Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Компетентность современного менеджера



Особенностью современной эпохи является то, что культура вовлекается

теперь в экономическую сферу благодаря тому, что новые коммуникативные технологии проникают в повседневную жизнь. В мировой экономике начинает доминировать сеть электронных коммуникаций. Все более значимым для

организации коммерческой жизни становится доступ к информации.Культурная жизнь всегда фокусируется на вопросах доступа и включенности. Кконцу ХХ – началу ХХ1 вв. возникла фактически новая цивилизация, наиболееярким проявлением которой стали новые информационные технологии.Персональные компьютеры и мультимедиа, видео и лазеры, СD и DVD,виртуальная реальность и голография, Интернет, медиадизайн буквальноворвались в наш быт и стали необходимыми элементами современнойкультуры. Информационные технологии отразились на творческойдеятельности, на организации и управлении деятельностью в культуре.Электронные и цифровые технологии обеспечили возможности синтеза наодном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видовинформации: текста, фото- и видеоизображения, цвета, звука, анимации. Этооткрыло новые возможности хранения артефактов, трансляции итиражирования информации. Интернет обеспечивает доступ к этойинформации круглосуточно и с любой точки земного шара. На этой основевозникли новые формы потребления услуг в сфере культуры, способов ихоказания (экранная культура, электронные галереи, электронная коммерция ипр.). Новые информационные технологии способствовали стиранию различиймежду массовой культурой и авангардом, классическим искусством иандеграундом, создавая для них некие общие формы существования ираспространения. Наряду с возможностями появляются сложности ипроблемы. Прежде всего, это проблемы защиты авторского права,интеллектуальной собственности, проблемы хакерства, электронных вирусов.Чем сложнее цивилизация, тем уязвимее она оказывается. Информационнаяинфраструктура содействует укреплению межрегионального и международногосотрудничества в сфере культуры и искусства. Информационное обеспечениесферы культуры и искусства предполагает достижение и поддержание высокогоуровня технической оснащенности и информатизации основных 61технологических процессов, создание единого информационного пространства,доступного как производителям, так и потребителям культурных продуктов иуслуг. В последнее время учреждения культуры все больше используютвозможности, которые предоставляет Интернет, для развития и продвижениясвоей деятельности. Создаются сайты музеев, театров, концертныхорганизаций, галерей, библиотек. К 2003 г. таких сайтов было около 30, и этотпроцесс развивается стремительно. Однако создание электроннойинформационной сети библиотечных, музейных учреждений, единоготеатрального сайта пока еще только частные случаи в культурной практикенашей страны. Еще не решена проблема создания единого интегрированного иобщедоступного информационного пространства, а значит низкаэффективность использования информационной базы. Инновационный характер современного менеджмента, все большаязависимость от персонала, благоприятной социальной среды выводят на первыйплан, помимо специальной функциональной компетентности менеджера,умения особого рода. Современный менеджмент – нечто большее, чем суммафункций менеджмента. Менеджер должен знать и организацию, и финансовыйконтроль, и маркетинг, уметь работать с персоналом, а также обладатьнавыками, без которых в целом не будет реализована цель деятельности, аименно: - умением решать слабоструктурированные проблемы, которые вреальной жизни занимают много места; - умением рисковать, реализовывать нововведения; - быть коммуникабельным, умело представительствовать. В секторе культуры и искусства очень часто встречается проблемадвойственного управления. Так, если учреждение культуры хочет выжить вусловиях рынка, менеджер должен принимать на себя не толькоуправленческую, но и художественную ответственность. При безусловнойважности экономики менеджер должен быть человеком, хорошоразбирающимся в искусстве. Доклад группы экспертов Фонда Рокфеллера 62 «Исполнительское искусство: проблемы и перспективы», опубликованный в1965 г., обозначил следующие виды ответственности, определяя хорошегоменеджера как «человека, хорошо разбирающегося в искусстве, которым онзанимается; импресарио, исследователя рынка, дипломата, просветителя,эксперта по связям с общественностью, проницательного человека с опытом,служителя общества, неутомимого – но законопослушного – лидера, тирана ивечного студента искусства». Эти «супертребования» к арт-менеджеруопределяются тем, что искусство – неординарная деятельность. Арт-менеджердолжен быть инициатором и «двигателем». Он должен быть человеком,имеющим вкус, чувствительным и эрудированным, способным искать,распознавать и развивать художественную оригинальность в какой бы формеона ни появилась. Многие организации, так или иначе связанные с искусством,имеют модель харизматического лидера, формирующая особые стилимотивации, которые достаточно успешно могут применяться в тех сферах, гдетворческая работа играет важную роль. Таким образом, арт-менеджмент вноситвклад в общую теорию менеджмента. К традиционным требованиям знаниятехнологии, организации, финансового контроля, маркетинга добавляютсятребования культурологического и гуманитарного характера. Современныйменеджер вне зависимости от профиля деятельности его фирмы должен быть нетолько теоретически, но и практически ориентированным в вопросах общей иприкладной культурологии, социальной психологии, быть знакомым ссовременными культурными процессами в тех сферах общества, где емупридется или приходится работать, быть продвинутым в плане нравственной иинтеллектуальной культуры. Это обстоятельство позволяет сделать вывод отом, что опыт современного менеджмента может быть применен в сферекультуры, так как она является особенно восприимчивой к технологиямсовременного менеджмента. Вопросы для самоконтроля. 1.Какова роль менеджера в организации культуры и искусства? 63 2.Возможна ли в настоящее время деятельность в культуре внесуществующих технических и технологических средств, обусловленныхразвитием научно-технического прогресса? 3.Перечислите требования, которым должен соответствоватьпрофессиональный менеджер. Контрольные тесты. 1.Информационная инфраструктура культуры: а) инструмент культурной политики; б)метод, способствующий укреплению межрегионального имеждународного сотрудничества в культуре и искусстве; в)инструмент анализа вклада культуры и искусства в развитие общества; г)взаимосвязанныйкомплекс направлений деятельности,обеспечивающий объединение усилий и ресурсов участников культурногопроцесса. 2. Традиционные требования, предъявляемые к менеджерам: а) коммуникабельность; б) умение пользоваться современными техническими средствами; в) знание финансовой стороны дела; г) все перечисленное. 3. Менеджер ХХ1 века должен знать: а) социальную психологию; б) культурологию; в) финансы; г) все перечисленное. 4.Чем обусловлены сложности менеджмента в сфере искусства: а) двойственной ролью менеджера; б) необходимостью тонко чувствовать, предвидеть ценностные свойствапродуктов культуры; 64 в) необходимостью располагать знаниями не только в областиконкретного вида искусства, так и в области управления; г) все м перечисленным. Литература. 1.Лэнгли С. Идея для театра, менеджер для идеи //Арт-менеджер. 2003.№1. С.20-26. 2. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л.Менеджмент в сфере культуры: учеб.пособие. 2-е изд.,испр. и доп. – СПб.: Лань,2003.-528 с. Тема 6. Система работы с персоналом. Культура менеджмента и организационная культура фирмы Современная фирма во все большей степени предстает как культура – вбуквальном терминологическом смысле слова - со своими ценностями,нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, фольклором,субкультурами. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорациииз метафор очень быстро превратились в конкретные технологическиетребования. Все большее число ведущих зарубежных специалистов поменеджменту склонны рассматривать современный менеджмент каккультурологический. Поэтому изучение его технологий основывается навопросах культуры общения, управления и внутрифирменной жизни. Этозначит, что в фирме должны быть и всегда имеются свои нормы и ценности,свои традиции, легенды, фольклор, их носители и распространители. Нормы иценности могут быть сформулированы в определенных документах, а такжесложиться в процессе практической деятельности. В любом коллективескладываются свои традиции и ритуалы (прием на работу, уход на пенсию,подведение итогов, личные события сотрудников и т. п.). Эти традиции могутбыть установлены стихийно, без вмешательства руководства, но лучше, чтобыэтот процесс направлялся и контролировался. В любой фирме формируются и 65развиваются субкультуры (группировки по возрасту, по интересам, по профилюдеятельности, по образованию и т. д.), задающие сложные неформальныеотношения, выдвигающие своих неформальных лидеров. Такие субкультурымогут стать доминирующими, если менеджер не регулирует этот процесс, таккак он может дать положительный импульс развитию фирмы как социальногоинститута. Культурологическое содержание менеджмента определяется тем,что изначально системе организации менеджмента в фирме предшествуетвыработка образа фирмы, выработка представлений о миссии фирмы, принятыхценностях, идеалах, нормах. Только на этой основе может быть созданадолговременная стратегия и приниматься решения. Организационная(корпоративная) культура и фирменный стиль являются наиболее полным иинтегральным выражением культуры управления и работы, личной культурыменеджеров фирмы и ее персонала. Образ (имидж) фирмы обращен как вовнешнюю, так и во внутреннюю среду фирмы. С одной стороны,организационная культура и фирменный стиль – это внутреннее дело фирмы, ноодновременно они оказываются лицом и обликом фирмы, по которому онапозиционируется на рынке и в социальном окружении. Фирменный стильбудут определять две группы факторов – внешние (информационный дизайн,архитектурный дизайн, оформительский дизайн, внешний облик персонала),которые требуют специального системного (программного) дизайна фирмы, ивнутренние (стиль управления, стиль деловых отношений, стиль поведения,личная культура). Внутренние факторы прежде всего предполагают требованияк образованию, особенностям личности персонала и менеджеров, ихнравственной культуре, то есть ко всему тому, с чего начинается и чемзаканчивается менеджмент, – к человеческой личности. Поэтому управлениеперсоналом в настоящее время определяется применением современных«персонал-ориентированных технологий», которые далеки от традиционнойработы с кадрами. Подобные технологии сводятся прежде всего кформированию и развитию мотивации к активной деятельности, ксистематическим инновациям в области качества результатов труда. Сегодня 66уже не только «нравственно-психологический климат» и «управлениеконфликтами» - рецепты менеджмента 50-х годов - играют решающую роль вдостижении цели организации, а создание команды единомышленников,готовой к агрессивному поведению на рынке, ищущей новые возможностиповышения конкурентоспособности. Современный менеджмент начинается не сденег и материальных ресурсов: не структуры создают проекты и программы, анаоборот – структуры создаются под программы и проекты. Однако нельзязабывать, что программы и проекты создаются конкретными людьми,объединенными общими интересами. Особенно ярко это проявляется вкультуре, где любой продукт или услуга жестко «привязаны» к исполнителю –творческой личности. Работа с персоналом может рассматриваться какотносительно самостоятельная область менеджмента, способная приноситьэффективные результаты как в масштабе отдельной фирмы, так и в обществе вцелом. Это направление определяется как система действий по планированию,подготовке, подбору и расстановке компетентных работников и специалистов, атакже формированию и развитию мотивации к эффективному труду. Вопросы для самоконтроля 1.Какие два вида факторов определяют фирменный стиль организации? 2. Определите роль менеджера в формировании организационнойкультуры. 3.Назовите современные технологии работы с персоналом. 4.Назовите современные подходы к формированию организации? Контрольные тесты 1.Современный менеджер начинает организационную работу в фирме: а) с разработки структуры организации; б) определения цели организации; в) разработки проекта или программы; 67 г) формирования команды единомышленников. 2. Организационная культура: а) культура общения; б) культура управления; в) культура внутрифирменной жизни; г) все перечисленное. 3.Работа с персоналом включает: а) планирование персонала; б) подбор и отбор персонала; в) расстановку и продвижение персонала; г) все перечисленное Литература.1.Жданова Е.И., Иванов С.В., Ротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. Учеб. пособие.-М.: «Финансы и статистика», 2003.-173С.2.Питер Э. Лэнд. Менеджмент – искусство управлять (секреты и опытпрактического менеджмента). – М.: Инфра –М, 1995.3.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры..- учеб. пособие СПб.: Издательство «Лань», 2001.-384с. ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практические занятия позволяют лучше освоитьтеоретический материал и научиться использовать теоретические знанияна практике, в процессе свободного обсуждения указанных в плане занятиявопросов, либо в процессе участия в деловых играх. Темы заданий и формы проведения могут меняться по усмотрениюпреподавателя с учетом пожеланий студентов для более глубокогоизучения конкретной темы, практической ситуации. 68 Рекомендации и методики проведения практических занятий сприменением активных форм обучения содержатся в методическихуказаниях не вошедших в данное методическое пособие. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙЗанятие 1. Сущность и цели менеджмента. • Сущность менеджмента. Особенности менеджмента культуры. Современные концепции менеджмента. • Миссия как комплексная цель организации. • Взаимосвязь целей и оценка их относительной важности. Занятие 2. Принципы и методы менеджмента. • Понятие принципов менеджмента и совершенствование рыночных отношений. • Понятие, классификация и содержание методов управления. • Законы организации в менеджменте. Занятие 3. Функции менеджмента. • Состав и содержание основных функций менеджмента. • Руководство как интегрирующая функция управления. Функции менеджера в организациях культуры. Занятие4.Современные тенденции развития организационныхструктур управления. •. Понятие организационной структуры управления иосновные факторы, влияющие на ее формирование. • Тенденции развития типов структур, их особенности,преимущества, недостатки.. 69 • Проанализировать организационную структуру предприятия, накотором осуществлялось прохождение производственной практики. Занятие 5. Разработка культурного проекта. Деловая игра. Занятие 6. Контрольные работы по темам 3,4,5 разделов 1 и 2. Самостоятельная учебная работа студентов По 1 разделу программы курса предполагается индивидуальноеизучение студентами проблем менеджмента актуальных для всехпредприятий, в том числе изучение литературных источников (в основномматериалов периодической печати). Итогом работы студентов является организованное преподавателемобсуждение актуальных проблем менеджмента предприятий. По 2 разделу программы курса предполагается индивидуальноеизучение проблем менеджмента конкретных предприятий культурыВладивостока, в том числе изучение литературных источников (восновном материалов периодической печати) а также знакомство сдеятельностью конкретных предприятий (по выбору студента). Итогоминдивидуальной работы студента является отчет, материалы которогомогут быть использованы при написании курсовой работы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ В целях лучшего усвоения материала целесообразно составлятьконспект с краткими формулировками и выводами, отражающимисодержание каждой темы. Обязательное условие изучения курса -привлечение дополнительных материалов, характеризующих развитие и 70эффективность деятельности организаций, реально действующих вусловиях рынка. Список литературы рекомендуется для изучения самого курса инаписания реферата. Реферат должен иметь план, помещенный на 1 -й странице текста.Он должен включать не более 3-5 основных вопросов темы, не считаявведения и заключения. Пункты плана являются заголовкамисоответствующих разделов текста работы. Объем реферата в зависимости от характера темы должен быть 20- 24страницы. Для более полного развития темы необходимосоответствующее оформление статистического материала в видетаблиц, графиков, диаграмм, однако не следует увлекаться их количеством. В конце реферата необходимо поместить список использованнойлитературы с указанием фамилий и инициалов авторов, названий книг,брошюр, учебных пособий, места издания, наименования издательства,года выпуска, для периодической печати - названия журнала (год иномер, название статьи) или газеты (год, месяц, число). Реферат студент представляет на рецензирование кому-либо изсокурсников. Каждый студент в группе будет рецензировать рефератсокурсника, причем оценка за рецензию будет играть роль при оценкереферата. Реферат вместе с рецензией на него предъявляется экзаменаторуперед сдачей экзамена. Без реферата и рецензии на него студент к экзаменуне допускается. 71 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Сущность менеджмента, его место в общей теории управления. 2. Организация как объект менеджмента. 3. Возрастание роли менеджмента в достижении целей организации. 4. Общие характеристики организаций: ресурсы, внешняя среда,процесс разделения труда, составляющие успеха. 5. Эффективное использование всех видов ресурсов - главноеусловие выживания в рыночной экономике. 6. Функции менеджмента, их неразрывная связь ивзаимообусловленность. 7. Развитие принципов менеджмента в условиях совершенствованиярыночных отношений. 8. Административное, социально-психологическое и экономическоеуправление. 9. Стратегическое планирование на примере каких-либотуристических фирм. 10. Сущность мотиваций и их роль в повышении эффективностиорганизации. Мотивация творческой деятельности. 11. Культура руководства: содержание, функции, критерии. 12. Место мотивации в различных системах управления (США,Япония, Россия). 13. Традиционная и массовая культуры: особенности менеджмента.. 14. Системы оплаты труда в организациях культуры. 15. Управление нововведением. Методы управления сопротивлением. 16. Стимулирование и мотивация. Создание условий мотивации. 17. Культура делового общения. 18. Управление трудовыми ресурсами в организациях культуры. 19. Источники финансирования деятельности учреждений культуры. 20. Организационное обеспечение фандрайзинга. 21.Персонал и специалисты в организациях культуры,квалификационные требования, формы подготовки. 22. Программно-целевой метод в управлении культурой. 23. Психологический климат в коллективе и определяющие егофакторы. 24.Отечественный и зарубежный опыт государственногорегулирования культурной деятельности. 25. Информационные технологии и их значение для развитиякультурной деятельности. Библиографический список 1.Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 477 с.2.Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.3.Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2 кн.Кн.1.М.: Экономика, 1989. 304с.4.Вейлл П. Искусство менеджмента: новые идеи для мира хаотическихперемен. М.: Новости, 1993. 224 с.5.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 313 с.6.Геронимус Ю. - В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. 208 с.7.Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994.685 с. 8.Грейсон Дж. К. мл., ОДелл К. Американский менеджмент на пороге XXIвека. М.: Экономика, 1991. 319 с. 9.Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках (Советы руководителям, какэффективно использовать рабочее время) / Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.232 с. 10.Кабаков В. С. и др. Менеджмент: проблемы и программа, решение. Л.:Лента дат, 1990. 112 с. 11.Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989. 262 с. 12.Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. 239 с. 13.Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. Элементы психологиименеджмента в повседневной работе. М.: Дело (АНХ при российском пр-ве),1993. 352 с. 14.Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.:Т5В,1992.190 с. 15.Макаров С. Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия. 1989. 239 с. 16.Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. 144 с. 17.Мескон М. X., Альберт М., Худоури Ф. Основы менеджмента / Пер. сангл.М.6 Дело, 1992. 702 с. 18.Морита Акио. Сделано в Японии. М., 1990. 402 с. 19.Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона: Сб./Пер. с англ. М.: Прогресс,1989. 448 с. 20.Питер Л. Дж. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось. М.:Прогресс, 1980. 320 с. 21.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб.пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд. «Лань», 2003. – 528с, ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………….31.Основы менеджментаКраткое изложение дисциплины, контрольные вопросы, тесты ……………………………………42. Менеджмент культурыКраткое изложение дисциплины, контрольные вопросы, тесты 40Темы и содержание практических занятий…………………….. 68Самостоятельная работа студентов …………………………… 70Методические рекомендации к выполнениюреферативных работ……………………………………………... 72Темы реферативных работ… 73Библиографический список ……………………………. 74Приложения



Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...