Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Мир ценностей - есть мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его приоритетов, т.е. оценок, которые выражают меру духовного богатства личности. Каждая культура имеет свой комплекс ценностей. Ценности - это оценочное отношение к жизни, труду, творчеству, нравственным заповедям, характеру связи между мужчиной и женщиной, смыслу человеческой жизни. Ценности - это положительное в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей. Значение же может быть только положительным: идеалом добра, красоты, справедливости. В литературе классификация ценностей, обычно, дается следующим образом: витальные (жизнь, здоровье, благосостояние, экология и т.д.); социальные (социальный статус, положение, богатство, семья, независимость и т.д.); религиозные (Бог, вера, ритуал, церковь и т.д.); моральные (добро, дружба, любовь, долг, верность, справедливость и др.); эстетические (красота, идеал, гармония и т.д.); политические (законность, государственность, конституция, гражданские свободы и др.).
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Вот самые основные:
Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж.Дьюи, А. Мейонг, Р.Б. Перри) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психическими потребностями человека. Аксиологический трансцендентализм. (В.Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность – не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как независимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-либо иных целей.
Персоналистический онтологизм (М.Шелер) утверждал объективный характер ценнгостей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. Наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности – это ценности прекрасного и познавательные ценности. Высшей ценностью является – идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви.
Социологическая концепция ценностей. (М.Вебер) Ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивает роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
В литературе классификация ценностей, обычно дается следующим образом: витальные (жизнь, здоровье, благосостояние, экология и т.д.); религиозные (Бог, вера, ритуал, мечеть, церковь и.т.п.); социальные (социальный статус, положение, богатство, семья, независимость и т.п.); моральные (добро, дружба, любовь, долг, верность, справедливость и т.п.); эстетические (красота, идеал, гармония и т.п.); политические (законность, государственность, конституция, гражданские свободы и т.п.). Таким образом, ценности представляют собой подвижную сферу культурной регуляции, обусловленную общей динамикой, включающую в свое движение то, что утверждается вечным, неизменным, священным.
Тема 30. Культура и цивилизация.
Термин "культура" происходит от лат. culture (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) и указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а также воспитание человека. Термин "цивилизация" (от лат. Civilis-гражданский, государственный) используется в различных смыслах. Во-первых, как историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности. Во-вторых, понятие цивилизации используется как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство("мировая цивилизация", "цивилизованный образ жизни" и т.п.). В-третьих, как синоним термина "материальная культура": то, что дает комфорт, удобства, предоставляемое техникой (жилище, бытовая техника, транспорт и связь, обслуживание и т. п.). В-четвертых, как характеристика исторического процесса. Это понятие служит в качестве критерия сравнительной оценки определенных этапов истории в связи с развитием общественного богатства. Развитие общества в этом случае характеризуется понятиями "цивилизованность", "низшая ступень развития цивилизации", "общий уровень, цивилизации". Одни авторы отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие - нет. Одни авторы полагают, что цивилизация возникла раньше культуры, другие - что цивилизация возникла позже культуры. В чем же авторы едины? Они почти единодушно усматривают в цивилизации царство технико-механических элементов. Так или иначе все авторы единодушно связывают цивилизацию и культуру. Культура прочно укоренена в цивилизации, составляет ее плоть от плоти. Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы и ученые отождествляют эти понятия. И это не случайно: при нормальном состоянии общества они практически неразличимы. Цивилизация и культура едины: не существует ни цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. Различие между ними состоит в том, что цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура не тождественна цивилизации, как цивилизация не тождественна культуре. Культура есть свободная деятельность, предполагающая воплощение, реализацию социальных норм, предписываемых цивилизацией. Она составляет ценностное достояние общества, совокупность материальных и духовных благ. Как выражение индивидуального начала каждого социума культура обуславливает различия между народами, принадлежащими к одной цивилизации. Одна и та же цивилизация создает множество культур. Так, европейская цивилизация включает французскую, немецкую, английскую и т.д. культуры.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!