Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Значение истории социологии состоит в следующем.
1. История социологии позволяет расширить диапазон социологических знаний, понятий, теорий, принципов, методов, из которых может осуществляться выбор в процессе научной деятельности, то есть историко-социологическое знание играет эвристическую роль, служит средством получения нового знания, так как «Прошлое - лучший пророк будущего» (Байрон).
2. Историко-социологическое знание самоценно. В известном смысле оно - сама социология. Наука - массив научного наследия, непрерывно пополняемого и обновляемого. История социологии - это коллективная память науки об обществе.
Начало исследования жизни общества уходит в глубокую древность, когда были заложены основы для изучения и теоретического моделирования социальной реальности как самостоятельного предмета, то есть предпосылки социологии. Формирование предпосылок социологии включает в себя ряд этапов.
Первый этап - социальная мысль Древнего мира (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар). Этот период характеризуется следующими признаками.
- Формируются основные подходы в объяснении возникновения общества, ставшие впоследствии традиционными: «общество» как естественное образование (Аристотель, Сенека) и «общество» как искусственный механизм, результат изобретения и целенаправленной деятельности человека (Платон, Эпикур).
- Появляется представление о социальном детерминизме, то есть о том, что в обществе господствует не хаос и произвол, а упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы (Аристотель).
- Разрабатывается идея о направленности и качестве социального развития.Особое распространение получает версия общественной деградации. Это находит свое выражение в древнегреческом мифе о последовательной смене веков по убывающей линии: золотой век был сменен серебряным, серебряный - медным, медный - железным. Хотя весьма популярны были и идеи о циклическом развитии социального процесса (Платон, Аристотель, Гераклит).
Второй этап (IV - XV вв.) - социологические идеи Средневековья (Августин, Фома Аквинский, Ибн-Хальдун, Томас Мор). В целом осмысление общества развивается в рамках теологического мировоззрения. Вместе с тем постоянно набирают силу и теории, ставящие под сомнение истинность религиозного представления о постоянстве и неизменности общественного строя.
Третий этап (XV - середина XIX в.) связан с именами таких мыслителей Нового времени, как Дж. Вико, Р. Мальтус, Макиавелли, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо, Сен-Симон, Гегель. В этот период был поставлен ряд фундаментальных проблем, содержащих научные предпосылки для принципиально нового подхода к изучению общества:
представление об обществе как развернутой системе и части природы,
о причинах социального неравенства,
о прогрессе человеческого разума как критерии развития истории,
об использовании дедуктивного метода и результатов эмпирических наблюдений, подобных естественным наукам.
2. Возникновение социологии. О. Конт, Г. Спенсер
Выделение социологии в самостоятельную науку происходит в середине XIX столетия и связано с именем О. Конта, который ввел в употребление сам термин «социология» и выдвинул ряд основополагающих идей:
Конт Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма в социологии. В 1817-22 был секретарём А. Сен-Симона, затем - экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками.
Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830 -1842), «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» (1851 - 1854).
Стоит выделить следующие идеи социологии Конта.
Во-первых, социология («социальная физика») является теоретической дисциплиной, занимающаяся позитивным (то есть научным) исследованием фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам.
Во-вторых, система наук представляет собой историю развития знания от простых к сложным, от абстрактных к конкретным, от древних к новым и выглядит так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Социология основывается на законах других наук и без них невозможна, но имеет сверх того нечто особенное, связанное со спецификой воздействия индивидов друг на друга. Появление социологии означало наступление позитивной стадии развития человеческого ума, переход к новым методам познания.
В-третьих, идея зависимости общественного прогресса от стадий развития знаний - особых периодов развития человеческого разума (индивида и человечества) и социальной организации, которые последовательно должен пройти человеческий дух. В-четвертых, Конт, основываясь на канонах развития физического знания (которое считал эталонным для науки) выделил в социологии две части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии социальных элементов. Ее высшей целью является обнаружение законов социального порядка, в качестве объекта выступает общество в состоянии покоя. Она изучает условия функционирования общественной системы, взаимоотношения между социальными институтами. Основными отношениями общественного порядка он считал семейные отношения.
Конт представлял общество как органическое целое. Порядок (социальная статика) и прогресс (социальная динамика) не могут существовать порознь: прогресс без порядка - это анархия, порядок без прогресса - реакция. Все общественные институты он рассматривает с точки зрения их общественных функций и роли в деле социальной интеграции, социального согласия. Такое понимание общества, по сути, соответствует понятию системы, и Конт, таким образом, стал родоначальником системного подхода в социологии.
Позитивную теорию общественного прогресса в развитии общества от одной стадии к другой Конт назвал социальной динамикой. Социальная динамика раскрывает механизм функционирования и развития общества. Ее объектом выступает общество в состоянии движения. Целью является открытие законов прогресса.
Претензии Конта на всеохватывающий характер социологических знаний вызвали настороженное отношение к ней научной общественности. Поэтому первоначально социология не получила широкого распространения.
В качестве самостоятельной науки социология окончательно сформировалась благодаря творчеству Герберта спенсера.
Спенсер Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837-41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848-53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Основной труд «Основание социологии».
Спенсер уподобил общество живому биологическому организму, Правомерность такого подхода тем ученый обосновывает тем, что находит общие признаки между обществом и живым организмом: и то и другое в процессе роста увеличивается в массе и усложняются, их части приходят все в большую зависимость друг от друга; и те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.
Он проводит следующие аналогии: правительство - мозг человека; торговля - кровообращение; деньги - кровяные тельца; телеграфные провода - нервная система.
Сопоставляя социальную систему с эволюционирующим организмом, Спенсер выявляет и ее особенности: в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, они способны на чувства, мысли и т.п. Кроме того, если в живом организме части существуют для целого (органы для организма), то в обществе - наоборот, целое существует для частей (общество обеспечивает жизнь людей).
Стоит выделить следующие основные идеи социологии Спенсера.
Во-первых, он выделил три главные системы общества как социального организма: «производящую средства для жизни», «распределительную», «регулятивную». Основными институтами социального контроля являются государство и церковь. Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действий.
Во-вторых, развитие общества по пути усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, по мнению Спенсера, обусловлено потребностями людей и совершается в процессе их деятельности. Сбалансированные взаимоотношения людей, гармония их интересов составляют основу гармонии и стабильности общества. Обратный процесс ведет к распаду общества.
В-третьих, Спенсер, приняв дарвинское представление о естественном отборе в природе наиболее приспособленных особей, перенес его на общество, утверждая, что увеличение численности населения стимулирует большую социальную активность, так как в конкурентной борьбе выживают интеллектуально развитые люди.
Таким образом, взгляды Спенсера и Конта оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли, прежде всего, постановкой целого ряда проблем, затрагивающих основания социологии как науки.
3. Марксистская социология
Особое место и роль в истории социологической мысли с середины второй половине XIX в. занимает социология марксизма. Ее основными представителями являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Маркс Карл (5.5.1818, Трир, - 14.3.1883, Лондон). С осени 1835 - студент Боннского, а с октября 1836 - Берлинского университетов, где изучал право, историю, философию, теорию искусства. В апреле 1841 г. Марксу была присвоена степень доктора философии.
В многочисленных трудах Маркс изложил основные принципы материалистического понимания истории и выдвинул ряд положений, составивших методологические и теоретические предпосылки для разработки политической экономии: учение о труде и капитале, об углублении противоречий капитализма, о социальных последствиях развития крупной промышленности - формировании пролетариата.
Энгельс Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, - 5.8.1895, Лондон), один из основоположников марксизма, друг и соратник К. Маркса.
Энгельс раскрыл ряд специфических закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феодального обществ, возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства, обосновал учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании. В последние годы жизни уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии. Велико его участие в разработке марксистского учения о литературе и искусстве.
Марксистская социология - это, прежде всего, материалистическое понимание истории, которое предлагает рассматривать общество как единый социальный организм, источник развития и формирования которого находится в нем самом. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Само общество рассматривалось как система связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими.
Системный подход к изучению общества нашел свое воплощение в теории общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Во-первых, это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и во-вторых, закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур. И те, и другие являются результатом стечения различных исторических фактов и обстоятельств, характерных для данного вида общества. Знание этих законов дает возможность не только предсказывать будущее, но и ускорять его, ибо они (законы-тенденции) реализуются в человеческой деятельности.
Социологический интерес представляет также учение о классах. Классы - социальные группы, различающиеся по их отношению к средствам производства, экономическому положению, образу жизни, уровню образования, классовому самосознанию. В социальной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Являясь продуктом общества и, прежде всего, объективного положения в процессе производства, люди сами становятся творцами общества. Формы классовой борьбы могут быть различными, но кардинальное решение проблемы антагонизма он усматривал в социальной революции, главным вопросом которой является вопрос о власти. При этом и Маркс, и Энгельс отмечали, что собственно государственная власть, ее монополия никогда не обеспечат свободу; напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где есть эмансипированное гражданское общество, способное диктовать свою волю государству. Сущность эмансипации - возвращение человеческих отношений к самому человеку.
В последние годы жизни Маркс, сообразно изменению социальных реалий, существенно пересмотрел личные позиции, в частности, о способности классов к эволюции, обусловленной изменениями в способе производства; о том, что насилие каких бы то ни было социальных групп над другими, в конечном счете, оборачивается несвободой для всех; о соотношении революционных и эволюционных форм развития; о двойственной природе государственной власти как инструмента насилия и управления... Однако эти проблемы были лишь намечены и не получили всестороннего обоснования.
4. Классическая социология начала XX в. (Э. Дюркгейм, М. Вебер)
Весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма внес Эмиль дюркгейм.
Дюркгейм Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, - 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L’Annee sociologique» (1896). Социологическая концепция Дюркгейма формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Дюркгейм является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии. Основные работы: «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897).
В противоположность индивидуалистическим концепциям Дюркгейм разработал теоретико-методологическую концепцию социологизма, которая опиралась на принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее примата и превосходства над индивидами. В понимании социологизма Дюркгейм различал два аспекта: онтологический и методологический. С одной стороны, социологизм - это метод обоснования самостоятельности социологии как науки, с другой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимание и объяснение.
Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным - заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. Общество - источник и вместилище всех высших ценностей, которые составляют категорию «духовные социальные факты». Социальным фактом является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от человека. Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие.
Индивидуальное сознание, таким образом, выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от объективных первичных социальных фактов. Структура общества как совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости состоит из двух элементов. Первый включает все духовные и материальные ценности, которые не представляют собой «двигательной силы» истории, а лишь изменяют темпы и направление социальной эволюции (право, нравы, искусство). Второй элемент - люди как коллективная сила, человеческая среда. Влияние этой второй среды на социальные процессы и составляет причину исторического развития.
Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, понимаемое как профессиональная специализация и кооперация. Общество, где разделение труда принимает развитые формы и каждый индивид начинает выполнять определенную специальную функцию, напоминает организм с его различными органами, играющими своеобразную роль в его рамках: это дает Дюркгейму основание говорить об «органической солидарности».
Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Личность и общество тесно взаимозависимы, и каждая из сторон заинтересована в развитии и процветании друг друга. Развитие и расцвет личности зависят от состояния общества. Неравенство, по его мнению, происходит вследствие неприспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушения эквивалентности в обмене благами и услугами. Получение по наследству привилегированного положения в обществе ведет к нарушению согласия между индивидуальными склонностями и родом деятельности. Происходит «насильственное» разделение труда, нарушается солидарность, возникает классовая борьба.
Специфика социальной реальности определяет и специфику социологии как науки. Предметом социологии является рассмотрение социальных фактов. Поскольку социальная реальность - высшая реальность, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли познания: философию, историю, экономику и др. Социология превращается в «систему, в корпус социальных наук.
Заметной фигурой классического периода западной социологии является Макс Вебер.
Вебер Макс (21.4.1864, Эрфурт, - 14.6.1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности очень широк: аграрная история Древнего мира и исследование положения крестьян в Германии конца XIX в., социология религии и методология общественных наук. В целом для его творчества характерна эволюция от историко-экономической проблематики к вопросам общей социологии. Задача социологии, по Веберу, дать «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Основные работы: «О категориях понимающей социологии» (1913), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 - 1905), «Хозяйство и общество» (1921) и др.
Социология Вебера опирается на методологическую концепцию «понимания» как особого метода общественных наук. По его мнению, суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы же сами их и наделяем. Поэтому «понимание» как субъективная процедура «вчувствования» исследователя в предмет исследования является методом раскрытия сущности социальной реальности. Однако это не просто «переживание» текста или социального феномена. Это скорее систематическое и точное исследование.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека приобретает характер социального, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Социальным действием считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей - необходимые моменты собственно социологического исследования. Рационалистический характер операции понимания соответствует рациональности социального, а социальные действия соответствуют некоему образу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, т.е. идеального типа.
Для выявления этих образов Вебер предлагает специальную методологическое средство - идеальный тип. Идеальный тип как методологическое средство позволяет, во- первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в реальных условиях, во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий. Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом.
Идеальный тип является результатом абстрагирующей деятельности ученого-социолога, который использует его как образ-схему, способ систематизации и упорядочения конкретного материала - эмпирического исследования, своеобразное узловое понятие (например: город, капитализм и др.). Идеальный тип Вебер рассматривает не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий».
Ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни, Вебер выделяет четыре идеальных типа социальных действий.
Целерациональное действие - идеальная модель действия индивида, в котором смысл действия и цель действующего совпадают: понять смысл действия - значит понять действующего и наоборот. Критерием рациональности является успех. Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое, независимо от успеха. Аффективное действие осуществляется на основе эмоций, через актуальные аффекты и чувства. Традиционное - благодаря привычке. Полностью социальными являются лишь первые два типа действия, ибо имеют дело с сознательным смыслом.
Еще одной важной идеей Вебера является идея возрастающей рациональности общества, что находит выражение во все более широком распространении целерационального поведения, нацеленного на получение предельной экономической эффективности.
Эта тенденция проникает во все сферы общественной жизни, а ее высшим воплощением является бюрократия.
Таким образом, в XIX - первой половине XX в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества.
5. Современные социологические теории
С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких теориях, что объясняется сложностью самого общества. В зависимости от научных ориентаций и идейных пристрастий социологи руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет, как правило, свои методологические и методические принципы. Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специфическим категориальным аппаратом и признающихся группой ученых, называется парадигмой. Социология как наука никогда не имела единой и всеохватывающей парадигмы, в рамках которой мыслили бы все социологи без исключения. Каждая парадигма своеобразна и избирательна в оценке факторов развития, поведения людей, приоритетного рассмотрения тех или иных сторон общества, поэтому не может дать всеобъемлющего анализа общества, хотя и вносит свой конкретный вклад в его рассмотрение.
Американский исследователь Дж. Ритцер выделил три основные парадигмы современной западной социологии.
1. Фактуалистическая парадигма, которая сводит социальную реальность к социальным структурам (концепция социального конфликта и структурный функционализм).
2.Дефиниционистская парадигма, которая сосредоточена на изучении не социальных фактов, а того способа, посредством которого они определяются. Предметом изучения являются внутри - межсубъективность и как результат - действие. Социальная реальность выступает как совокупность факторов, исходя из которых действующие личности оценивают свое окружение (символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология).
3. Парадигма социального бихевиоризма - уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии, где долгое время господствовал бихевиоризм. Социальные бихе- виористы считают, что единственной социальной реальностью является «человеческое поведение». Особый акцент при этом делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного (концепция социального обмена и бихевиористская социология).
Эмпирическая социология первой половины ХХв.
Развитие социологии в Западной Европе и США в начале XX в. ознаменовалось бурным ростом эмпирической социологии - комплексных исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов жизни с использованием специальных методов.
В современном понимании эмпирическая социология связана с количественными измерениями. В таком виде она сформировалась в 20 - 30-е годы в США, а затем распространилась в другие страны. На первых порах эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессий и отдельных ученых-социоло- гов. Позднее социологи-эмпирики образовали новый вид профессиональной деятельности, это способствовало началу вытеснения социологической теории из сферы эмпирической социологии, которая стала подменять социологию вообще. Главным критерием научности они объявляли опору знаний на эмпирические факты.
Особенную известность получила социально-экологическая теория Роберта Парка.
Роберт Парк (1864 - 1944) - представитель Чикагской школы социологии, которая органически соединяла эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Основная работа - учебник «Введение в науку социологии», написанный совместно с Э. Берджесом.
Исследуя коллективное поведение людей в тесной взаимосвязи с той рукотворной средой, которую они создают, Парк пришел к выводу, что «социальные коллективности» образуют особые «биотические» взаимодействия. Биотический принцип включает в себя социально-психологический и культурный факторы, но при этом продолжает удерживать биологическую детерминанту связи со средой. Конкуренция индивидов проявляется в том, что они захватывают определенные пространства («зоны») и расселяются в них. Чисто социальные явления - экономические, политические, культурные - вырастают на экологической основе взаимодействия популяций со средой.
Большую роль в утверждении и развитии эмпирических методов в социологии сыграли У. Томас (1863 - 1947), Ф. Знанецкий (1882 -1958,) и их работа «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 -1920), в которой был впервые теоретически разработан и обоснован биографический метод - метод анализа личных документов: писем, дневников, биографий. На основе этих документов, отражающих участие человека в социальных событиях и его отношение к ним, достигается описание различных социальных групп, вырабатываются гипотезы о том или ином социальном явлении, осмысливаются определенные социально-психологические процессы, совершающиеся в группе.
Психологическое направление в социологии
Начиная с 20-х гг. особое место в среде конкретных социологических исследований, особенно в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, культуры, расовых отношений, войны, лидерства, общественного мнения, массовых коммуникаций, а также исследования социализации индивидов, социальных политических типов и характеров, тоталитарных диктатур заняли социологические теории психоаналитической ориентации.
Основная проблема психоанализа - проблема конфликта личности и общества. Социальные и моральные нормы, запреты, санкции, социальный контроль и репрессивность искажают, подавляют и вытесняют исходные потребности или влечения человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.д. Вместе с тем существующие социальные нормы и институты рассматриваются как необходимое условие выживания человечества. Для разрешения этой драматической ситуации предназначается психоаналитическая терапия, выступая в качестве средства, облегчающего приспособление к ней.
Символический интеракционизм
Попытка создать теоретическую базу для эмпирических исследований была предпринята в начале 30-х гг. Дж. Г. Мидом в разработанной им теории символического интеракционизма.
Взаимодействия (интеракции) рассматриваются с позиций смысла, то есть символического содержания, которое вкладывают действующие лица («акторы») в свои действия, а все социальное поведение людей протекает осмысленно.
Мид Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс, - 26.4.1931, Чикаго), американский философ-идеалист и социальный психолог. Окончил Гарвардский университет, изучал философию и психологию в Германии. С 1894 г. профессор Чикагского университета. Социальная теория Мида оказала влияние на последующее изучение проблемы личности, социализации, социального контроля и легла в основу определенного направления социальных исследований - «символического интеракционизма».
Главным символическим посредником является язык, и именно поэтому символический интеракционизм уделяет ему так много внимания. Основным для него является представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Ролевое взаимодействие как результат усвоения социальных символов является механизмом формирования личности человека.
Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. «Я» как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.
Структурно-функциональный анализ
Структурно-функциональный подход рассматривает общество как сложную статическую систему, состоящую из множества элементов, выясняет связи между элементами и целым, соотнося определенные структурные единицы со способами их функционирования.
Основоположником и классиком структурно-функциональной теории общества является американский социолог Т. Парсонс.
Парсонс Толкотт (родился 13.12. 1902, Колорадо-Спрингс, Колорадо), американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального направления в социологии. Президент Американской социологической ассоциации (1949). С 1927 г. работает в Гарвардском университете; в 1946-56 возглавлял отделение социальных отношений. Парсонс отстаивает необходимость построения общей аналитической логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирических задач. Введённая Парсонсом система понятий оказала значительное влияние на американскую социологию, в том числе эмпирические исследования.
Рассматривая социальные системы как системы мотивированного поведения, взаимодействующие с культурными стандартами как с окружающей средой, Парсонс обращается к функциональному анализу и вводит в оборот систему координат «действующее лицо - ситуация». Общество и личность рассматриваются как две относительно самостоятельные подсистемы общей системы действия. Общество - социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Члены общества - часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Каждая система должна действовать и развиваться - в противном случае она умирает.
Для того чтобы быть устойчивой, социальная система должна выполнять четыре основных функции:
адаптации - приспособления к внутренним ситуациям и изменениям внешней среды;
целедостижения - определения и достижения поставленной цели;
интеграции - объединения компонентов и функции; удержания образца - создания, сохранения, обновления мотивации индивидов, образцов их поведения, культурных принципов. Эту общую структурно-функциональную сетку Парсонс накладывал на все социальные явления микро - и макроуровней.
Общество также представляет собой огромный коллектив, который Парсонс называл социеталъным сообществом. Для выживания и развития такое сообщество должно придерживаться единой культурной ориентации, что обеспечивается соответствующим уровнем культуры, поведения и действия личностей, достигающимся за счет контроля и принуждения со стороны социетального сообщества.
Устойчивость социальных социальных систем, таким образом, зависит от стандартизации действий взаимодействующих между собой лиц. Поэтому особое значение в социологии, полагал Парсонс, имеет анализ процесса интериоризации (усвоение ценностей и норм общества, культурных образцов) и социализации (усвоение стандартов и идеалов групп до уровня мотивации социального действия).
Т. Парсонс утверждал, что общество как социетальное сообщество должно предоставить своим членам достаточный набор ролевых возможностей для реализации фундаментальных потребностей личности и самого общества в целом.
Парсонс вводит понятие эволюционных универсалий, то есть таких структур, возникновение которых свидетельствует о появлении качественно нового состояния системы. Первоначально складываются такие универсалии, как система коммуникации, система родства, религия и технология. Они возникают в ходе развития и усложнения любых общественных систем независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий. Последующие изменения системы связаны с возникновением стратификационной структуры, с соответствующей культурной легитимизацией ее принципов, появлением бюрократии, рыночного комплекса, безличного нормативного регулирования, что может привести к классовому конфликту.
Т. Парсонс выделил главные аспекты тенденции классового конфликта в западном типе социальной системы:
1) индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей;
2) определенная противоположность между властью и подчиненными;
3)развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры;
4) зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре;
5) неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учет этих аспектов позволил бы, по его мнению, предотвратить перерастание латентных конфликтов в классовые противоречия.
Значительный вклад в разработку теории и методологии структурного функционализма внес американский социолог Роберт Мертон, который назвал свою теорию функциональным анализом.
Мертон Роберт Кинг (р. 5.7.1910, Филадельфия, штат Пенсильвания), американский социолог, профессор социологии (с 1947) и заместитель директора Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета. Президент Американской социологической ассоциации (1954). Мертон - представитель структурно-функционального анализа [ввёл понятие «дисфункции», разграничение «явных» и «латентных» (скрытых) функций]. Ему принадлежит идея «теорий среднего уровня», которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии.
Мертону принадлежат эмпирические исследования средств массовой коммуникации в США (радио, кино, телевидение, пресса), содержащие критику последних, а также работы по социологии познания и социологии науки.
Общество, согласно функционализму, состоит из тесно связанных друг с другом компонентов; они взаимодействуют друг с другом и поддерживают существование всей системы. Кроме того, общество также развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживаемость всей системы. Согласно Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, надо считать функциями. При этом он различает функции явные и скрытые. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, мы имеем дело с явной функцией, которая осознается таковой участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая (латентная) функция не планируется и не осознается участниками. Наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или приспособление ее к среде, он считает дисфункцией. Дисфункциональные формы и институты как отклонения системы от принятой нормативной модели ведут к аномии (понятие, заимствованное у Э. Дюркгейма).
Аномия - особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов».
Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение «средним» уровнем - уровнем конкретной социальной системы, связав его с проблематикой «разлада» системы, ее несогласованности и конфликта - с понятием аномии. Именно на основе этих разработок он и сформулировал свою известную идею о теориях «среднего уровня», которые выполняют роль посредников между малыми рабочими гипотезами и широкими теоретическими спекуляциями. Связывая теоретический и эмпирический уровни социологического исследования, они являются противовесом тенденции к «чистому» эмпиризму.
Теории социального конфликта
В 60-е годы на основе критики структурного функционализма возникают теории социального конфликта, в которых делается упор на изучении социальной нестабильности, ее причин и форм выражения. Одним из представителей данной терии является Р. Дарендорф.
Дарендорф Ральф (р. 1.5.1929, Гамбург), немецкий социолог. При нацизме за антифашистскую деятельность был заключён в концлагерь (1944-1945). С 1958 профессор социологии в Гамбурге, затем в Тюбингене и Констанце. С 1968 член Свободной демократической партии. Автор работ: «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957; «Общество и демократия в Германии», 1965, и др.
Дарендорф претендует на создание теории классов и классового конфликта, которую он противопоставляет как марксизму, так и теориям классовой гармонии. Социальный конфликт - это столкновение между сторонами с противоположными интересами, каждая из которых стремится навязать свою волю противнику, подавить или даже уничтожить его. Содержание конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, связано с отношениями господства и подчинения, поэтому борьба за власть, престиж, дефицитные ресурсы делают неизбежным социальный конфликт. Конфликт, таким образом, - норма развития социальной системы. Функциональность конфликта заключается в усилении адаптивности системы, появлении новых норм и механизмов социальной стабилизации. «Отменять», подавлять конфликт - значит давать новый толчок к усилению его энергии.
Фундаментальной категорией его концепции стала категория интереса. Каждый конфликт включает в себя две четкие противоположные позиции: объективные («латентные») и субъективные («явные») интересы. Первый этап развития конфликта характеризуется наличием «явных» интересов, выражаемых в требованиях, декларациях, претензиях. Латентные интересы, принадлежащие социальным позициям, еще не осознаны и не признаны представителями этих позиций, что обусловливает случайность и деформированность некоторых «явных» интересов. Второй этап состоит в непосредственном осознании латентных интересов, организации групп интересов. Третий заключается в самих вполне сформировавшихся конфликтах.
Феноменологическая социология
Основоположником феноменологической социологии стал Альфред Шюц.
Альфред Шюц (1899 - 1959), австрийский философ и социолог. Шюцевский анализ интерсубъективности составил фундамент «социологии обыденного знания» - одной из наиболее разработанных на сегодняшний день концепций феноменологической социологии.
В феноменологической социологии интерсубъективностью или межиндивидуальной коммуникацией называется процесс, рассматривающий общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии и понимании индивидов.
Каждый человек, полагает Шюц, обладает уникальной биографией и воспринимает мир по-своему. Однако этим не исключается «взаимность перспектив», то есть возможность взаимодействия людей друг с другом. Человек воспринимает внешний мир - вещи, события, друг друга - как типы. Посредниками, передающими это обусловленное знание, являются словарь и синтаксис повседневной речи. Эти повседневные типы, или «конструкты первого порядка», являются основой формирования объективных научных понятий, или «конструктов второго порядка». Этот процесс называется «наслаиванием», или конструированием. Слой за слоем новое знание «вписывается» в уже имеющиеся типы или же дает начало ядру, вокруг которого вырастает новая типическая структура.
Идеи феноменологической социологии были развиты двумя различными школами. Первая из них - социология знания, вторая - эт- нометодология.
Основателем этнометодологии является Г. Гарфинкель.
Этнометодология - теоретическое и методическое направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. Предмет этнометодологии - процедуры интерпретаций, скрытые, неосознаваемые, неотрефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Сущность этнометодологии состоит в следующих теоретических положениях:
1) отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией;
2) отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого собеседника;
3) выделение двух слоев в интерпретации - понимания и разговора;
4) отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи.
Гарфинкель концентрирует свое внимание на исследовании единичных («уникальных») актов социального взаимодействия, отождествляемого с речевой коммуникацией. С его точки зрения, основная задача социологии - выявление рациональности обыденной жизни, противопоставляемой рациональности научной. В соответствии с тезисом феноменологической социологии об уникальности и неповторимости социокультурной реальности этнометодология считает, что социологическая наука, являясь производной от повседневного опыта и общения, свойственными ей методами переводит на теоретический язык представления повседневного здравого смысла и, следовательно, метод этого «перевода» должен соответствовать уникальности и неповторимости объекта исследования. Социология, таким образом, перестает следовать позитивистскому образцу объективного научного знания и в значительной мере субъективизируется.
Социология знания включает в себя концепции, в основе которых лежит представление о социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социологических методов.
Системно-функциональный подход
Ведущим представителем этого подхода в современной западной социологии является Никлас Луман (р. в 1927).
Предмет социологии, согласно Луману, - социальные системы. В центр исследования он ставит отношение «система - окружающий мир». Система отграничена от окружающего мира как область меньшей «комплексности» от области большей «комплексности».
Комплексность - это соотносительная характеристика системы и окружающего мира, зависящая от количества элементов, возможных между ними связей, состояний, совместимых с определенной структурой, избирательности в соотнесении и др. Решение проблемы комплексности называется редукцией. Простейшие социальные системы - «интеракции» - образуются через взаимосогласование (а не благодаря общим культурным нормам, как считал Парсонс) действий и переживаний присутствующих участников общения. Действие как «событие» в системе есть подлинный элемент социальной системы, оно производится и воспроизводится в ней в соотнесении (коммуникации) с другими действиями-событиями.
Принципиально иной тип социальной системы - общество, охватывающее все действия, выполняемые для соотнесения друг с другом в коммуникации. Человек как целостная личность не входит ни в одну систему, а является составляющей окружающего мира, комплексность которого представляет проблему для системы. С развитием общества системы эволюционируют, дифференцируются и автономизируются.
Состояние современного общества Луман рассматривает как не-необходимый элемент не-необходимо протекающей эволюции. Механизмами этой эволюции являются «изменчивость», «отбор», «стабилизация», а ее основными этапами - переход общества от «сегментарной» дифференциации к «стратификации», а затем - к «функциональной» дифференциации. Современное «мировое общество» - предельная возможность повсеместного социального взаимодействия Его автономизиро- вавшиеся системы - «политика», «наука» и т.д. - самовоспроизво- дятся, их элементы соотнесены исключительно друг с другом, что делает их непрозрачными друг для друга и осложняет взаимосогласование и совместное оперирование. Таким образом, межсистемное обеспечение затруднено, внутрисистемное же общение гарантировано наличием символических средств коммуникации - «власть» в политике, «вера» в религии, «любовь» в семье и др.
Постмодернизм в социологии
Источником постмодернизма в социологии послужили идеи Гарфинкеля, Шюца, Витгенштейна и Гадамера. В нем смешались идеи плюрализма значений, их языковой условности, конвенционального (договорного) и коммуникационного характера всех истин. Постмодернистская социология считает главным предметом своего изучения постмодернистское общество как новый социальный феномен и предлагает изучать такие его характеристики, как центральная роль потребления и удовольствия, новые механизмы социального воспроизведения и интеграции, роль культуры и массовой культуры, а также отличительные черты постмодернизма как особого этапа эволюции капиталистического общества.
Постмодернизм - направление в социологии, которое подчеркивает субъективацию всех социальных процессов, связанную с культурной активностью социальных общностей, то есть возрастающую роль различных социальных субъектов, а также возрастание свободы их деятельности. Еще одним важным тезисом постмодернизма в социологии является утверждение принципиального разнообразия всех культур. К этому течению принадлежит, например, Э. г идденс, в теории которого отправной точкой является постоянное изменение и воссоздание человеческой личности.
6. Русская социологическая мысль
Социология в Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с национальными культурными традициями и политическими условиями.
В качестве характерных особенностей русской социологической мысли XIX - начала XX в. можно отметить следующие: тесная связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и исторической перспективой.
Хронологическим рубежом начала социологии в России считаются реформы 1861 г., ознаменовавшие переход на капиталистический путь развития. В развитии и функционировании русской социологии до 1917 г. выделяют три стадии.
Первая стадия (конец 60 - начало 80-х гг.) - возникновение «новой науки». Характеризуется формированием школ и теорий на основе методологии позитивизма - организм (А. Стронин, П. Лилиенфильд и др.), географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), субъективная школа (П. Лавров, Н. Кареев и др.).
Вторая стадия (1890 - 1900 гг.) - стадия «теоретико-методологической критики» уже сложившихся теорий и оживленной полемики между социологическими школами. Формируются основные идеи марксистской социологии (Г. Плеханов, В. Ленин), критикуется натуралистический редукционизм, складывается антипозитивистский ценностный подход, объявлявший главной методологической процедурой «понимание» субъективного, ценностного смысла социальных процессов (П. Новгородцев, В. Хвостов и др.).
Третья стадия (первое десятилетие XX в.) критика позитивистов привела к тому, что в отечественной социологии сформировалось сильное неопозитивистское течение со ставкой на эмпирические исследования и бихевиористическую методологию, которая утверждала главным предметом социологического исследования социальное «поведение» (П.А. Сорокин).
Для полноты обзора русской социологии рассмотрим некоторые наиболее важные направления и школы.
Субъективистское направление. Возникло в конце 60-х гг. и существовало до начала XX в. Его ведущие теоретики - П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский.
Лавров (Миртов) Петр Лаврович [2(14) 6.1823, Мелехово, ныне Псковского района Псковской области, - 25.1(6.2).1900, Париж], теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог.
В 1862 г. вступил в тайное революционное общество («Земля и воля». В 1863-66 гг. был негласным редактором «Заграничного вестника». Осенью 1870 г. вступил в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской коммуне 1871. Лавров - один из организаторов народовольческой «Русской социально-революционной библиотеки» (1880-82), заграничного Красного Креста «Народной воли» (1882), редактор (вместе с Л. А. Тихомировым) «Вестника народной воли» (1883-86), участник создания «Социалистической библиотеки» Цюрихского литературного социалистического фонда (1889), «Группы старых народовольцев».
Михайловский (псевдонимы - Гроньяр, Посторонний, Профан и др.) николай Константинович [15(27).11. 1842, Мещовск, ныне Калужской обл., - 28.1(10.2).1904, Петербург], русский публицист, социолог, один из теоретиков народничества, литературный критик. Талантливый публицист, Михайловский пользовался большой популярностью в демократических и революционных кругах России конца XIX в. В работах «Литературные заметки», «Записки профана», «Письмо о правде и неправде», «Письма к учёным людям», «Письма постороннего в редакцию «Отечественных записок» и др. звал русскую интеллигенцию к служению интересам народа, пробуждал чувство личной ответственности за судьбы страны, отстаивал демократические традиции, выступал против идейной реакции.
Наибольшее внимание они уделяли проблеме соотношения социального и исторического. Так, П.Л. Лавров считал, что поскольку и социология, и история начинают изучение общества с изучения человека как естественного явления, то общество и его законы могут быть познаны лишь в той степени, в какой осмыслена сама история.
Усиление сознательности личности происходит одновременно с повышением солидарности в обществе. Эти два взаимосвязанных процесса - объективные признаки социального прогресса, ведущей силой которого является личность с ее критическим сознанием. Лишь с возникновением критически мыслящей личности начинается историческая жизнь человечества. Лавров рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Единственно возможной целью прогресса является, по его мнению, достижение солидарности во всех сферах общественной жизни, что возможно только в условиях нового социалистического общества.
Н.К. Михайловский рассматривал развитие цивилизации как следствие общих постоянных законов истории и сознательной деятельности человека. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность - скорость социального прогресса. В переломные моменты истории появляются «великие личности», то есть те, кто наиболее полно осознал потребности общества и сумел их выразить.
Рассматривая Великих личностей, на фоне ценностей, которые составляют в сокровищницу человечества, Н.К. Михалойвский определяет их как людей будущего.
Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к «идеалу», справедливости. При этом идеал определяет не только характер деятельности человека, но и дает «реальное содержание» законам истории. Это и есть субъективистский подход к оценке исторического развития.
Прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Отсюда, все, что ведет к увеличению разнородности, - несправедливо и вредно, все, ведущее к однородности, - нравственно, справедливо и разумно. Поэтому Михайловский ратовал за сельскую общину как средство всестороннего и гармоничного развития личности, подчинение интересов общества интересам человека.
Марксистское направление. Виднейшим представителями этого направления, сложившегося к концу XIX в., был г.в. Плеханов.
Плеханов Георгий Валентинович (псевдоним Н. Бельтов и др.) [29.11 (11.12).1856, с. Гудаловка, ныне Краснинский район Липецкой области, - 30.5.1918, Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области; похоронен в Петрограде], русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения.
Плеханов обладал исключительной работоспособностью. Он был энциклопедически образованным учёным, исследователем в области истории, экономики, социологии, этнографии, эстетики, религии и атеизма, ярким и глубоким русским философом и публицистом. Плеханов отстаивал материалистические, атеистические традиции в философии, революционные и просветительские традиции русской и западноевропейской общественной мысли. Основные работы: «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», «Н. Г. Чернышевский» и др.
Г.В. Плеханов последовательно отстаивал марксистский детерминизм, выступал против волюнтаризма в истории. Он рассматривал историю человеческого общества как необходимый закономерный процесс и вместе с тем как продукт деятельности людей. Решающую роль в историческом развитии играет не отдельная личность, а народные массы. Ни один великий человек не может навязать обществу отношения, которые уже изжили себя, не соответствуют состоянию производительных сил.
Вслед за Плехановым В.И. Ленин показал порочность субъективистской методологии в оценке роли личности в истории. В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894) он противопоставил русской субъективистской социологии марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как общественная формация, способ производства и др.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич [10(22)4.1870, Симбирск, ныне Ульяновск, - 21.1.1924, поселок Горки, ныне Горки Ленинские, Московской области], организатор Коммунистической партии Советского Союза и Советского социалистического государства.
Теоретическая и политическая деятельность Ленина положила начало новому, ленинскому этапу в развитии теории и практики марксизма, в международном рабочем движении. С ленинизмом связаны революционное преобразование и построение социалистического общества в Советском Союзе.
Кроме того, в работах Ленина разработаны вопросы марксистской теории государства; соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократий и диктатуры; анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата; определение перспектив и условий «отмирания государства».
Таким образом, Ленин развил и применил для анализа различных сфер жизни общества марксистскую теорию общества, в ходе чего использовал разнообразные прикладные приемы сбора социальной информации, например, в работе «Развитие капитализма в России» (1896 - 1899).
Психологическое направление. Наиболее яркой концепцией данного направления является концепция Л.И. Петражицкого, который определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов.
Петражицкий Лев Иосифович (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,- 15.5.1931, Варшава), теоретик праваВ 1898-1918 возглавлял кафедру энциклопедии и истории философии права Петербургского университета. В 1918 г. эмигрировал из России, руководил кафедрой социологии права юридического факультета Варшавского университета. Первые крупные научные труды посвящены проблемам гражданского права. Преподавая в Польше, в основном занимался социологией.
Традиционная социология, согласно Петражицкому, оперируя понятиями «общество» и «ценность», не могла выяснить «мотивационной силы» давления на поведение индивида. В качестве центрального понятия социологии он выдвигает понятия «социальное поведение» и «мотивы». Последнее равнозначно психологическому понятию «эмоции». Мотивы являются истинными двигателями поведения человека, благодаря которым возможна его адаптация к окружающей среде. Для изучения поведения человека в широкой системе отношений он вводит понятие групповой, народной психики. Посредником между «народной психикой» и конкретным поведением являются нормы-законы (социальные нормы).
Будучи продуктом прогресса «народной психики» нормы-законы изменяются и развиваются вместе с ней. Любая социальная система, рассматриваемая нормативно, является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий.
Другой видный представитель этого направления - Н.И. Кареев.
Н.И. Кареев (1850 - 1931). В историю русской социологической мысли он вошел как последний крупный исследователь, использовавший в своих работах субъективный метод.
Историческое и сравнительное изучение, считает Кареев, подготавливает материал для социологического мышления, подлинной основой которого является коллективная психология, поскольку все общественные явления есть, в конечном счете, взаимодействие между отдельными людьми.
Общество - сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются привычки, обычаи, традиции, возникшие в результате воспитания. Социальная организация - результат коллективной психологии. Это совокупность экономической, юридической и политической сред. Социальная организация как показатель предела личной свободы и изучается социологией.
К концу XIX в. в российской социологии сформировалось представление о том, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на один фактор, а необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных явлений и элементов. Так в русской социологии выдвинулся многофакторный подход к изучению общества, выразителем которого был М.М. Ковалевский.
Ковалевский Максим Максимович [27.8(8.9)1851, Харьков, - 23.3(5.4).1916, Петроград], русский историк, юрист, социолог, этнограф, академик Петербургской АН (1914). К. Маркса и Ф. Энгельса (которых знал лично). Из многочисленных научных работ особенно большое значение имели его труды об общине: «Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт» (Лондон, 1876) и «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (1879). Совершил три экспедиции на Кавказ (1883, 1885, 1887). Собранные им материалы об осетинах и др. народах Кавказа (преимущественно Дагестана) легли в основу исследований о родовых отношениях и формах их распада. В социологии Ковалевский видел общую теорию социального развития и стремился изучать историю в социологическом разрезе («Современные социологи», 1905; «Социология», 1910; и др.).
Поскольку причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний, постольку не существует единого определяющего социального фактора. Изучение генезиса этих взаимодействий и составляет задачу социологии.
Цель социологии - раскрыть причину стабильности и достижений человеческого общества. Важнейшими методами социологии он считал сравнительно-исторический метод, который основывался на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, и метод «генетической социологии», анализирующий их происхождение. Основной закон социальной жизни для него - социальный прогресс. Главным признаком прогресса является расширение средств солидарности не только в психологическом плане, но и в виде роста объединения людей, их социального единства.
Революция при этом рассматривается как случайное патологическое явление эволюционного процесса.
Социология П.А. Сорокина
Особый интерес представляют взгляды русско-американского социолога Питирима Сорокина.
Сорокин Питирим Александрович (21.1.1889, Турья, СССР, - 10.2.1968, Уинчестер, штат Массачусетс, США), русско-американский социолог. Окончил Петербургский университет. После Февральской революции 1917 г. секретарь Л.Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа» (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 г. в эмиграции. С 1923 г. в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930-64 гг. профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета, где организовал и возглавлял факультет социологии.
Стремясь интегрировать гуманитарное знание в единую, унифицированную систему, Сорокин развивал учение об «интегральной социологии». Социальная действительность рассматривалась им в духе реализма, основанного на представлении о существовании сверхиндивидуальной реальности, не сводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Сорокин выделяет:
1) «чувственную» суперсистему (реальность воспринимается органами чувств);
2) «умозрительную (реальность познается при помощи интуиции);
3) «идеалистическую» (комбинация двух первых).
Им соответствуют три формы истины - чувственная, духовная (интуитивная) и рациональная. В различные периоды истории эти базовые предпосылки и соответствующие им суперсистемы находятся в различных фазах своего развития.
Высшим познанием Сорокин считал интуицию. Интуитивный метод познания лежит в основе его концепции всемирно-исторического развития человеческой культуры - «теория социокультурной динамики». Наиважнейшим фактором динамики социокультурной системы является распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы, каждая из которых имеет собственный тип мировоззрения.
Возникновение новой доминирующей культуры порождает переворот всей социокультурной системы общества и сопровождается длительными периодами социальных и культурных потрясений (основной исторический закон перманентных флуктуаций исторических типов). Изучив влияние социальных потрясений на поведение личности, Сорокин выдвинул «принцип поляризации», согласно которому при обострении общественных кризисов усиливается тенденция к моральной индифферентности и рутинному поведению. После социального потрясения поведение возвращается к прежнему «нормальному состоянию и распределению мировоззрений».
В социологии также высоко ценятся разработанные Сорокиным концепция и эмпирические исследования социальной мобильности и стратификации.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2909 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!