Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пояснительная записка. Новым для большинства социоников будет являться собственно то, что Экстравертная Интуиция, также как и белая



1. Новое в семантике.

Новым для большинства социоников будет являться собственно то, что Экстравертная Интуиция, также как и белая, описывает ВРЕМЯ. Хотя и делает это с совершенно иной точки зрения. Если в интровертной интуиции время это континуум, процесс, нечто доступное через внутреннее ощущение, то время экстравертной интуиции это объективная реальность, процесс внешний; образно говоря, чтото вроде кинопленки, которую можно нарезать на кусочки, отмотать назад или вперед по желанию, сделать раскадровку, посмотреть варианты отснятого кадра и т.д.

В таком контексте вполне понятной видится такая тема, как Указание на скорость, периодичность, длительность событий или внешних процессов, как правило.

Ранее в соционической литературе не указывалось, что выделение временных отрезков относится к этому аспекту.

Совершенно определенно можно говорить о том, что разница между Интуициями в том, что в экстравертной наблюдается фиксация моментов, а в интровертной такой фиксации нет, а есть восприятие временного потока.

При описаний~люоых событий прошлого белый интуит погружается в то состояние, в котором он пребывал в тот период времени, и описывает события как бы изнутри, последовательно; черный же интуит их реконструирует, ориентируясь на какието вехи, более зажные или случайно уцелевшие в его памяти: Это было весной, когда шли экзамены, значит в мае, точно в мае, незадолго до того еще тетя приехала.... Вероятно, примерно по этому же алгоритму будет строиться и описание будущего.

Совершенно очевидно: время и указание на временной контекст это область ПЕРЕСЕЧЕНИЯ интуиций, и при отнесении этой лексики к тому или иному аспекту важно учитывать, как они описываются.

Следует сделать поправку к нашей предыдущей статье относительно глаголов действия. Некоторые глаголы действия описывают состояния, например, меня озарило. Понятно, что момент озарения не может длиться долго, и соответствующий глагол описывает очень кратковременное моментальное действие. Но при этом все равно можно четко выделить два состояния: до того и после того.

Об удаче и неудаче как понятиях экстравертной интуиции пишут все, однако по результатам исследования они составили лишь часть более общего лексического поля, темы Соответствие, совпадение, в которую входят понятия о временных точках сгущения событий, соответствия внешней ситуации внутренней, наложения нескольких вероятностных линий и т.д., и соответствующая лексика.

Новыми в описании являются отмеченные нами речевые паттерны:

частое употребление сослагательного наклонения чем более оно сослагательное, тем ближе это к лексическому полю экстравертной интуиции категория ненастоящего времени и конструкций, выражающих предположение,

как именно оформляется лексическими средствами перечисление вариантов повторяющиеся союзы как ритмообразующие структуры,

частое использование слов как, как будто, как если бы для выражения сходства и различия,

конкретные языковые формы, речевые обороты, связанные с описанием возможностей.

А также выделение образного поля, связанного с полетом, воздухом помимо приведенных устойчивых сочетаний, это может быть сравнение себя или когото с ракетой, ветром, воздушным шаром, птицей, бабочкой, ангелом, самолетом, ведьмой на помеле и т.д. Все примеры взяты из жизни.

Уникальным полем этого аспекта можно назвать тему Инсайт как мгновенное переворачивание ситуации, возможность увидеть все ее смыслы, вероятностные линии, сходство с какойто другой ситуаций или образом, литературным сюжетом.... Ощущение легкости, кстати, тоже часто связано с этими моментальными озарениями. Культурные проекции здесь, как и всё остальное в этом аспекте, весьма разнообразны: от гениального изобретателя и тонкого психолога до баловня фортуны, а то и просто халявщика, которому удача

сама по себе, совершенно незаслуженно идет в руки, а он ну ничегошеньки для этого не делает а на самом деле делает, но со стороны это ведь не видно. Кстати, помните, как в советские времена называли непоседливого человека, часто менявшего работу Летун...

Отдельной темой, обсуждаемой в рамках аспекта, является тема двойника. Так как она показалась нам не раскрытой, мы не стали выделять ее в словаре.

2. Подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

Подтвердившиеся темы: неожиданность, варианты и возможности, уникальность, предвидение как инсайт, мгновенное схватывание целостного образа ситуации, удача и неудача часть темы Соответствие, совпадение, понимание сути, целостность; а также употребление парадоксов, контрастов, двусмысленностей, игра словами = смыслами.

Подтвердились практически все темы, на которые указывают соционики, но и тут есть свои нюансы. Так, интуитивное схватываемое сходство двух вещей людей, процессов, ситуаций... не ново в описании аспекта, но нужно подчеркнуть, что здесь сходстворазличие выступает не как логическая категория, а как свойство восприятия черной интуиции это сходстворазличие не может быть разложено до конца на составные элементы, проанализировано. Но к полям Сходство и Смысл абсолютно закономерно примыкают метафоры в их чистом виде!3 А также появление в речи множества образных сравнений.

Вообще любопытная особенность этого аспекта: в нем труднее всего было обособить темы, отделить лексические поля друг от друга они неизбежно дают множество взаимных пересечений! Это нетрудно заметить при внимательном прочтении словаря. Мы склонны отнести это к имманентным свойствам самого аспекта как еще одному выражению присущей ему многозначности.

В экстравертную интуицию также попали музыкальные термины мотив и лейтмотив как обозначающие ведущую тему, главное в чемлибо.

3. Не подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

Не подтвердившегося наполнения не обнаружено. Учитывая, что соционику создавали ИЛЭ, а вторым эшелоном шли ЛИИ, наверное, это и неудивительно.

4. Изоморфизм.

Невербальные реакции, телесная пластика

Отсутствие присутствия: умение или привычка появляться и исчезать в нужные моменты. Только что был человек, вдруг раз и уже нет его. Ритм в походке, в движениях, привычка отбивать ритм.

Голос: выраженная ритмическая организация речи.

Проективные методы, пластические искусства живопись, рисунок, скульптура, архитектура

Отображение только самого существенного, главного, отсутствие лишних деталей.' Стиль торопливого наброска, некоторая небрежность особенно у ИЛЭ, ИЭЭ.

Воплощенные метафоры и игра слов. Изображения полета.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...