Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Расселениенародов СССРпо союзным республикам по перепи­ си на 1989 г.//Союз. 1990. №32. С. 12







Лекция б


Народы Сибири




ческой истории. Современные исследования отмечают боль­шое своеобразие языковой ситуации в среде коренного на­селения Сибири. Ведущей тенденцией является, наряду со свободным развитием родной речи и письменности, распро­странение двуязычия (знание наряду с родным языком рус­ского или языка какой-либо соседней народности) и расши­рение функций русского языка во всех сферах общественной

жизни.

Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родствен­ных языках на первом месте стоят народы алтайской языко­вой семьи (Саяно-Алтай, Прибайкалье, районы Западной и Восточной Сибири)77. Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три ветви: тюркскую, монгольскую и тун­гусскую.

Первая ветвь тюркская, к ней принадлежат: алтае-саян-ские народы — алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, чулымцы, карагасы, или тофалары; западносибирские — тобольские, тарские, барабинские, томские и другие татары; на Крайнем Севере — якуты и долганы. К монгольским по языку наро­дам в Сибири принадлежат только буряты, расселенные груп­пами в западном и восточном Прибэйкалье.

В тунгусскую ветвь алтайских народов входят эвенки (тунгусы), обитающие рассеянными группами на притоках Верхней Оби до Охотского побережья и от Прибайкалья до Ледовитого океана; эвены, расселенные в северной Якутии, на Охотском побережье и Камчатке; также ряд небольших народностей Нижнего Амура — нанайцы (гольды), ульчи, или ольчи, негидальцы; Уссурийского края — орочи и удэ (удэгейцы); Сахалина — ороки.

В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это угор­ские народы — ханты и манси. К самодийским (самоедо-язычным) принадлежат селькупы на Средней Оби, энцы в низовьях Енисея, нганасаны на Таймыре, ненцы, населяю­щие лесотундру и тундру от Таймыра до Белого моря.

77 Народы и языки Сибири. Новосибирск, 1980. С. 56.


Целый ряд народов Сибири по установившейся научной традиции называют «палеоазиатами», предполагая в них по­томков древнейших обитателей азиатской части России. Во­прос этот очень сложный, так как современным ученым ясно, что нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении. Только три «палеоазиатских» народа — чукчи, коряки и, вероятно, ительмены — составляют генетическое языковое единство, группу чукотско-камчатских языков.

Современная наука располагает некоторыми данными относительно того, что «палеоазиатским» эскимосскому и чукотско-камчатским языкам на крайнем северо-востоке Азии в отдаленные времена предшествовали какие-то иные языки (соответственно, и этнические группировки), которые и могут считаться, по-видимому, древнейшими «палеоси­бирскими»78.

О том, что в глубинных этногенетических основаниях многих народов Сибири залегают очень древние «абориген­ные пласты», свидетельствуют данные антропологии. Все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока монголоидны по основным особенностям их антропологи­ческих типов. Монголоидами, видимо, были и древние оби­татели верхнепалеолитических стоянок этого региона (при­мер: костные останки архаического монголоида на Афонто-вой горе в Красноярске). Монголоидный тип населения Си­бири генетически мог зародиться только в Центральной Азии, Археологи полагают, что именно эпоха верхнего палеолита с его высокоразвитой охотничьей культурой была наиболее подходящим историческим временем для широкого заселе­ния Сибири и Дальнего Востока «азиатским» — монголоид­ного облика — древним человеком79.

У коренных народов к западу от Енисея наблюдается за­метное ослабление монголоидных признаков; здесь преоб­ладает уральская раса во многих ее разновидностях, воз­никшая в целом как следствие давнего и неоднократного смешения монголоидных и европеоидных групп. Разные ва-

78 Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982. С. 291.

79 Там же.


Лекция 6


Народы Сибири



рианты этой расы представлены среди хантов, манси, сель­купов, ненцев, западносибирских татар, северных алтайцев

и шорцев.

Историческим следствием процессов, развивавшихся в системе широкого межплеменного обмена продуктами и спо­собами предметно-культурной деятельности, явилось фор­мирование 5 историко-этнографических областей:

1) западно-сибирской (с южным, примерно до широты То­
больска и устья Чулыма на Верхней Оби, и северным,
таежным и субарктическим, регионами);

2) алтае-саянской (горнотаежной и лесостепной смешанной
зоны);

3) восточносибирской (с внутренней дифференциацией
промысловых и сельскохозяйственных типов тундры,
тайги и лесостепи);

4) амурской (или амуро-сахалинской);

5) северовосточной (чукотско-камчатской).
Выделенные хозяйственно-культурные типы и региональ­
ные историко-этнографические области характеризуют со­
бой историко-этнографическое многообразие Сибири по
данным археологии, лингвистики и антропологии80.

Ко времени прихода русских в Сибирь коренные народы не только лесостепной полосы, но также тайги и тундры от­нюдь не находились на той стадии социально-историческо­го развития, которую можно было бы считать глубоко перво­бытной. Социально-экономические отношения в ведущей сфере производства условий и форм общественной жизни у многих народов Сибири достигли довольно высокой ступе­ни развития уже в XVII-XVHI вв. Этнографические матери­алы XIX столетия констатируют преобладание у народов Сибири отношений патриархально-общинного строя.

Основной социально-производственной единицей соци­альной структуры у народов Сибири была территориально-соседская общность, внутри которой воспроизводились, передавались от поколения к поколению и накапливались

80 Народы Сибири. История и культура. Новосибирск, 1997. С. 69.


все необходимые для существования и производственного общения материальные средства и навыки, общественные и идеологические отношения и свойства.

В бытовой сфере народов Сибири, в их генеалогических представлениях и связях долгое время сохранялись живые остатки отношений патриархально-родового строя. К числу таких стойких явлений следует отнести родовую экзогамию, распространенную на довольно широкий круг родственни­ков в нескольких поколениях. Существовали многие тради­ции, подчеркивавшие святость и нерушимость родового на­чала. Высшей добродетелью считалась родственная взаимо­помощь и солидарность даже в ущерб личным интересам и делам. В центре внимания этой родовой идеологии находи­лась разросшаяся отцовская семьям ее боковые линии. Эт­нографы полагают, что в истории народов Сибири отцовско-родовой строй представлял собой самостоятельную, весьма длительную стадию развития первобытнообщинных отно­шений.

Производственные и бытовые отношения между муж­чинами и женщинами в семье и локальной общине строились на основе разделения труда по полу и возрасту. Значительная роль женщины в домашнем хозяйстве была отражена в иде­ологии многих сибирских народов в форме культа мифоло­гической «хозяйки очага» и связанного с ним обычая «хра­нения огня» реальной хозяйкой дома.

Хозяйственно-культурные типы коренного населения Сибири. Это прежде всего формы хозяйственного и матери­ально-бытового уклада скотоводов и земледельцев-татар ле­состепной полосы Западной Сибири, тюркских народностей (тувинцев, хакасов, алтайцев, шорцев) Алтае-Саян, западных и восточных бурят Прибайкалья, восточносибирских (лен-ско-алданских) якутов. У всех этих народов к периоду при­хода русских скотоводство было развито значительно боль­ше земледелия.

С XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все боль­шее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов южного Алтая, Тувы и Бурятии. Соответственно изменялись и материально-быто-


Лекция 6


Народы Сибири



вые формы: возникали прочные оседлые поселения, кочев­нические юрты и полуземлянки сменялись бревенчатыми домами, У алтайцев, бурятов и якутов долгое время бытова­ли многоугольные срубные юрты с конической крышей, по внешнему виду имитирующие войлочную юрту кочевни­ков,

Традиционная одежда81 скотоводческого населения Си­бири была сходна с центральноазиатской (например, мон­гольской) и относилась к типу распашной (меховой и матер­чатый халат). Характерной одеждой южноалтайских ското­водов была длиннополая овчинная шуба. Замужние женщи­ны-алтайки (как и бурятки) поверх шубы надевали своего рода длинную безрукавку с разрезом спереди. Якутки тоже носили длиннополый меховой кафтан, по покрою близкий алтайскому, но в отличие от последнего—с рукавами. Рус­ская торговля в Сибири способствовала широкому распро­странению, особенно в XIX в., русских тканей и матерчатой одежды по русским народным образцам.

Наибольший этнографический интерес представляют хозяйственно-культурные типы промыслового населения Севера. Рыболовство в качестве основного занятия преоб­ладало в бассейне Оби (у хантов, манси, селькупов), в ниж­нем течении Амура (у нивхов, ульчей, нанайцев), на Камчат­ке (у ительменов), а также у «пеших» коряков и эвенов Охот­ского побережья. Применялись различные способы и снасти круглогодичного рыбного промысла. Главная цель этого до­бывающего хозяйства — массовый улов, различные виды переработки рыбной продукции для текущего потребления и заготовки впрок. Обычно рыбу вялили и сушили, часть ее сохраняли в квашеном виде в ямах. Вытапливали рыбий жир и смешивали его с сушеной рыбой. Рыбьи.кожи специально обрабатывались для изготовления одежды и обуви. Охота имела вспомогательное значение.

С оседлым рыболовческим бытом связаны такие элемен­ты материальной культуры, как коллективные зимние зем­лянки, наземные берестяные чумы и даже свайные «балага-





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...