Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функциональный аспект звука речи



Функциональный подход к звуку – то есть постановка вопроса о том, как осуществляется связь между звуком и смыслом, – изучается в особом разделе фонетики, называемом фонология. Можно сказать, что фонетика – это арифметика звукового состава языка, а фонология – алгебра. Здесь звук изучается не в его физической сущности (хотя и с учетом его физико-артикуляционных характеристик), но в его общественной ипостаси – как материальная оболочка языка. Носителем этого «общественного смысла» выступает в фонологии особая единица – фонема .

Термин фонема был предложен в конце XIX века русским ученым И. А. Бодуэном де Куртенэ, исследовавшем этимологию и историческую морфологию русского языка. Фонемная система русского языка уже во времена Бодуэна была такова, что только специальный анализ мог показать смысловую связь между словами суть и быт, существование и бытие, бык и пчела,чья звуковая оболочка скрыла их историческое родство, поскольку корневые морфемы этих слов содержат разные фонемы с точки зрения сознания современного человека. То же «фонемное чутье» позволяет нам, несмотря на идентичную звуковую форму, признать, что у слов лук и луг, столп и столб разный фонемный состав. В этом проявилось противоречие между синхронным и диахроническим (историческим) описанием фонемы, которое обнаружил Бодуэн дэ Куртенэ. В развитии учения о фонеме истории пришлось отступить. На первое место выдвинулась функциональная природа фонемы – служить различению и отождествлению значимых единиц языка.

В начале ХХ века ученик Бодуэна де Куртенэ Л. В. Щерба в магистерской диссертации «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912г.) формулирует функциональную точку зрения на фонему: «Фонемой называется кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова и могущее быть выделяемо из речи без искажения фонетического состава слова».

Тот факт, что все многообразие произносимых звуков группируется в каждом языке в определенное – ограниченное и исчисляемое – количество основных звуковых единиц – фонем, сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Но остаются дискуссионными вопросы о механизмах объединения звуков в фонемы, о рождении в языке новых фонем и умирании отживших, наконец – о количестве фонем. Научные концепции, описывающие систему фонем языка, призваны ответить на два главных вопроса: 1) как звуки распределяются между фонемами; 2) каков состав фонем – сколько их и каких именно. Есть еще один вопрос, чисто методический: как определить фонемный состав конкретного слова? На эти вопросы по-разному отвечают представители фонологических школ: Петербургской (эта щербовская научная школа обозначалась и аббревиатурами:ПФШ и ЛФШ – Ленинградская фонологическая школа), Московской (МФШ).Щербовскую фонему будем заключать в две прямые черты – | |, а московскую фонему в косые скобки – <>.

Петербургская фонологическая школа (Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, С. И. Бернштейн, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др.) основным назначением фонемы считает различение слов и их форм. Фонема как мельчайшая самостоятельная линейно нечленимая единица реализуется в речи в реально произносимых различных звуках, которые Л. В. Щерба назвал оттенками фонемы. ПФШ дает такие ответы на два теоретических вопроса:

1) звуки объединяются в фонемы по сходству. В пределы одной фонемы входит всё, что не разграничивают говорящие. Например, они не различают [е] и [ȅ] – первый звук произносится перед твердым согласным, а второй между мягкими согласными: (детка – дȅти) и различают [е] и [ä] (детка – дядька). Следовательно, первые звуки принадлежат одной фонеме – |e|, вторые – двум разным фонемам – |е| и |а|.

2) набор фонем определяется по числу звуков в сильной, независимой позиции (по этому вопросу нет существенных разногласий у фонологов). Если следовать этой логике, может быть только 5 гласных звуков под ударением после твердых – следовательно, 5 гласных фонем, 37 согласных (17 пар по твердости мягкости, 6 пар по звонкости-глухости, + J, Ц, Ч, так называемые изолированные, не имеющие пар).

Методически определить состав фонем того или иного слова можно, если воспользоваться «полным стилем произношения», то есть произнести слово отчетливо, протягивая гласные, как бы «освобождая» их от влияния соседних звуков. Так, в слове хороший [хαрошыj] определяются такие фонемы: |ХАРОШЫJ|, в слове одиннадцать определяются фонемы |АД’ИНАЦЦАТ’|.

Московская фонологическая школа (направление, возникшее в 20-е годы ХХ века:Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин, Г. О. Винокур, М. В. Панов) минимальной значимой единицей языка считает не слово, а морфему. Объем и границы фонемы определяются тождеством морфем, поэтому в одну фонему могут объединяться звуки абсолютно непохожие: л[иᵉ]тать – л[ö]тчик – фонемный состав корня таков: Л’ОТ. Все типы реализаций фонемы в конкретном звуке называются аллофонами. В основе определения фонемы лежит понятие позиционного чередования, которое охватывают все слова, но не языка в целом, а определенной фонетической подсистемы (например, официальной, поэтической, разговорной, сегодня выделяют и подсистему беглой речи). Здесь не обойтись без примера (его приводит в своей книжке М. В. Панов): фонема <з> в предлоге без (самостоятельной морфеме) может быть выражена в разных позициях девятью различными звуками и даже нулем звука: бе[з] Ани, бе[з’] Димы ([з] мягкий под влиянием мягкого [д’]), бе[с] Коли, бе[с’] Тимоши (оглушение и мягкость под влиянием глухого мягкого [т’]), бе[з◦] Оли (здесь [з] огубленное под влиянием [о]), бе[ж] Жени (уподобление по месту образования), бе[ш] Шуры (оглушение и уподобление передненебному [ш] по месту образования), бе[ш’] Чука (оглушение, смягчение и уподобление по месту образования), бе[ж’] Чбанова (смягчение и уподобление по месту образования), бе[–] Щукаря. Налицо позиционное чередование звуков: [з] || [з’] || [с] || [с’] || [з◦] || [ж] || [ш] || [ш’] || [ж’] || [–] – все это фонема <з>.

На теоретические вопросы МФШ отвечает так: 1) в фонему объединяется весь ряд позиционно чередующихся звуков; 2) в языке столько фонем, сколько рядов позиционных чередований: 34 согласных и 5 гласных фонем: а – о – е – и – у. (В. Н. Сидоров предлагал называть фонемы не по звуку (т.к. наименование «фонема А» сбивает с толку, заставляет думать о равенстве фонемы и звука), а совсем немотивированными именами: вместо «фонема А» говорить «фонема Семен», про Т говорить: «фонема белка», проJ – «фонема Алиса»…).

Методически для определения фонемного состава конкретного слова необходимо сначала определить его современный морфемный состав, а затем каждый звук в составе данной морфемы привести к сильной позиции. Так, в слове хороший [хαрóшыj] корень х α рош- иокончание - ыj. Звуки х, р, ш находятся перед гласными, а звук о стоит под ударением – это сильные позиции, значит, это основные варианты фонем. Безударный звук α невозможно привести к сильной позиции в составе этого корня (в современном русском языке нет слова с ударением на первом слоге корня хорош -), значит, здесь фонема не выявлена полностью. МФШ называет такие единицы гиперфонемой; их записывают всем рядом звуков, которые могут чередоваться в данной позиции: между твердыми согласными могут чередоваться а/о/у – это и есть гиперфонема. Состав фонем окончания выявляется по ударным окончаниям прилагательного мужского рода: большОй, худОй (других вариантов под ударением не бывает). Значит, фонемный состав слова таков: <Х-А/О/У-Р-О-Ш-О-J>.

Подводя итог краткому изложению фонологии, отметим, что системные отношения в звуковом строе языке не исчерпываются только его сегментными – звуковыми – единицами. Столь же стройными, четкими и направленными на выражение смыслов являются и системные взаимосвязи на другом ярусе организации речевого потока – в системе суперсегментных (т.е. надзвуковых) единиц, организация которых в речи осуществляется просодическими средствами языка.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 4892 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...