Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чередования гласных звуков



Чередование гласных звуков зависит от двух основных факто­ров: от соседства твердых или мягких согласных и от положения гласного по отношению к ударению.

Ударные гласные. Мягкие согласные вызывают сдвиг артикуля­ции гласного вперед и вверх. Если записать на магнитную ленту слово мать, а затем при помощи специального приспособления значительно увеличить время воспроизведения этого слова, то легко обнаружится на слух, что гласный на протяжении его звучания неоднороден. Отдельные его участки можно обозначить так: [а-а-а-а-а-ä-э-и]. Конец гласного сдвинут вперед и вверх. Это результат воздействия следующего мягкого [т’]. Если так же прослушать сло­во час, то обнаружится, что вперед и вверх сдвинут начальный участок гласного: [и-э-ä-а-а-а-а]. Это результат воздействия впере­ди стоящего мягкого [ч’]. При этом [и]-образное начало гласного сильнее и заметнее, чем [и] -образное окончание, т. е. влияние пред­шествующего мягкого согласного на гласный сильнее, чем влияние последующего мягкого согласного. В транскрипции этот сдвиг на­чальной и конечной фазы гласного обозначается точками над бук­вой: [мат’], [ч’ас].

Между мягкими согласными наблюдается сдвиг вперед и вверх и центральной фазы гласного: [ч’äс’т’] часть. Гласный [э] перед­него ряда, он продвигается вверх: [цэл] — [цэл’] цель — [м’эл] мел — [м’эл’1 мель. Гласный [у] верхнего подъема, он продвигается вперед: [сут] суд — [сут’] суть — [ш’ук] щук — [ш’ÿк’и] щуки. Гласный [и] самый верхний и самый передний, но воздействие на него следующего мягкого согласного все-таки есть. Ср. [ира] Ира — [ир’и] Ире: перед мягким согласным гласный сдвигается вперед и вверх.

Наблюдаются следующие ряды чередующихся ударных гласных звуков:

Позиции Фонемы            
at aat tat ta at’ aat’ tat’ t’at t’a t’at’
а а а а а а ä
о о о о о о ö
у у у у у у ÿ
э э э э э э э
и и ы и ы и и

В обозначении позиций t — твердый согласный, t’ — мягкий согла­сный, а — гласный.

Проиллюстрируем эти чередования:

а (1) [а] нна (Анна), за [а]нну — (2) с [а]нной— (3) [а] ня, за]ню— (4) с] ней; (2) дрож [а] т, дрож [а] (4) дрож-] ть — (5) крич [а] т, крич [а ] — (6) крич [ä] ть;

о (1) [о] ба, на [о] ба— (2) в [о] ба— (3) [о] бе, на] бе — (4) в] бе; (2) сел [о] — (5) плеч [о]; (5) зач [о] т — (6) на зач [ö] те;

у (1) [у] дочка, вы [у] живать — (2) с [у] дочкой — (3) [у] дит, на] дит — (4) от] дит; (2) крик[у]н— (4) крик] нья — (5) молч [у] н —(6) молч [ÿ] нья; (2) нес [у] — (4) нес] сь — (5) круч [у] — (6) круч [ÿ] сь;

э (1) [э] тот, на [э] тот — (2) с [э] того — (3) [э] ти, на] ти — (4) с] тих; (2) на лиц [э] — (5) на рук [э]; (5) т [э] ло — (6) в т [э] ле;

и (1) [и] ва, на [и] ву — (2) под [ы]вой — (3) [и] ве, на [ и] ве — (4) к] ве; (2) нож [ы] — (5) врач [и]; (2) сторож [ы] л — (4) сторож] ть — (5) нос [и] л — (6) нос] ть.

В качестве примеров мы взяли фонетические слова, которые могут состоять из одной или нескольких лексических единиц. Для нас это безразлично, основное то, что фонетические закономерности в таких словах одни и те же.

Ср.: за [а] ннуза [а] хать, с [а] ннойв [а] нной, за] нюгени [ а ] льный, с] нейс] ни, на [о] ба - на [о] тмашь, в [о] бав [о] бла, на] бево] чию, в] бев] дит, с [у] дочкойс [у] дно, на [э] тотпо [э] т, с [э] тогоц [э] нный, на] типо [ э ] тика, с [ э ] тихц] пи, на [и] вуна [и] вный, под [ы]вой — под [ы] скивать, на] еепо] ть, к] вес] пь — во всех этих парах гласный один и тот же. Чередование гласных под ударением образует параллельные, не­пересекающиеся ряды. В каждой позиции 5 различающихся глас­ных. Поэтому все эти позиции сигнификативно сильные, но разные перцептивно.

Из таблицы видно, что указанные позиции неравноценны для разных фонем. Фонемы (а, о, э, у) одинаковы в этом смысле, для них можно было бы выделить всего 4 различные позиции. Перцеп­тивно сильные позиции, где качество этих гласных не обусловлено окружением, это 1-я и 2-я позиции. Твердый согласный перед и после [а, о, э, у] и впереди стоящий гласный действуют на гласный звук так же, как и отсутствие согласного и гласного, т. е. никак не действуют. Ср.: ар, ягуар, дар, да, во всех этих словах один и тот же звук [а]. Позиции 3-я и 4-я тоже равноценны для а, о, э, у . Ср.: ось, полуось, лось, где выступает один и тот же звук [о].

Для фонемы и перцептивно сильные позиции 1-я и 5-я. Дока­зательство то же: впереди стоящий гласный и мягкий согласный воз­действуют на [и] так же, как и отсутствие звука, т. е. никак не воз­действуют; впереди стоящий твердый согласный заставляет [и] замениться на [ы]. Ср.: [и] гры, н [аи] гранный, [т’и] гры — [сы] гран. Перцептивно сильной позицией для всех гласных фонем является только 1-я позиция — в начале слова и после гласного перед твер­дым согласным. Позиция после твердого согласного является перцептивно сильной для а, о, э, у и слабой для и . Позиция после мягкого согласного является перцептивно сильной для и и слабой для а, о, э, у .

Перцептивно слабые позиции действуют на гласные однотипно: в таких позициях согласные вызывают замену отрезка гласного, при­легающего к согласному, приспосабливают гласный в этой части к своей артикуляции.

Это можно обнаружить на слух. В слове масса произносится [а], позиция здесь сильная. В слове мясо произносится [а] — звук не­однородный на протяжении своего звучания. Если растянуть слово, то мы услышим [м’а-а-а-са]. Только звук, прилегающий к мягкому согласному, здесь упереднен, дальше произносится обычный [а].

В слове [úра] Ира произносится [и], это основной вариант фонемы и , качество данного звука не обусловлено позицией. В слове [сыра] произносится [ы]. Экспериментально установлено, что это тоже звук, неоднородный на протяжении своего звучания. Более точное его обозначение — [ый]. Если растянуть гласный в слове сыра, мы это услышим: [сы-и-и-ра]. Только звук, примыкающий к твердому согласному, произносится здесь как [ы], дальше произно­сится [и].

Таким образом, в перцептивно слабой позиции [а] — результат приспособления [а] к предшествующему мягкому согласному, и точ­но так же [ы] — результат приспособления [и] к предшествующему твердому согласному.

Безударные гласные. Безударные гласные отличаются от удар­ных количественно и качественно. Отличия количественные заключа­ются в том, что безударные гласные обычно короче ударных и про­износятся с меньшей силой. Качественные отличия — отличия в тембре. В связи с этим различием ударные гласные называют гласными полного образования, безударные — ре­дуцированными гласны ми.

Существует различие и между безударными гласными, что обу­словлено их местом по отношению к ударению и положением в слоге.

Известный русский лингвист А.А.Потебня предложил форму­лу, условно оценивающую в единицах 3, 2, 1 силу ударных и безу­дарных слогов. В соответствии с этой формулой сила ударного гласного соответствует 3 единицам, гласного первого предударного слога — 2, других безударных слогов —1:

1 2 3 1 1 1 1 2 3 1 3 1 1 1

[б’испар’адък]— беспорядок, [п’ир’ипъдгатофкъ]— переподготовка, [вынужд’иныи] — вынужденный.

Сила безударного гласного зависит также от следующих усло­вий. Неприкрытый слог равен первому предударному:

2 1 2 3 1 2 2 3 3 2

[атъкават’] — атаковать, [нъабарот] — наоборот, [аист]. Сила заударного конечного открытого слога колеблется, она может равняться 1 и 2 единицам: шапка

3 1 3 2

[шапкъ] и [шапка].

Безударные гласные, оценивающиеся в 2 единицы, — это редуци­рованные 1-й степени, оценивающиеся в 1 единицу — редуцирован­ные 2-й степени.

Качественные различия между ударными и безударными глас­ными обусловлены тем, что безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Тело языка занимает положение, более близкое к нейтральному, занимаемому языком во время речевой паузы. Так, при произнесении безударных гласных верх­него подъема язык не доходит до крайнего верхнего положения. Безударные [и], [ы] можно точнее обозначить как [иэ], [ыъ]: [в’иэтр’úна], [сыъры]. При произнесении гласного [а] в первом предударном слоге язык не доходит до крайнего нижне­го положения, более точное его обозначение— [аъ]: [траъвá]. Во втором предударном слоге звуку [а] соответствует [ъ], при образова­нии которого язык занимает среднее по вертикали положение в полости рта: [нъпаъдат’] нападать.

Чередование ударных и безударных гласных может быть пред­ставлено в следующих таблицах. В этих таблицах приведены основ­ные звукотипы. Не разграничены: [и] и [иэ], [ы], и [ыъ], [а] и [аъ], не показана продвинутость вперед и вверх гласных, обусловленная соседством с мягкими согласными: [у•], [у•], [ÿ] и т. п.

Гласные после твердых согласных и в неприкрытом слоге:

Позиции Фонемы В ударном слоге В безударных слогах
В неприкрытом В прикрытом Редуцированные 1-й степени Редуцированные 2-й степени
В неприкрытом слоге В прикрытом слоге
         
у у у у у у
и и ы и ы ы
э э и ы ы ъ
о о о а а ъ
а а а а а ъ

у (1) [ý] чит, на [ý] чит — (2) от [ý] чен — (3) [у] чúть, [у] ченúк, на [у] чúть, вы [у] чить —(4) от [у] чúть — (5) от [у] ченикá; (2) п [у] ск — (4) п [у]с кáть — (5) п [у] сковóй, вып [у] ск; - (2) рж [у] т — (5) пáш [у] т;

и (1) [ú] гры, на [ú] гранный —(2) с [ы] гран — (3) [и] грá, [и] грокú, на [и] грáть, нá [и] грыш — (4) с [ы] грáть — (5) с [ы] грокóм; (2) с [ы] пать — (4) выс [ы] пáть — (5) выс [ы] пать; (2) ш [ ы ] рь — (4) ш [ы] рóкий— (5) ш [ы] ротá;

э (1) [э] тика —(3) [и] тúческий, [и] тикéт; (1) по [э] т — (3) по [и] тúческий; (2) мод [э] ль — (4) мод [ы] льéр — (5) мод [ ъ ] ­лирóвка; (2) т [э] ннис — (5) т [ъ] ннисúст; (2) ш [э] сть — (4) ш [ы] стú —(5) ш[ъ] стьдесят; (2) скреж [э] щет — (4) скреж [ы] тáть — (5) скрéж [ъ] т;

о (1) [ó] браз —(2) без [ó] бразный — (3) [а] брáзчик, [а] б­разовáние, пре [а] бразúть — (4) без [а] брáзный — (5) из [ъ] бразúть; (2) д [о] м — (4) д [а] мá — (5) д[ъ]мовóй, нá д[ъ]м; (2) канц [ó] на — (4) канц [а] нéтта;

а (1) [á] дрес — (2) от [á] дреса — (3) [а] дресовáть, пе­ре [а] дресóвка — (5) от [ъ] дресáта; (2) с [а] д — (4) с [а] ды — (5) с [ъ] довóд, выс [ъ] дить; (2) ш [а] р — (4) ш [а] ры — (5) шаро­вúдный; (2) ж [а] ть — (5) выж [ъ] ть.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1058 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...