Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Понятие социального контроля
Иногда социологию определяют как науку о поведении людей, которое определяется культурными нормами. Одним из условий существования общества является предсказуемость (респектабельность) действий индивидов. Усвоение критериев правильности и понимание значений ожиданий представляется основной задачей социализации. Эта задача решается через специальные механизмы, обучающие индивида принимать те или иные социальные роли. Одним из главных факторов, определяющих успешность социализации, является эффективный контроль, осуществляемый обществом. Необходимость контроля со стороны общества обусловлена также пониманием невозможности идеальной социализации. Напряженность, порождаемая противоречием между побуждениями людей и принуждением со стороны общества, ослабляется или снимается полностью благодаря такому средству регуляции, как социальный контроль. Общественный характер ему сообщают коллективные усилия, источником которых могут явиться как отдельные группы, так и общество в целом.
Термин социальный контроль в научный оборот был введен французским социологом и криминологом Г. Тардом. Первоначально Тард занимался проблемой реабилитации преступников и рассматривал социальный контроль в контексте их возвращения к нормальной жизни. Затем он распространил данное понятие на все общество, интерпретируя его как один из главных факторов социализации личности.
Американские социологи Д. Росс и Э. Парк выдвинули свои теории социального контроля. Росс определял социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида с целью установления социального порядка, а Парк видел его назначение в том, чтобы обеспечить необходимое соотношение между социальными силами и человеческой природой. Парк предложил различать три формы социального контроля:
1) элементарные (главным образом предупредительные) санкции;
2) общественное мнение;
3) социальные институты.
Р.А. Лапьер выдвинул концепцию, в соответствии с которой социальный контроль - это средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидами культуры и ее трансляции. Таким образом, здесь социальный контроль также становится посредником между индивидом и социокультурной ситуацией. Лапьер выделяет три механизма, универсальных для всех типов обществ, обеспечивающих возможность осуществления социального контроля:
1) физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм);
2) экономические санкции (штраф, запугивание);
3) административные санкции.
Современные социологические теории, посвященные социальному контролю, предлагают несколько классификаций форм, методов и целей социального контроля. Их различие есть следствие сосуществования различных традиций и парадигм социологического анализа. Исходя из того, что социология имеет дело, прежде всего, с системами взаимодействия людей, правомерно задаться вопросом: что именно в структуре социальных систем обусловливает те виды поведения, которые мы наблюдаем?
Категория «социальный контроль» часто ассоциируется с применением силы, т.е. физическим контролем, который на самом деле является лишь частью сложного процесса. Участие в коллективных действиях вынуждают человека просто приспосабливаться к требованиям окружающих. Это обязывает его подавлять некоторые свои побуждения или направлять их в другие каналы, которые обычно не обусловлены биологической необходимостью, а также обязанностями перед другими участниками коллективных действий.
В данном случае речь идет о так называемых конвенциональных ролях, являющихся представлениями о поведении как о предписанном шаблоне, ожидаемом и требуемом от человека в данной ситуации исходя из его позиции в совместном действии. Выполняя роль покупателя в магазине, мы имеем право рассматривать и выбирать товары, задавать вопросы продавцу по поводу их качества и цены, но не имеем права уйти, не заплатив за покупку.
Таким образом, социальная интеграция и стабильность в обществе во многом зависят от стандартов устойчивости. Сохранение и воспроизводство отношений в рамках социальной системы возможно благодаря социальному контролю, который можно определить как особый механизм саморегуляции социальной системы посредством упорядочения взаимодействия ее элементов. Одним из главных его элементов является система норм.
2. Социальные нормы: природа, функции, типология
Социальная норма - это средство поведенческой ориентации отдельной личности или социальной группы. Кроме того, норма выступает и как средство внешнего контроля общества за действиями индивидов и целых групп. Нормативная регуляция поведения людей задает (предписывает, разрешает, запрещает) определенные формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.
Социальные нормы следует отличать от других видов норм, регулирующих человеческие поступки. К числу таковых относятся правовые, политические, религиозные, нравственные и др. Главное отличие собственно социальных норм от всех остальных состоит в том, что сферой их действия является сфера межиндивидуального взаимодействия, взаимодействия социальных структур и институтов.
Определяя цели, границы, условия и формы поведения в наиболее значимых областях социальной жизни, нормы могут быть рассмотрены как образцы (шаблоны), модели или программы реального поведения людей в повседневной деятельности. Социальная норма закрепляет типы поведения, которым соответствуют характерные для большинства социальных групп связи и отношения.
Если социальные нормы можно рассматривать как продукт познания и усвоения информации о наиболее рациональных формах поведения, то предпосылкой стремления к конформизму может стать осознание необходимости соблюдения норм как кратчайшего пути к полезному техническому и общественному результату.
Если же рассматривать социальные нормы как правила, требования к личности или как предписания, то необходимо заметить, что они закрепляются письменно (политические документы, законы, уставы, религиозные тексты, художественная литература) и устно (через мнения, взгляды, образцы поведения людей, которые передаются из поколения в поколение). Они воспроизводятся регулярно и массово и воплощаются в юридических законах, морали, этикете и пр.
Можно классифицировать социальные нормы исходя из масштаба их функционирования:
1) групповые привычки - нормы, существующие и возникающие исключительно в малых группах (компания друзей, рабочая бригада, спортивная команда);
2) общие правила - нормы, возникающие и существующие в больших группах или в обществе в целом (обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения).
Степень строгости соблюдения социальных норм также может явиться основой для их классификации. Если нарушение одних ведет к мягкому наказанию, то нарушение других - к наказанию жесткому.
Особо следует отметить функции, которые нормы выполняют в социетальной системе:
- нормы способствуют социализации личности;
- нормы способствуют интеграции индивидов в обществе;
- нормы осуществляют контроль над отклонениями в поведении;
- нормы выступают эталоном действия;
- нормы стимулируют конформистские настроения;
- нормы отражают сущность социальных отношений;
- нормы консервируют и репродуцируют ценности.
Кроме того, следует отметить, что нормы не просто фиксируют ценности, но и осуществляют определенную селекцию, отбирая наиболее значимые ориентиры социального развития.
3. Социальные санкции
Другим значимым элементом социального контроля являются санкции. Они представляют собой совокупность социальных поощрений и наказаний, способствующих следованию установившимся нормам. Общество побуждает своих членов к выполнению норм, воспитывая в них стремление к конформизму, который проявляется во внешнем согласии с общепринятыми правилами поведения, хотя внутренне индивид может не соглашаться с ними. Нормы без санкций останутся только призывами и пожеланиями, т.к. не осуществляют контроля сами по себе. Принуждение и поощрение повышает предсказуемость поведения людей. Это обусловлено всей системой социальных ожиданий, когда уяснение индивидом в процессе социализации норм и соответствующих санкций отчасти программирует индивидуальное целеполагание.
Социальные санкции можно рассматривать как нормы принуждения к соблюдению других норм. Во всех организованных группах существуют процедуры, с помощью которых поведение нарушителей приводится к норме.
Социальные санкции могут быть позитивными и негативными. Тем, кто оправдывает групповые экспектации (ожидания), оказывается уважение, их поощряют и воздают символические почести. Тех же, кто нарушает нормы, ждет насмешки, презрение или более серьезные наказания.
Социальные санкции различаются также по степени формализации. Такие высокоформальные процедуры, как церемонии почета, наказания или изгнания, свойственны наиболее стабильным ассоциациям. Данные процедуры способны существенно уменьшить число девиантных (отклоняющихся от нормы) поступков, но для большинства людей наиболее действенными являются менее формальные санкции. Замечая неодобрение, лицо, решившее нарушить какое-либо правило, часто останавливается. Наиболее эффективными оказываются насмешка, сплетня, отказ уважать право нарушителя и т.д.
Можно говорить о признанной власти, которая основывается на законе, традиции или личной преданности. Законная власть подразумевает твердое установление и координирование норм законом и подкрепление ее такими регуляторными институтами, как полиция (милиция), суд и тюрьма.
Традиционная власть связана с общим пониманием установленных правил, прочно укоренившихся в народных представлениях, которые принимаются как сами собой разумеющиеся, например, право матери наказывать своего ребенка ни у кого не вызывает сомнения, за исключением случаев необычайной жестокости.
Власть лидера признается благодаря его личным качествам. Уважение и восхищение порождают повиновение и послушание. Причины выбора такого лица могут быть различными, так как в каждой группе бытуют свои представления о том, кто должен нести основную ответственность за соблюдением норм.
Исходя из вышесказанного среди методов социального контроля следует различать формальные и неформальные. К формальным методам принято относить то, что в обыденном сознании ассоциируется с понятием официального. Обычно они входят в компетенцию правоохранительных органов и государственных служб, т.е. организаций, специально делегированных обществом для осуществления контроля. К неформальным методам относят все формы контроля, исходящие от индивидов и неформальных групп.
Таким образом, неформальные социальные санкции представляют собой приемы, посредством которых люди, знающие друг друга лично, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто с ними не считается. Наиболее распространенными неформальными санкциями являются жесты, выражающие неодобрение, сплетни, применение силы, изгнание из группы и др.
Соотношение формальных и неформальных, позитивных и негативных санкций формируют четыре типа их сочетаний:
• формальные позитивные, подразумевающие публичное одобрение со стороны формальных организаций: правительственные награды, государственные премии, стипендии, титулы, ученые степени и звания, возможность занимать высокие должности;
• неформальные позитивные, подразумевающие публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, общественное признание, аплодисменты, почет, лесть, лидерство;
• формальные негативные, подразумевающие публичное наказание, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, официальными предписаниями и распоряжениями: лишение гражданских прав, арест, тюремное заключение, штраф, понижение в должности и т.п.;
• неформальные негативные, подразумевающие наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицания, насмешка, издевка, отказ подать руку или прекращение отношений, недоброжелательный отзыв.
Требование выполнения обязанностей в интересах достижения коллективной цели есть прерогатива власти, которая сущ- ностно связана с институционализацией лидерства. Власть здесь понимается в связи с возможностями реализации собственного могущества, внеэкономического принуждения и т.п. Однако лидерство проявляется и в возможности управлять действиями и процессами посредством убеждения. Такое лидерство называют властью авторитета (authority) в противовес власти могущества (power). Оптимальный режим функционирования механизмов социального контроля требует сочетания двух названных типов лидерства. Главным средством достижения этого является выборная должность, создающая связь между убеждением и употреблением власти.
4. Самоконтроль
Наряду с внешним контролем важную роль играет самоконтроль, т.е. способность человека оценивать свои поступки и намерения, вводя систему внутренних запретов и поощрений. Низкий уровень развития самоконтроля у членов общества вынуждает институты социального контроля (армия, суд, государство) прибегать к усилению внешнего контроля. В таких условиях формальный контроль усиливается и приобретает все более жесткий характер, а это в конечном итоге тормозит развитие самоконтроля. Такой замкнутый круг вполне может создать условия для установления диктатуры. Исходя из этого стоит подробнее остановиться на явлении самоконтроля.
Причинами любого человеческого поступка становится одно или несколько предшествующих ему событий. Это может означать, что поведение человека может объясняться либо как реакция на стимулы внешней среды, либо в связи с потребностями как внутренними стимулами. Однако необходимо учитывать, что человек редко действует автоматически или стереотипно. Система стимулов, внешних и внутренних, не вызывает строго определенную реакцию. Многое из того, что человек делает, зависит от ситуации, в которой он оказывается.
Сознательное поведение является конструктивным и творческим. Это то, что формируется в результате ряда приспособлений к постоянно меняющемуся ситуативному окружению. Если люди не всегда могут контролировать свои импульсы, то многие из них они могут успешно сдерживать и не давать им выхода в открытом поведении. Различие между внутренними переживаниями и внешним поведением позволяет судить об эффективности самоконтроля. Образ пищи может спровоцировать человека на кражу, но, представив себе перспективу лишения свободы, он, скорее всего, откажется от этого действия. Таким образом, самоконтроль - это такой процесс, когда один импульс возникает, чтобы блокировать другой. Необходимо учитывать, что одну и ту же ситуацию разные люди интерпретируют по-разному. Поэтому реакции, возникающие у них, будут различаться в соответствии с характером данной личности.
Импульсы данного человека предсказать сложно, но его поведение можно предвидеть, ибо люди охотно подчиняются групповым стандартам (групповым привычкам). Таким образом, можно заключить, что, в сущности, самоконтроль - это социальный контроль.
Самоконтроль - это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя «со стороны». Для эффективного самоконтроля очень существенно восприятие собственного действия. Самым распространенным источником нарушения самоконтроля является чрезмерное напряжение и возбуждение. Образы самого себя обычно не включаются в такие моменты, и человек не помнит, что он делал, когда был «вне себя».
Способность осуществлять самоконтроль имеет индивидуальные различия. Некоторые люди легко расстраиваются и поэтому многие отзываются о них как об «истериках». Другие могут сохранять хладнокровие в любых экстремальных ситуациях и многие из них действуют в это время даже более эффективно.
Ухудшение самоконтроля может слишком дорого стоить человеку, поэтому многие люди стремятся его усилить преднамеренно. Некоторые прибегают к самообману: человек, склонный к неразумной трате денег умышленно носит с собой их ограниченную сумму. Наблюдаются формальные программы усиления самоконтроля, например такие, как кодекс чести. В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять в стандартизованных ситуациях по отношению к каждому из участников взаимодействия. Многие из этих норм настолько укоренились, что люди не могут позволить их нарушать даже наедине с собой.
5. Девиация: сущность, причины, значение
Социологи придают особое значение условиям стабильности при рассмотрении проблем интеграции социальных систем. Однако не менее важным является анализ процессов изменений, происходящих в обществе. Одним из источников перемен следует считать отклоняющееся поведение, отказ или невозможность следовать социальной норме.
В словарях и справочниках девиация (от лат. deviatio - отклонение) определяется как:
1) поступок или действие, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). В этом случае речь идет об индивидуальном поведенческом акте, причины которого объясняются главным образом с позиции психологии, педагогики, психиатрии;
2) исторически возникающее, присущее классовому обществу социальное явление, выражающееся в относительно распространенных массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам.
Данные феномены, служащие причиной дестабилизации и дезорганизации общества, а также его трансформации, не следует считать чем-то внешним по отношению к социуму, они присущи самой социальной системе и зачастую являются результатом взаимодействия ее частей.
Социальные нормы достаточно разнообразны и содержат в себе шаблоны не только индивидуальных, но и коллективных форм деятельности. Из этого следует, что отклонения от норм также разнообразны. Данное разнообразие значительно шире и глубже, нежели разнообразие самих социальных норм. Это объясняется тем, что нормы типичны, а отклонения всегда индивидуальны. Каждая норма может быть нарушена множеством различных способов. Поступки людей в сходных ситуациях могут быть совершенно непохожи друг на друга. Точно так же в юриспруденции Уголовный кодекс четко фиксирует признаки преступления, но сами преступления, если рассматривать их в их действительности, чрезвычайно разнообразны, как разнообразны и люди, их совершающие.
Соответствующее норме поведение, как и нарушающее ее, не являются единственно возможными типами социального действия. Многие виды поведения людей находятся за нормативно урегулированными сферами и не снабжены конкретными нормативными предписаниями. Общество, регламентирующее поведение людей в тех областях, где это необходимо, оставляет в других сферах возможность действовать по своему усмотрению и со значительно большей степенью свободы. В этом случае можно говорить о свободном творчестве, наиболее известным видом которого является художественное творчество. Процесс художественного творчества (как и любого иного) в принципе не может быть нормативным, его источником является спонтанность внутреннего мира человека, коренящаяся в экзистенциальных структурах его бытия.
Исследование девиации породило в социологии несколько различных подходов к объяснению причин и механизмов данного феномена.
Э. Дюркгейм для описания различных форм и типов девиации ввел обобщающее понятие аномии. Буквально «аномия» — это безнормность, т.е. отсутствие норм, их разрушение или исчезновение. Рассматривая определенные состояния социальных систем, которые мы называем кризисными, Дюркгейм обратил внимание на возникающий при этом эффект неопределенности социальных ожиданий (экспектаций). Данная неопределенность и порождает, - считал он, - наиболее распространенные типы отклонений. Социальная дезорганизация вызывается нестабильностью, внутренней противоречивостью или даже полным отсутствием ценностей, норм и социальных связей. Внешние причины такого положения могут быть различны, но реакция на данную ситуацию оказывается удивительно схожей - разрушение общественного порядка, деградация коллективного сознания.
Рассматривая девиацию через общую теорию личности, Дюр- кгейм полагал ее такой же естественной установкой, как и конформизм. Таким образом, любая возможная классификация отклоняющегося поведения задается системой социальных норм. Ведь норма и отклонение не существуют отдельно друг от друга.
Р. Мертон развил теорию аномии, определяя последнюю как возникновение несоответствия между целями, которые общество ставит перед своими членами и теми средствами, которые оно предлагает для их достижения. Результатом данной несогласованности может явиться как активное нарушение законов, так и пассивное сопротивление в виде апатии.
Рассматривая наиболее характерные поведенческие модели, Мертон квалифицирует их как различные типы социальной адаптации:
1) конформность (конформизм) - пожалуй, единственный тип недевиантного поведения, хотя некоторые социологи считают чрезмерно усердное следование ему еще одним проявлением отклонения от норм;
2) инновация - согласие с социально одобряемыми целями, но отрицание предлагаемых способов их достижения; «инноватор» использует новые, но незаконные средства достижения успеха;
3) ритуализм - отрицание целей, но согласие с социально одобряемыми средствами; фанатичная преданность делу, автоматическое следование усвоенным моделям и формам поведения превращают средства в цели;
4) ретреатизм - пассивное отрицание как социально одобряемых целей, так и предлагаемых средств их достижения; фактически эту форму девиации можно рассматривать как бегство от действительности, такое поведение свойственно маргиналам;
5) бунт - активное отрицание социально одобряемых целей и предлагаемых средств их достижения, его отличие от ретреатиз- ма - замена ныне действующих целей и средств новыми, формирование новой системы ценностей, идеологии.
Мертон показал, что вопреки бытующему мнению девиация не всегда является результатом негативного отношения к общепринятым стандартам. Кроме того, как уже отмечалось, девиантное поведение способствует развитию и совершенствованию социальных систем.
В рамках теории конфликта обозначено другое направление поиска причин девиации. А. Коэн усматривал истоки девиантного поведения в ориентации культурных образцов поведения на нормы другой культуры. Например, преступника можно рассматривать как носителя определенной субкультуры, конфликтной по отношению к нормам и ценностям доминирующей культуры.
Д. Миллер, занявший близкую позицию, рассматривал групповую преступность как субкультуру, присущую низшим слоям общества. В данной субкультуре наиболее ценятся такие качества, как риск, стремление к острым ощущениям, хитрость, выносливость, физическая сила и пр. В результате остальные члены общества, принадлежащие к более высоким слоям населения, воспринимают представителей этого слоя как девиантов.
Г. Беккер предложил концепцию, основанную не на анализе личности девианта и социокультурных факторов, способствующих девиации. В отличие от многих объяснений, в которых девианты рассматривались как «больные», Беккер предположил, что девиантное поведение обусловлено навязыванием влиятельными группами общества (семья, законодатели, врачи, учителя и пр.) определенных стандартов поведения. Анализ поведения человека, осуществляемый той или иной инстанцией, может привести к обвинению, т.е. приклеиванию ярлыка девианта. Данная теория называется теорией стигматизации (наклеивания ярлыков).
Различают первичную девиацию и девиацию вторичную. В первом случае общество снисходительно относится к тем, кто нарушает его нормы, во втором, когда общество ставит клеймо девианта, сам человек начинает считать себя девиантом и ведет себя в соответствии с этой ролью.
6. Виды социальных отклонений
Обобщая социальный опыт, можно выделить основные формы девиации: преступность, наркоманию, проституцию, суицид (самоубийство), гомосексуализм, азартные игры. Рассмотрим некоторые из них.
Преступность. Это наиболее опасная форма девиации. Дать четкое определение преступности очень сложно. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с тем, что преступность сложное и многомерное явление, зависящее от социокультурных, этнических и исторических контекстов. Одни и те же поступки могут квалифицироваться как преступления в одном обществе и считаться нормальными в другом.
В современной социологии превалируют взгляды на преступность как на Для разных государств и даже для разных периодов существования одного и того же государства круг деяний, признаваемых преступными, различен. Даже анализ динамики преступности в одной и той же стране за длительный период времени затруднен по причине постоянного изменения в уголовном законодательстве и объеме деяний, учитываемых уголовной статистикой. Система показателей уголовной статистики со временем также изменяется. Во многих современных государствах учет преступлений ведется по количеству арестов. При этом не учитываются побои, оскорбления и ряд преступлений против личности. Неучтенными остаются преступления в сфере экономики, в т.ч. подкуп чиновников, уклонение от уплаты налогов, теневая экономика.
По мнению Д. Судноу, все преступления делятся на совершенные, но не зарегистрированные и те, по которым заведены уголовные дела. Различные технологии, позволяющие рассчитывать латентную преступность, дают разные цифры. 80% (максимальная цифра) всех совершаемых преступлений остается незарегистри- рованными.
Описанное Дюркгеймом и Мертоном состояние аномии сводится к рассмотрению конфликта индивида с социальными нормами и ценностями или расцениванию своей жизни как неудавшейся. Это обстоятельство толкает некоторых из них на преступления. В современном обществе основной ценностью считается социальный успех. Исходя из этого можно предположить, что большинство людей, не достигших высокого социального статуса, власти или богатства, будут искать незаконные способы их достижения.
Искоренить преступность не удалось ни одному обществу. Иногда людям кажется, что в одних странах уровень преступности выше, а в других - ниже. Полагают, что это обусловлено более низким или более высоким среднестатистическим доходом на душу населения или более или менее эффективной деятельностью правоохранительных органов. Такое видение ситуации присуще дилетантам, оно способно породить ощущения безопасности или, наоборот, возросшей опасности. В действительности же, как показывают исследования, доля всех категорий преступников остается неизменной и колеблется в пределах 5,6 % от всего населения страны. Более того, многие социологи склонны полагать, что рост преступности пропорционален росту населения страны.
Ситуация резко меняется, когда общество переходит в нестационарное состояние и в нем происходят радикальные структурные перемены.
Общество должно отдавать себе отчет в том, что прежде законопослушные граждане встают на путь нарушения закона, наблюдая безнаказанность других преступников. Поэтому особое значение приобретает профилактика правонарушений, а также своевременное прогнозирование динамики прежних и проявления новых форм преступности. Однако в деле предупреждения преступлений не следует забывать, что главным средством удержать человека от правонарушения может быть не суровость наказания, а его неотвратимость. Как показывает практика, представления о суровости наказания зависят от степени морального и социокультурного развития общества и может варьироваться в самых широких пределах. Принцип же неотвратимости наказания, напротив, является абсолютным и максимально эффективным в организации борьбы с преступностью.
Наркомания - заболевание, выражающееся в психофизической зависимости от наркотических веществ, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Точное число лиц, злоупотребляющих наркотиками в России, остается неизвестным. По некоторым оценкам они составляют от 1% до 3% всего населения страны. Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - это молодежь до 30 лет. Значительная часть наркоманов не доживает до «зрелого возраста». В целом наркомания как устойчивое социальное явление представляет для общества несомненную опасность.
Наркомания как социальное явление может быть охарактеризована такими показателями, как распространенность, структура и способы употребления, социально-демографический состав потребителей, мода на тот или иной наркотик, формы социального контроля.
В 1912 г. в Гааге была принята первая конвенция о наркотиках, а затем еще ряд международно-правовых актов. Так начались попытки мирового сообщества противостоять употреблению и распространению наркотиков. В 20 - 30 годы ХХ в. появилась оценка наркомании как болезни. Однако эта болезнь рассматривалась как болезнь необычная, «порочная», связанная с условиями жизни, так как была широко распространена среди преступников, проституток, бродяг.
Если самоопьянение когда-то было элементом ритуальных действий, то в современном обществе наркомания превратилась в социальное зло, так как стала занятием самоценным, а не попутным. Новая социальная реальность порождает не только прием наркотиков ради самих наркотиков, но и особый микроклимат в группах, практикующих это. Как правило, в таких группах интерес каждого усиливается в среде себе подобных. Наркотическая субкультура, как всякая субкультура, стремится к воспроизводству и расширению. Но никакие факторы и жизненные ситуации фатально не предопределяют заболевание наркоманией. Человек всегда имеет возможность выбирать образ действий, который не нарушает правовые и нравственные нормы.
Борьба с этим отклонением далеко не всегда приводит к желаемому результату. Зачастую общество сталкивается с тем, что репрессии лишь увеличивают социальное отчуждение между субкультурой наркоманов и здоровым большинством, что делает невозможной их последующую реабилитацию и возвращение к нормальной жизни. Эта субкультура представляет собой систему ролей и связей между самими наркоманами и поставщиками наркотических средств, которые принадлежат к иной субкультуре. В данном случае можно говорить о целой системе выживания, черты и функции которой могут быть представлены следующим образом:
1. идеология оправдания пристрастия к наркотикам;
2. воспроизводство сообщества за счет притока новых членов;
3. защитные связи, включающие в себя социальные жесты и жаргон; солидарность собратьев по зависимости;
4. своеобразная картина мира и система ценностей.
Общество относится к наркоманам как к преступникам. Такое отношение делает их мир закрытым. Образ жизни людей, становящихся наркоманами, меняется и становится враждебным для общества.
Лечение наркоманов осложняется рядом обстоятельств. Одно из таких обстоятельств - вопрос о выборе места лечения. Когда наркоманы собираются вместе, будь то обычная больница или специализированная клиника, они думают и говорят только о наркотиках. Поэтому имеет смысл стремиться изолировать наркомана от прежнего окружения и лечить его в стационаре. Распространенным является мнение о том, что наркомания неизлечима. Второе обстоятельство - вопрос о целесообразности принудительного лечения наркоманов. Многие считают, что оно бесполезно, т.к. пациент превращается в заключенного, а излечиться могут лишь те, кто сам без принуждения признал необходимость новой жизни. И, наконец, возникает вопрос о том, допустимо ли использование наркотиков в процессе лечения от наркотической зависимости. На Западе все большее распространение приобретают взгляды о допустимости подобной практики.
Алкоголизм. Алкоголизм (с 1979 г., по Международной классификации болезней, - «синдром алкогольной зависимости») - заболевание, развивающееся в результате пьянства, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к психической и социальной деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов, нервной системы. К девиантному поведению относят пьянство и алкоголизм, а разумное потребление алкоголя - нет.
Злоупотребление алкоголем, или пьянство, влечет противоправное поведение, нарушающее нормальную жизнь окружающих, становится привычкой, неотъемлемой чертой образа жизни пьяницы.
Наука довольно скоро перешла от изучения медицинских проблем алкоголизма к широкому социологическому анализу этого явления. К социальным факторам, способствующим алкоголизации населения, принято относить нищету, безработицу, налоговое бремя (там, где выше налоги, там выше уровень употребления алкоголя), неблагополучную семью, личные трагедии, отсутствие организованного досуга (особенно у молодежи), психические расстройства, неудовлетворенность в профессиональной деятельности, принадлежность к низшим слоям общества и пр.
Историко-статистический анализ состояния потребления алкоголя российским обществом на протяжении почти двух веков показывает устойчивую и воспроизводимую связь уровней алкоголизации населения и периодов нарастания системных кризисных явлений в стране. Четыре таких периода нашли свое отражение в отмене крепостного права, Октябрьском перевороте, «оттепели» и «перестройке» и сопровождались ростом пьянства. С одной стороны, пьянство выступает как проявление т.н. социетального беспокойства, результатом которого и являются социально-политические изменения. С другой стороны, сами социальные изменения порождают стресс, реакцией на преодоление которого выступает алкоголизация населения. Радикальным социальным изменениям в России всегда соответствовало ужесточение мер социального контроля алкоголизма. Однако результаты анализа свидетельствуют о низкой эффективности этого контроля вне зависимости от жестокости проводимой уголовной политики. Несмотря на наметившуюся после алкогольного пика 1980-1988 годов тенденцию к снижению потребления алкоголя, неуклонный рост медицинских и социальных последствий алкоголизации продолжается.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно выделить два направления. Первое из них подразумевает ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Второе направление предлагает решение проблемы в уменьшении потребности в алкоголе, улучшении социальных и экономических условий жизни, в росте общей культуры и духовности, распространении спокойной и взвешенной информации о вреде алкоголя, а также в формировании у населения безалкогольных стереотипов поведения.
Практика введения «сухого закона» в ряде стран, в том числе и в России, не достигла желаемого результата, поскольку свободная продажа алкоголя не является единственной причиной алкоголизации. Преодоление пьянства возможно лишь при условии учета экономических, политических, социальных, культурных, психологических, демографических, юридических и медицинских аспектов данной проблемы.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3447 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!