Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фандрайзинг как управленческая область развития некоммерческих организаций культуры



Тема 3. Организации культуры и их правовой статус. Ресурсное обеспечение сферы культуры.

Фандрайзинг как управленческая область развития некоммерческих организаций культуры

В сфере культуры действуют организации, для которых этот вид деятельности является основным. Организации культуры различаются по форме собственности.

Конституция Российской Федерации (ст.8) определяет наличие в России частной, муниципальной, государственной и иных форм собственности. В свою очередь государственная собственность подразделяется на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Федерации. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.50, п.1) различает коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели преследуют получение прибыли. Основные цели некоммерческой организации, ее миссия связываются с достижением «социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей…» (), которые фиксируются в учредительных документах: устав, учредительный договор или положение. Коммерческая организация может быть признана организацией культуры, если ее учредители зафиксировали в ее уставе в качестве основного предмета деятельности тот или иной вид культурной деятельности.

Коммерческие и некоммерческие организации функционируют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. Большинство организаций являются юридическими лицами, которые чаще всего являются собственниками. Это означает, что при создании общества с ограниченной ответственностью учредители (участники)этого общества передают ему в той или иной форме имущество, которое становится собственностью созданного общества с ограниченной ответственностью. Учредители в порядке, предусмотренном законодательством и уставом, участвуют в управлении этим обществом, имеют право на определенную часть прибыли от его деятельности. Это правило распространяется на все юридические лица – как коммерческие, так и некоммерческие организации, за двумя исключениями. В законе выделено два вида организаций: государственные (муниципальные) унитарные предприятия и учреждения, которые в отличие от других организаций – юридических лиц не являются собственниками, а распоряжаются имуществом на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения имуществом имеет ряд существенных ограничений по сравнению с правом собственности. В подобном же положении находятся государственные (муниципальные) учреждения. Являясь юридическими лицами, эти некоммерческие организации, распоряжаются имуществом на праве оперативного управления, которое ставит учреждение веще большую зависимость от собственника, чем право хозяйственного ведения.

Учреждением признается организация, созданная собственником, для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично. С принятием в 1998г. Бюджетного кодекса Российской Федерации в оборот было введено понятие «бюджетное учреждение». К бюджетным учреждениям относятся все государственные и муниципальные учреждения, которые финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации культуры действуют в настоящее время в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Среди организаций культуры можно встретить производственные кооперативы (артели) и хозяйственные общества, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды и общественные объединения. Однако наиболее распространенной формой организации культуры является государственное (муниципальное) учреждение.

Современная стратегия государственного регулирования предпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства должна быть направлена на активное стимулирование.

К инструментарию государственного регулирования принято относить:

1.Административное регулирование.

2.Правовое регулирование.

3.Прямое экономическое регулирование.

4.Косвенное экономическое регулирование.

Административное регулирование осуществляется путем лицензирования и квотирования, контроля над ценами и доходами, валютными курсами, учетными процентами и др. Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского(хозяйственного) законодательства через систему норм и правил. Рассмотренные группы государственного регулирования имеют силу приказа и, как правило, не опираются на экономические интересы и стимулы. Прямое экономическое регулирование носит максимально адресный характер и осуществляется в форме безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и организаций. Целевое финансирование может осуществляться как в форме прямого субсидирования (дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней), так и в форме льготного кредитования.

Косвенное экономическое регулирование носит безадресный характер. Оно предполагает использование рычагов кредитно-денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической (в том числе таможенно-тарифной) политики. После продолжительного существования в нашем обществе только государственного сектора творческая активность людей стала реализовываться в двух других секторах: коммерческом и неприбыльном. После освобождения от государственного контроля некоммерческие организации оказались в

ситуации острой нехватки денег. Постепенно поиск денежных средств – фандрайзинг – превращается в особую профессиональную область деятельности и становится одним из основных составляющих развития некоммерческих организаций. Фандрайзинг обычно связан с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ, не на создание основных фондов, а на деятельность. Проблема нехватки средств для учреждений культуры – проблема интернациональная. Для успешного фандрайзинга необходим счет, на котором будут аккумулироваться средства. В случае разовой фандрайзинговой кампании это может быть счет уже существующей организации – кампания сбора средств под любой проект может быть реализована разнообразными структурами. В случае систематически осуществляемого фандрайзинга создаются специальные некоммерческие организации. Главным условием, обеспечивающим успех фандрайзинга, является привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом. Фандрайзинг основан на установлении и развитии конкретных отношений с конкретными людьми. Здесь речь идет о социальном партнерстве.

Фандрайзинг программы, проекта или учреждения культуры неотделим от их полномасштабных public relations, формирования и продвижения их привлекательного имиджа. Это включает не только разработку фирменного стиля, информационного, оформительского дизайна, интерьера, но, самое главное, формирование корпоративной культуры, стиля поведения персонала.

Фандрайзер не просит денег на культуру, а предлагает взаимовыгодное сотрудничество и готов разъяснить потенциальному донору, в чем он видит общность интересов, включая возможные выгоды самого донора.

Тенденция к усилению центральной роли государства родилась и претворялась в жизнь в течение долгого времени. В некоторых странах до сих пор действует культурная политика, проводимая государством посредством жестко централизованной иерархической государственной структуры, на основе законов. В настоящее время обеспечение культуры ресурсами, финансами, зданиями и персоналом через Министерство культуры имеет место во Франции. В Германии, чтобы ослабить вмешательство государства в регулирование культуры, эти вопросы были переданы в соответствии с конституцией на региональный уровень. В Великобритании происходит постоянное изменение пропорции распределения управленческих функций между центром и регионами. В США в области управления культурой господствует децентрализация, соответствующая принципу невмешательства вдела культуры. Между централизацией и полной децентрализацией лежит область культурной политики большинства европейских государств.

Среди преимуществ централизованной модели управления можно отметить последовательность подхода к проблемам и обеспечение контроля за соблюдением установленных правил и норм. Преимущества децентрализации состоят в большем соответствии предоставляемой помощи местным потребностям, развитии культурного многообразия и культурной деятельности на местах. Оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией в управлении культурой, с одной стороны, помогает закрепить стратегическую позицию, четкие критерии и стандарты деятельности, а с другой – служит развитию активности и преданности делу работников культуры.

Сфера культуры всегда была областью смешанной экономики: в одних секторах осуществлялась прямая государственная поддержка и регулирование, в других – действовали чисто рыночные отношения, в третьих – основная работа велась через добровольные или некоммерческие организации. Надо отметить, что государственные организации, осуществляющие управление культурой, чаще всего очень далеки от предпринимательства – риски, сопряженные с бизнесом, не для них. Их сила в стратегическом планировании, они содействуют, поддерживают облегчают.

В Европе все шире привлекают независимые организации для оказания определенных услуг как на некоммерческой, так и на коммерческой основе. В некоторых городах местные власти передали управление парками, спортивными сооружениями и музеями в специально созданные благотворительные фонды, чтобы они могли изыскивать средства новыми методами и концентрировать свое внимание на вверенных им объектах вне зависимости от других муниципальных задач. Передача функций независимым организациям порождает энергию, новые идеи и подходы, делает исполнителей более ответственными и чуткими к потребностям своих клиентов.

Взаимоотношения между Министерством культуры и творческими союзами и ассоциациями больше похожи на отношения заказчика и подрядчика, и эта тенденция усиливается.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие виды собственности характерны для организаций культуры и

искусства в России?

2.Назовите организационно-правовые формы предприятий,

определенные законодательством РФ.

3.Каковы отличительные особенности унитарного муниципального

предприятия?

4.Какое соотношение между централизацией и децентрализацией в

управлении культурой наблюдается в странах Европы и США?

Контрольные тесты.

1.Что нельзя отнести к инструментам государственного регулирования

деятельности организаций культуры:

а) прямое экономическое регулирование;

б) административное регулирование;

в)регулирование с помощью специально созданных благотворительных

фондов;

г) правовое регулирование.

2.Какая из перечисленных стран реализует большую децентрализацию в

управлении культурой:

а) Россия;

б) Франция;

в) Германия;

г) США.

3.Косвенное экономическое государственное регулирование не использует:

а) кредитно-денежное воздействие;

б) налоговое регулирование;

в) адресный характер воздействия;

г) безадресный характер воздействия.

Список литературы.

1.Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», ст. 2,

п.2.

2.«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» ФЗ

№3613-1 от 9 октября 1992г.,ст.4.

3.Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация социально-

культурной сферы. Учеб.пособие.- СПб.: В.А. Михайлов, 2002. - 318с.

4.Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна

стратегическая дилемма культурной политики//Менеджер журнал для

профессионалов. 2003..№1.С.2-12.

5.Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций:

Учебн..- СПб.:Лань,2004. – 192с.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 638 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...