Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этапы развития российской киноиндустрии



В Советском Союзе киноиндустрию олицетворяла система Госкино, в подчинении которого находились все киностудии страны и прокат. Действовавшая в то время схема отношений внутри системы была следующей: областные киноуправления получали из центра фильмы, прокатывали их, а сборы перечисляли обратно в Москву, где происходило их дальнейшее распределение между киностудиями и административным аппаратом системы государственного управления кинематографией. В плановой экономике ассортимент кинофильмов и цены на билеты определялись планом. Такое отношение во многом порождало безответственность у режиссеров перед репертуаром, а у прокатчиков перед прокатом. В итоге в однотипных кинотеатрах зрителю предлагались однообразные советские фильмы, изредка развлекательные фильмы индийского, еще реже европейского и американского производства.

В то же время, находясь на полном государственном финансировании, киностудии были обеспечены работой и полностью заполняли прокат. С развалом этой системы отечественная киноиндустрия канула в Лету. Студии оказались предоставленными сами себе. В итоге пустоты в репертуаре отечественного кино стали заполняться картинами коммерческих кинокомпаний, способных работать только с малобюджетными фильмами. Если по примеру американского кино превратить создание фильмов в штампование примитивного киночтива, то мощности отечественных компаний не позволят заполнить рынок своими фильмами, а тем более конкурировать с дорогостоящими зарубежными. Поэтому презентации новых кинотеатров в большинстве своем проходили с премьерным показом западного кино, которое в последующем и формировало их репертуарную политику.

С участием в производственном кинопроцессе частного капитала у производителей появилась коммерческая заинтересованность в более выгодном прокате созданного продукта, способного окупить затраты.

Сегодня кино в нашей стране в основном продается в Москве, где ежеквартально проводятся специализированные кинорынки. На них собирается все кинообщество Советского Союза. Здесь фиксируется вся информация о тех, кто так или иначе участвует в кинопроцессе. Еще недавно кинорынок работал только с солидными покупателями – областными кинофондами и киноцентрами. Сегодня же абсолютное большинство из них приезжают сюда только как зрители, а сохранившаяся от Госкино система киносети сейчас медленно, но верно вымирает. Когда‑то, работая в системе, региональные киноуправления получали фильмы в свою собственность совершенно бесплатно. Таким образом составлялась не только репертуарная политика областной киносети, но и формировались областные кинофонды. В настоящий момент управления кинопроката уже не способны ни пополнять свои фонды, ни содержать залы. Большинство кинотеатров просто отдают свои площади в аренду. Естественно, что сегодня покупателями на рынке являются только представители коммерческих залов.

Государство пошло навстречу отечественному кинематографу, разрешив создание десятков самостоятельных студий, компаний, продюсерских центров, кинолабораторий. То и дело в титрах вместо обычных – «Мосфильм», «Ленфильм», ЦСДФ – в качестве производителей кинопродукции мелькают совсем новые названия: Рекун‑фильм, Мотор‑фильм, «Авангард», «Риск», «Бармалей», «Синимаскоп», «Млечный путь», «Медиаком», «Протел».

Создавая вполне конкурентоспособные картины, новые киностудии по сути своей являются самыми настоящими предприятиями малого и среднего бизнеса и реализуют полноценные кинопроекты, включающие в себя поиск инвестора, эффективность производства, риск, т. е. все элементы предпринимательской специфики.

Оживление в отечественном кинематографе – факт очевидный. Если в середине 1990‑х гг. на главной киностудии страны «Мосфильм» с трудом снималось две‑три картины в год, то в 2003 г. на базе киноконцерна снято более 110 разноформатных лент для кино и телевидения, а в 2004 г. – более 130 фильмов. Убедительные успехи достигнуты и в кинопрокате. Если в 1996 г. кинотеатры заработали 7–8 млн долл., то в 2003 г. зрители заплатили за билеты более 200 млн долл.

Важно отметить, что обновление технической базы кинопроката идет в основном без участия государства. Бизнес понял, что и на отечественном кинорынке можно заработать, а российский зритель пошел в кинотеатры.

Активизации зрительского интереса способствовала и модернизация аппаратного оснащения отечественных кинозалов, в частности, внедрение в российский кинопрокат стереозвука. Другое направление технической модернизации российского кино – внедрение в кинопроцесс современных компьютерных и съемочных технологий.

Сегодня только фильмы с хорошим звуком, цветом, спецэффектами конкурентоспособны и могут окупаться на кинорынках в России и за рубежом. Ставка на одну только технику, однако, подверглась критике. Многие кинематографисты считают, что полностью перевооружить кинопроизводство и кинопрокат невозможно без помощи государства.

Однако в своем развитии отечественный кинематограф столкнулся с проблемой, перспективу решения которой не берутся предсказать даже ведущие специалисты в области кинобизнеса. Российский видеорынок – почти полностью пиратский. Взять его под контроль, видимо, не желают соответствующие органы, так как имеют от него свой доход.

В съемочной технике также наметился прогресс, и прежде всего в цифровой технологии съемки, удешевляющей кинопроизводство. Появившаяся не так давно электронная цифровая съемочная камера высокой четкости – HD позволяет снимать фильмы без участия кинопленки и необходимости соответствующих процессов (проявка, тиражирование). Немаловажное преимущество – большой срок хранения фильма на электронных носителях. Большие достоинства имеет новая технология при съемках в экспедициях. Возможность тотчас проконтролировать отснятый видеоматериал на месте дает экономию в оплате актеров, оборудования и проч. Практически исключает простои, пересъемки, досъемки по вине пленки.

В «цифровой» кинематограф поверили и уже оценили его ведущие российские кинематографы. Среди них режиссеры Александр Сокуров, Сергей Урсуляк, Елена Райская, Константин Худяков и др. Всего в формате HD за три года в России было снято 30 художественных фильмов и телесериалов, 50 роликов и видеоклипов. В Москве открыто два «цифровых» кинотеатра. Запад оценил новшество немного раньше: в Голливуде таким способом создано уже 200 фильмов. Создатели «звездных войн» объявили, что отныне будут работать только на цифровой технике.

Несколько более консервативна в этом плане Европа. Конечно, во многом оживление в отечественном кинематографе связано с положением в стране. Политическая и экономическая стабильность, повышение уровня жизни определенных слоев населения, рост посещаемости кинотеатров положительно влияют на возрождение кинопроизводства. Правда, если до конца быть объективным, то в большинстве случаев зритель идет не на отечественное, а главным образом, на американское кино. Но все равно интерес россиян к российскому кино никогда не угасал и не угаснет. И пусть наши картины будут не такими щедрыми на технические фокусы и зрелищные картинки, как американские блокбастеры, но если попадут в «болевую точку», поднимут вопросы «о нас и для нас», то прорыв и на этом фронте неизбежен. Впрочем, зрительский успех российского фильма «Ночной дозор» и «Дневной дозор» показывает, что и в компьютерных киноэффектах мы можем тягаться с Голливудом.

Таким образом, разговоры о кризисе российского кино больше не звучат – все в ожидании новых успешных и масштабных проектов, причем публика настроена к отечественному кино очень лояльно. За последние несколько лет в российском кино еще не было ни одного крупного провала. «Антикиллер», «Бумер», «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «9‑я рота». Отечественный кинематограф растет в геометрической прогрессии. Больше становится кинотеатров, увеличиваются размеры сборов, гонорары.

Если раньше у кино были проблемы с деньгами, то теперь, благодаря благоприятной внешне– и внутриэкономической коньюнктуре, в кинопроектах участвуют многие российские коммерческие компании.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 956 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...