Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Лекция б
Народы Сибири
ческой истории. Современные исследования отмечают большое своеобразие языковой ситуации в среде коренного населения Сибири. Ведущей тенденцией является, наряду со свободным развитием родной речи и письменности, распространение двуязычия (знание наряду с родным языком русского или языка какой-либо соседней народности) и расширение функций русского языка во всех сферах общественной
жизни.
Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родственных языках на первом месте стоят народы алтайской языковой семьи (Саяно-Алтай, Прибайкалье, районы Западной и Восточной Сибири)77. Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три ветви: тюркскую, монгольскую и тунгусскую.
Первая ветвь тюркская, к ней принадлежат: алтае-саян-ские народы — алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, чулымцы, карагасы, или тофалары; западносибирские — тобольские, тарские, барабинские, томские и другие татары; на Крайнем Севере — якуты и долганы. К монгольским по языку народам в Сибири принадлежат только буряты, расселенные группами в западном и восточном Прибэйкалье.
В тунгусскую ветвь алтайских народов входят эвенки (тунгусы), обитающие рассеянными группами на притоках Верхней Оби до Охотского побережья и от Прибайкалья до Ледовитого океана; эвены, расселенные в северной Якутии, на Охотском побережье и Камчатке; также ряд небольших народностей Нижнего Амура — нанайцы (гольды), ульчи, или ольчи, негидальцы; Уссурийского края — орочи и удэ (удэгейцы); Сахалина — ороки.
В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это угорские народы — ханты и манси. К самодийским (самоедо-язычным) принадлежат селькупы на Средней Оби, энцы в низовьях Енисея, нганасаны на Таймыре, ненцы, населяющие лесотундру и тундру от Таймыра до Белого моря.
77 Народы и языки Сибири. Новосибирск, 1980. С. 56.
Целый ряд народов Сибири по установившейся научной традиции называют «палеоазиатами», предполагая в них потомков древнейших обитателей азиатской части России. Вопрос этот очень сложный, так как современным ученым ясно, что нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении. Только три «палеоазиатских» народа — чукчи, коряки и, вероятно, ительмены — составляют генетическое языковое единство, группу чукотско-камчатских языков.
Современная наука располагает некоторыми данными относительно того, что «палеоазиатским» эскимосскому и чукотско-камчатским языкам на крайнем северо-востоке Азии в отдаленные времена предшествовали какие-то иные языки (соответственно, и этнические группировки), которые и могут считаться, по-видимому, древнейшими «палеосибирскими»78.
О том, что в глубинных этногенетических основаниях многих народов Сибири залегают очень древние «аборигенные пласты», свидетельствуют данные антропологии. Все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока монголоидны по основным особенностям их антропологических типов. Монголоидами, видимо, были и древние обитатели верхнепалеолитических стоянок этого региона (пример: костные останки архаического монголоида на Афонто-вой горе в Красноярске). Монголоидный тип населения Сибири генетически мог зародиться только в Центральной Азии, Археологи полагают, что именно эпоха верхнего палеолита с его высокоразвитой охотничьей культурой была наиболее подходящим историческим временем для широкого заселения Сибири и Дальнего Востока «азиатским» — монголоидного облика — древним человеком79.
У коренных народов к западу от Енисея наблюдается заметное ослабление монголоидных признаков; здесь преобладает уральская раса во многих ее разновидностях, возникшая в целом как следствие давнего и неоднократного смешения монголоидных и европеоидных групп. Разные ва-
78 Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982. С. 291.
79 Там же.
Лекция 6
Народы Сибири
рианты этой расы представлены среди хантов, манси, селькупов, ненцев, западносибирских татар, северных алтайцев
и шорцев.
Историческим следствием процессов, развивавшихся в системе широкого межплеменного обмена продуктами и способами предметно-культурной деятельности, явилось формирование 5 историко-этнографических областей:
1) западно-сибирской (с южным, примерно до широты То
больска и устья Чулыма на Верхней Оби, и северным,
таежным и субарктическим, регионами);
2) алтае-саянской (горнотаежной и лесостепной смешанной
зоны);
3) восточносибирской (с внутренней дифференциацией
промысловых и сельскохозяйственных типов тундры,
тайги и лесостепи);
4) амурской (или амуро-сахалинской);
5) северовосточной (чукотско-камчатской).
Выделенные хозяйственно-культурные типы и региональ
ные историко-этнографические области характеризуют со
бой историко-этнографическое многообразие Сибири по
данным археологии, лингвистики и антропологии80.
Ко времени прихода русских в Сибирь коренные народы не только лесостепной полосы, но также тайги и тундры отнюдь не находились на той стадии социально-исторического развития, которую можно было бы считать глубоко первобытной. Социально-экономические отношения в ведущей сфере производства условий и форм общественной жизни у многих народов Сибири достигли довольно высокой ступени развития уже в XVII-XVHI вв. Этнографические материалы XIX столетия констатируют преобладание у народов Сибири отношений патриархально-общинного строя.
Основной социально-производственной единицей социальной структуры у народов Сибири была территориально-соседская общность, внутри которой воспроизводились, передавались от поколения к поколению и накапливались
80 Народы Сибири. История и культура. Новосибирск, 1997. С. 69.
все необходимые для существования и производственного общения материальные средства и навыки, общественные и идеологические отношения и свойства.
В бытовой сфере народов Сибири, в их генеалогических представлениях и связях долгое время сохранялись живые остатки отношений патриархально-родового строя. К числу таких стойких явлений следует отнести родовую экзогамию, распространенную на довольно широкий круг родственников в нескольких поколениях. Существовали многие традиции, подчеркивавшие святость и нерушимость родового начала. Высшей добродетелью считалась родственная взаимопомощь и солидарность даже в ущерб личным интересам и делам. В центре внимания этой родовой идеологии находилась разросшаяся отцовская семьям ее боковые линии. Этнографы полагают, что в истории народов Сибири отцовско-родовой строй представлял собой самостоятельную, весьма длительную стадию развития первобытнообщинных отношений.
Производственные и бытовые отношения между мужчинами и женщинами в семье и локальной общине строились на основе разделения труда по полу и возрасту. Значительная роль женщины в домашнем хозяйстве была отражена в идеологии многих сибирских народов в форме культа мифологической «хозяйки очага» и связанного с ним обычая «хранения огня» реальной хозяйкой дома.
Хозяйственно-культурные типы коренного населения Сибири. Это прежде всего формы хозяйственного и материально-бытового уклада скотоводов и земледельцев-татар лесостепной полосы Западной Сибири, тюркских народностей (тувинцев, хакасов, алтайцев, шорцев) Алтае-Саян, западных и восточных бурят Прибайкалья, восточносибирских (лен-ско-алданских) якутов. У всех этих народов к периоду прихода русских скотоводство было развито значительно больше земледелия.
С XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все большее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов южного Алтая, Тувы и Бурятии. Соответственно изменялись и материально-быто-
Лекция 6
Народы Сибири
вые формы: возникали прочные оседлые поселения, кочевнические юрты и полуземлянки сменялись бревенчатыми домами, У алтайцев, бурятов и якутов долгое время бытовали многоугольные срубные юрты с конической крышей, по внешнему виду имитирующие войлочную юрту кочевников,
Традиционная одежда81 скотоводческого населения Сибири была сходна с центральноазиатской (например, монгольской) и относилась к типу распашной (меховой и матерчатый халат). Характерной одеждой южноалтайских скотоводов была длиннополая овчинная шуба. Замужние женщины-алтайки (как и бурятки) поверх шубы надевали своего рода длинную безрукавку с разрезом спереди. Якутки тоже носили длиннополый меховой кафтан, по покрою близкий алтайскому, но в отличие от последнего—с рукавами. Русская торговля в Сибири способствовала широкому распространению, особенно в XIX в., русских тканей и матерчатой одежды по русским народным образцам.
Наибольший этнографический интерес представляют хозяйственно-культурные типы промыслового населения Севера. Рыболовство в качестве основного занятия преобладало в бассейне Оби (у хантов, манси, селькупов), в нижнем течении Амура (у нивхов, ульчей, нанайцев), на Камчатке (у ительменов), а также у «пеших» коряков и эвенов Охотского побережья. Применялись различные способы и снасти круглогодичного рыбного промысла. Главная цель этого добывающего хозяйства — массовый улов, различные виды переработки рыбной продукции для текущего потребления и заготовки впрок. Обычно рыбу вялили и сушили, часть ее сохраняли в квашеном виде в ямах. Вытапливали рыбий жир и смешивали его с сушеной рыбой. Рыбьи.кожи специально обрабатывались для изготовления одежды и обуви. Охота имела вспомогательное значение.
С оседлым рыболовческим бытом связаны такие элементы материальной культуры, как коллективные зимние землянки, наземные берестяные чумы и даже свайные «балага-
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!