Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Артикуляционная классификация звуков



Отметим сразу, что единой классификации, которая учитывала бы все возможные артикуляционные признаки звуков, не существует. Мы остановимся на таких классификациях, которые (не уводя в теоретические глубины) и позволяют увидеть языковые закономерности, и помогают в практической речевой деятельности.

Классификация по степени сонорности (звучности) позволяет, во-первых, разделить все звуки на гласные (вокальные, образуются только тоном) и согласные (консонантные). Во-вторых, по степени участияв звукопроизводствеголоса (тона) и шума все звуки русского языка можно разделить на четыре группы: 1) только тон = полные гласные (например: а, о, у, ы) и редуцированные, ослабленные гласные, которые произносятся в безударных слогах (например: α – в первом слоге в слове вода, ъ – в последнем слоге слова мама, ь – в последнем слоге слова поле,); 2) много тона + немного шума = сонорные (звучные) согласные (например: м, н, р, л) и их мягкие варианты; 3) мало тона + много шума = шумные звонкие согласные (например: д, з, г, б, ж и их мягкие варианты,звук дзЛИГА («отец бы» – [ атедзбы ]); 4) шум = шумные глухие согласные (например: т, с, к, п, ш, х) и их мягкие варианты.

В основу артикуляционной классификации согласных звуков положено четыре признака: 1) способ образования (тип преграды воздушной струе – смычка или щель – и то, как именно преодолевается эта преграда), 2) место образования (взаимодействие пассивного и активного органов речи), 3) звонкость / глухость (участие в образовании звука голосовых связок), 4) твердость / мягкость звука (добавочная артикуляция: мягкость – это результат особой артикуляции, когда передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу, мягкие звуки – палатализованные (от лат. palatum – нёбо), а твердость – когда задняя часть языка приподнимается по направлению к мягкому нёбу). Существуют разные формы представления классификации звуков. Чаще всего это таблицы с разным количеством ячеек, что зависит от дробности квалифицирующих признаков. Представим здесь таблицу А. А. Реформатского – М. В.Панова.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗНАЧКАМИ – НАДСТРОЧНЫМИ И ПОДСТРОЧНЫМИ)

СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ МЕСТО АРТИКУЛЯЦИИ
губно- переднеязычные среднеязычные заднеязычные
губные губные зубные передненебные средненебные средненебные задненебные
щелевые              
ссмычные взрывные              
аффрикаты              
носовые              
щелчковые              
боковые              
взрывно-боковые              
дрожащие              

В таблице встречаются и требующие пояснения звуки. Так, она показывает, что в русском литературном языке есть непривычные, «странные» звуки: мягкий звук [ж’]: произношение таких слов, как езжу, жужжит, брезжит и др. может быть как с долгим [ж], так и с долгим [ж’]; фрикативный («украинский») [г] – знак γ. Он всегда произносится вместо [х] перед звонкими шумными согласными: [ т’е γ бы ] «тех бы», [ и γ бы ] «их бы»; альвеолярные шумные согласные (почти как в английском!): в словах подшить, поджать звуки [т] [патшыт’] и [д] [паджа т’] оказываются не зубными, а передненебными, приобретая это качество перед шумными переднязычными согласными.

Обратим еще внимание на среднеязычный средненебный щелевой звук j (йот). К нему не применима характеристика мягкий/твердый – он не имеет дополнительной артикуляции, но сам образуется в средней части нёба; это звук палатальный (не палатализованный), чаще всего – звонкий: [ jама ], [ joш ], [ стат ]. Но в эмоциональной речи он может быть глухим (в таблице глухой йот обозначен ç): например, Стой! звучит с глухим йотом на конце, который, потеряв звонкость, приобрел особое напряжение. Глухим бывает в русском языке и звук [р]: так, на конце слова театр мы чаще всего произносим [р] без участия голоса: глухой [р] обозначен в таблице особым знаком ŗ– неслоговой р.

О некоторых «непривычных» звуках уже шла речь выше. Так, выделяется две группы щелчковых звуков, различающихся местом образования. К переднеязычно-зубному [͡дн] ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ РУКОПИСНАЯ ЛИГА, о котором мы уже говорили, добавим [д’н’] дни, [тн] относить, [т’н’] отнять. Щелчковыйгубно-губной [б’м’] мы произносим, например, в слове обмякнуть. О звуке [͡дз] тоже уже упоминалось (отец бы), добавим к нему звук [д’ж’] – дочь бы – это звонкие слитные смычные звуки (аффрикаты), они выступают на месте глухих аффрикат [ц] и [ч] перед звонкими шумными согласными.

Как видим, артикуляционная классификация согласных звуков расширяет список известных нам звуков русской речи и демонстрирует взаимодействие различных артикуляционных признаков.

Классификация гласных звуков строится обычно на двух признаках: позиции языка в ротовой полости и положении губ при произнесении звука.

При произнесении гласных звуков язык меняет форму и объем ротовой полости, занимая разные положения, которые характеризуют как горизонтальные и вертикальные. По степени приподнятости той или иной части языка (вертикальное положение) определяется такая характеристика гласного звука, как подъем: наиболее простое подразделение – на три подъема: верхний (и, у и др.), средний (э, о и др.)и нижний (разные а: ä – как в слове пять, «нормальное русское» а – как в слове там, напряженный – как в слове мал). По той части языка, которая поднята при произнесении звука, определяется такая характеристика гласного, как ряд. Выделяют обычно три ряда: передний (и, э и др.), средний (ы, а и др.)и задний (у,о и др.). Классификация гласных звуков учитывает не только те звуки, которые легко могут быть произнесены изолированно и при этом распознаны как таковые, но и редуцированные (ослабленные) (α, ъ, ь, иᵉ, ыᵊ), «закрытые» ударные звуки (ȅ, ÿ, ä). Известно, что, если вырезать из речевого потока безударный гласный звук и предъявить это звучание человеку, он далеко не всегда сможет ответить на вопрос, какой звук был предъявлен. Качество гласного звука зависит от позиции в слове: количества слогов, места ударения, твердости и мягкости окружающих гласный звук согласных, от многих акустических характеристик соседних согласных.

Чрезвычайно важно и положение губ при произнесении гласных звуков, так как в ряде случаев именно оно позволяет различать звуки. Этот признак определяется как огубленность (округление губ, вытягивание их трубочкой) и неогубленность (в других терминах – лабиализованность / нелабиализованность). Произнесите долгий звук и, а затем, не прекращая произнесения и не меняя положения языка, вытяните губы трубочкой: вы услышите звук, похожий на французский или немецкий – ü, но в русском языке вы тоже произносите похожий звук, например, в словах тюль, чуть-чуть … Получается, что звук и отличается от звука у, когда он попадает между двумя мягкими согласными, именно огубленностью (в фонетике этот звук часто так и называют «и огубленный»).

Как и классификацию согласных звуков, классификацию гласных можно представить в виде таблицы. Но простая таблица – три подъема и три ряда – не позволяет показать все разнообразие гласных звуков. Представим 25-тиклеточную таблицу (ее, в частности, использовал в своих лекциях М. В. Панов) и включим в нее примеры: покажем звуки в составе слов. Огубленные звуки выделены в таблице жирным шрифтом.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦ.ЗНАЧКАМИ

подъем р я д
передний передне-средний средний средне-задний задний
верхний и [л’ик], [л’ицó] ÿ [т’ÿл’] ы [рык], [мылъ] - у [лунá], [угъл]
верхне-средний ȅ [п’ȅт’], [т’ȅн’и] иᵉ [л’иᵉтáт’], [п’иᵉт’и] ыᵊ [шыᵊкαлáт] [жыᵊнá] - -
средний е [л’éс], [д’éлъ]   ö [т’öт’ь] ь [мóр’ь] [пáпъ] [гълαвá] ъ - α о [дαмá][дóмъ]
средне-нижний - ä [п’äт’] - - -
нижний - - а [мáмъ] ậ [бậл]   -

Имеет ли артикуляционная классификация гласных звуков какое бы то ни было практическое значение? Безусловно, имеет. Во-первых, мы видим, что наше представление о звуковом составе слова, во многом сформированное под влиянием письменной формы речи, далеко не всегда совпадает с его реальным составом. Во-вторых, если мы проложим непрерывную линию, соединяющую крайние заполненные ячейки таблицы, то получим некую фигуру, схематично напоминающую форму языка: в его передней верхней части окажутся сконцентрированными так называемые закрытые звуки, произносимые между мягкими согласными, а в нижней части окажутся самые напряженные гласные – здесь языку нужны особые усилия для совершения движения. Эти знания особенно полезны при обучении иностранным языкам, в которых именно вокализм (система гласных) создает особые трудности.

В целом, знание артикуляционных классификаций помогает нам вывести в светлое поле сознания наши автоматические навыки. Как утверждал в своих лекциях М. В. Панов, очень важно научиться изолированно артикулировать те звуки, качество которых зависит от окружения, поскольку то, что человек сумеет произнести отдельно, он без особого труда сумеет услышать, «запомнить слуховое ощущение». А развитие фонетического слуха – одно из условий успешности при целенаправленной работе над своей речью.

Заметим, что при рассмотрении артикуляционных классификаций особого пояснения потребовали те звуки, появление которых в слове, во-первых, факультативно, а во-вторых, такие, которые не воспринимаются говорящими на русском языке как особые звуки: мы не замечаем их особых качеств, отождествляя их с «привычными». Эти особые качества вызваны окружением звука, его позицией в слове, что выявляет фонетические закономерности языка. Знание о таких закономерностях и понимание особенностей нашего представления о звуковом составе родного языка требуется при рассмотрении звука в лингвистическом аспекте – в теории фонемы.

Прежде чем обратиться к лингвистическому аспекту звука речи, остановимся кратко на понятии артикуляционной базы языка – важного для понимания различий в звучании разных языков. Артикуляционная база – это набор позиций и взаиморасположений органов речи, свойственный тому или иному языку. Это, собственно, те навыки говорения, которые приходится преодолевать, перестраивать любому человеку, пожелавшему выучиться чужой (иностранной, или даже диалектной) речи.

Для журналиста, как представителя общественно-значимой профессии, важно выработать толерантное отношение к таким звуковым особенностям чужой речи, которые (на бессознательном уровне) могут вызывать неприятие или казаться комичными. В обиходе часто употребляют такие неприязненные характеристики, например, иностранной речи, как «лающий язык», «квакающая речь»; как «приятный» или «неприятный» воспринимается и так называемый иностранный акцент. Новажно понимать, чтоартикуляционная база родного языка, формируя у нас чрезвычайно устойчивый навык фиксации органов речи при произнесении звуков, фиксации, доведенной до полного автоматизма, влияет и на наше восприятие чужой, непривычной речи. Заметим здесь кстати, что осуждаемыми в русскоязычной среде оказываются и речевые навыки носителей местных (территориальных) говоров. При этом часто содержание речи ускользает от «орфоэпического пуриста»: так сильно неприятие чужой произносительной манеры.

Отметим основные особенности артикуляционной базы русского языка: артикуляция русских согласных звуков происходит в ротовой полости (практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки, как это имеет место в кавказских языках); отсутствуют зубно-губные сочетания (типичные для английского языка); ассимиляции (уподобление) имеют регрессивное направление (предыдущий звук уподобляется последующему); в речевом потоке возможно быстрое переключение с одного типа артикуляции на другой (например, твердые согласные могут соседствовать с мягкими); ротовая полость образует большое пространство для образования гласных (самый «передний» звук и, а самый «задний» звук – у); отсутствуют звуки-дифтонги, двойные гласные, нечто среднее между а и е (типичные для прибалтийских языков); в то же время в позиции после мягких согласных все гласные (кроме и) имеют дифтонгоидный характер, то есть звучат как у о, и е, и а (что в иностранном акценте проявляется до сочетания полных звуков, например: имя Лёня звучит как [ Л’уóн’а ], имя Лена звучит как [ Л’иéна ]; русские согласные различаются по участию голоса и не различаются по силе выдоха и мышечной напряженности (как, например, в корейском язык: [tal] со слабым [t] означает луна, а с сильным [t] – дочь); слоговые границы не имеют четкой выраженности; отсутствует чередование сильных и слабых слогов; специфична русская словесная ритмика – ударение: четко выражен ударный слог и редуцированы (ослаблены) остальные слоги в слове.

В русском языке выделяют более сорока самостоятельных звукотипов – образов звуков, которые для носителя языка, с одной стороны, объединяют акустически и артикуляционно похожие звуки, а с другой – различают разные слова, являются смыслоразличителями (в разных языках это количество разное – от 20 до 80 звукотипов; как видим, русский язык занимает по этому показателю достойное серединное положение).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3861 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...