их непосредственного переживания человеком это Интровертная Этика.

Конструкции со словом отношение, сближаться, расходиться и т.д., относиться к комуто, притяжение отталкивание, связь и т.д. Это тоже Интровертная Этика.

Оценка как таковая, оценочные прилагательные хороший плохой и пр. и существительные счастье, добро это опять область интровертной этики.

4. Изоморфизм.

Невербальные реакции, телесная пластика

Богатство и непредсказуемость мимических реакций. Постоянный процесс изменения мимики, подвижность лица зона бровей, губ, разнообразие выражений. Изображение эмоций. Выразительная жестикуляция.

Голос: интонационные перепады, изменения в интонации и громкости. Голосовые модуляции.

Проективные методы, пластические искусства живопись, рисунок, скульптура, архитектура

Разнообразие выражений лиц морд персонажей. Необязательные, нефункциональные детали и добавления, несущие эмоциональную нагрузку и выражающие настроение смена погоды, пушистость. Выражение эмоционального состояния персонажа через позу. Часто обилие завитушек, финтифлюшек, галстук в крапинку, носки в горошек то есть те же необязательные детали. Чередование пафоса с иронией, трагикомедия как жанр.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...