Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Занятие 4. 1.1. Гуны - три проявления (благость, страсть и невежество) внешней энергии Господа, составляющие все материальное мироздание и являющиеся отражениями Его



1.1. Гуны - три проявления (благость, страсть и невежество) внешней энергии Господа, составляющие все материальное мироздание и являющиеся отражениями Его внутренних энергий; (БГ 14.5, БГ 18.46, ШБ 2.6.32):

БГ14.5

саттвам раджас тама ити гунах пракрити-самбхавах

нибадхнанти маха-бахо дехе дехинам авйайам

Материальная природа состоит из трех гун - благости, страсти и невежества. Эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают живое существо, когда оно входит в соприкосновение с материальной природой.

Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на жизнь человека?

Существует три гуны (качества) материальной природы:

· Благость (саттва-гуна)

· Страсть (раджо-гуна)

· Невежество (тамо-гуна)

Кришна так описывает их в Бхагавад-гите 14.5:

«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Арджуна, обуславливают его».

Таким образом, все в материальном мире находится под влиянием этих трех гун, которые, смешиваясь между собой, порождают огромный спектр различных сочетаний. Всё многообразие в материальном мире вызвано влиянием гун. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также, как смешивая три цвета – красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира. Люди, не имеющие знания о трех гунах, видят это огромное разнообразие, не замечая трех гун, Так человек сосредотачивает свое внимание на определенном участке материального мира и пытается изображать из себя повелителя этого участка. В результате этого он привязывается к определенной комбинации гун и попадает под их влияние.

Каким же образом материальная природа обуславливает живое существо?

Материальная природа делает это, используя два вида энергий:

· стягивающая энергия (пракшепатмика–шакти)

· покрывающая энергия (аваранатмика-шакти)

Когда человек сосредотачивается на каком-то участке материального мира, то сразу же стягивающая энергия стаскивает его сознание до уровня оценки этого участка. Как только сознание стаскивается, покрывающая энергия покрывает сознание этого человека, и он привязывается и привыкает к этому состоянию. Так он оказывается в обусловленном положении. И хотя на человека влияет комбинация из трех гун, тем не менее, одна из гун всегда преобладает над другими.

1.2. Саттва (благость) - одна из трех гун, которая, будучи чище других, порождает истинное знание, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов, однако привязывает его к знанию и ощущению счастья (БГ 14.6, БГ 14.9, БГ 14.17)

«Гуна, благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».

Итак, гуна благости отличается следующими признаками:

· она чище другихгун

· она просветляет или дает знание

· она избавляет от всех последствий грехов

Человек, находящийся под влиянием гуны благости, ведет чистый образ жизни, обретает знание, которое не способны получить люди находящиеся под влиянием страсти и невежества, и ощущает счастье, освобождаясь от груза грехов. Однако существуют 2 проблемы, которые приводят человека к деградации:

· привязанность к знанию

· привязанность к счастью

Привязанность к знанию порождает в человеке гордость и чувство превосходства, а привязанность к счастью порождает привязанность к своему положению и желанию сохранить его любыми средствами. Так гуна страсти проникает в сознание человека и обуславливает его.

Кришна описывает гуну страсти следующим образом (Бхагавад-гита 14.7):

БГ 14.7

раджо рагатмакам виддхи тришна-санга-самудбхавам

тан нибадхнати каунтейа карма-сангена дехинам

Гуна страсти возникает из /является порождением/ неумеренного вожделения и алчности. Поэтому она, о сын Кунти, заковывает обусловленную душу в кандалы материальной кармической деятельности.

1.3. Раджас (страсть) - одна из трех гун, порожденная бесконечными желаниями и алчностью и связывающая живое существо узами материальной корыстной детельности. (БГ 14.7, БГ 14.9, БГ 14.12, БГ 14.17)

«Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности».

Итак, гуна страсти отличается следующими признаками:

· Бесконечные желания, или непреодолимая жажда обрести то, чего живое существо не имеет.

· Алчность, или сильная привязанность живого существа к тому, что оно уже имеет.

В результате этого человек вовлекается в бурную деятельность и:

· привязывается к деятельности

· привязывается к плодам деятельности

Привязанность к бурной деятельности и ее плодам приводит к тому, что человек попадает в заколдованный круг этой деятельности, которая все время расширяется. Бесконечные желания и алчность заставляет его стремиться все к новым и новым вершинам. Так человек, связанный гунойстрасти, начинает работать, не покладая рук, а его ум становится очень обеспокоенным. Постепенно накапливается сильная усталость и желая как-то отдохнуть и отвлечься человек отупляет себя, прибегая к помощи алкоголя и других одурманивающих веществ, проводит ночи в ночных клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

Кришна так описывает гунуневежества (Бхагавад-гита 14.8):

БГ 14.8

тамас тв аджнана-джам виддхи моханам сарва-дехинам

прамадаласйа-нидрабхис тан нибадхнати бхарата

Знай же, о потомок Бхараты, что гуна тьмы, являющаяся порождением невежества, держит воплощенные живые существа в плену иллюзии. Результатом ее влияние является безумие, леность /праздность, вялость/ и сон, которые связывают обусловленную душу.

1.4. Тамас (невежество) - одна из трех гун, покрывающая знание живого существа, держащее его в плену иллюзии и связывающая его путами безумия. проявляется она в виде безумия, лени и сна. (БГ 14.8, БГ 14.9, БГ 14.13, БГ 14.17)

«Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу».

Итак, гунаневежества отличается следующим признаком:

· она держит воплощенные живые существа в иллюзии

В результате влияния иллюзии возникают:

· Безумие

· Лень

· Сон

Гунаневежества связывает человека, полностью лишая его рассудка и опускает его на самое дно жизни. И чем больше человек погружается в невежество, тем невежество еще больше усиливается («Чем больше спишь, тем больше хочется»). В результате человек все больше и больше деградирует и опускается до адских форм существования.

Итак, именно гуны материальной природы определяют психологический тип личности человека.

Как видно из приведенного выше описания признаков гун, находящийся под их влиянием человек, неминуемо будет деградировать, опускаясь все ниже и ниже. Таков материальный мир. Попытки просто отбросить влияния этих гун также приводят к деградации, подобно тому, как человек, попавший в болото, тем больше погружается в него, чем больше прилагает усилии выбраться. Деградация всегда сопровождается ощущением неудовлетворенности и несчастья.

1.5. Материальная природа состоит из трех гун: саттва-гуны, раджо-гуны и тамо-гуны, или гунн благости, страсти и невежества. У слова гуна есть значение "веревка". Веревка изготавливается из волокон в три приема. Сперва сплетают три тонких пряди волокна в бечевку, затем три таких бечевки скручивают вместе, а потом сплетают три полученных таким образом веревки. Так получается очень крепкая веревка. Аналогично этому, три гунны природы –гуны благости, страсти и невежества - смешиваются, образуя побочный продукт. Это смешение происходит снова и снова. Так они "переплетаются" бессчетное количество раз.

(Путешествие в глубь себя, Бог и законы кармы)

2.1. Удовлетворение, которое испытывает живое существо, пребывая в материальном теле, каким бы отвратительным оно ни было, называется иллюзией. Человек, занимающий высокое положение, может жалеть людей, принадлежащих к низшим слоям общества, но сами они обычно вполне довольны своей жизнью, ибо находятся во власти майи, внешней энергии Господа. … Даже свинья, которая живет, питаясь испражнениями, чувствует себя счастливой, хотя человек, находящийся на более высокой ступени развития, видя, как свинья пожирает чужие испражнения, содрогается от отвращения.

(Шримад Бхагаватам 3.30.4):

«В какой бы форме жизни ни родилось живое существо, оно получает определенное удовольствие от пребывания в теле данного типа и никогда не сожалеет о том, что находится в подобных условиях.»

3.1. Таблица (см. следующую страницу)

СФЕРА ВЛИЯНИЯ   САТТВА (благость)   РАДЖАС (страсть)   ТАМАС (невежество)
Пища (БГ17.8-10) Пища, которая увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу пища. Пища чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Является источником горя, страданий и болезней. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков.
Пожертвования (БГ17.20-22) Сделанные из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте, достойным людям. Совершаются в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться их плодами или же неохотно. Совершаются в нечистом месте, в неурочное время, по отношению к недостойному человеку и без должного внимания и уважения.
Отношение к предписанным обязанностям (БГ 18.7-9) Выполняет предписанные обязанности из чувства долга, без привязанности к плодам. Отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха. Перестает выполнять свои обязанности, введенный в заблуждение.
Знание (БГ18.20-22) Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную форму. Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа. Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представление об истине и отличающееся узостью и скупостью.
Деятельность (БГ18.23-25) Упорядоченная деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами. Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго. Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям Священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам.
Работник (БГ18.26-28) Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гун ы материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом и кто остается невозмутимым в успехе и неудаче. Привязан к деятельности и ее результатам, движим желанием насладиться плодами своего труда, жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям. Постоянно поглощенный деятельностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом.
Разум (БГ18.30-32) Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению. Разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного. Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути.
Решимость (БГ18.33-35) Непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами. Побуждает человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений. Лишена рассудительности и не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии.
Счастье (БГ18.37-39) В начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару; пробуждает человека к самосознанию. Возникающее от соприкосновения чувств с их объектами; в начале кажется нектаром, а в конце становится подобно яду. Ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое вначале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией.
Следующая жизнь (БГ14.14,15,18) Попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов. Рождается на планете типа Земля и занимается корыстной деятельностью. Рождается среди животных или на низших (адских) планетах.
Результат влияния различных гун на человека (ШБ11.25.16-18) Благость приносит человеку счастье, радость, праведность, знание, самообладание и другие достоинства. Страсть является причиной страданий, привязанности, сепаратизма, активности, тяжелой работы ради завоевания престижа и удачи, переживаний и борьбы. Невежество делает человека глупым, тупым, погруженным в безумие, скорбь и иллюзию. Он спит слишком много, углублен в ложные надежды и проявляет насилие.

4.1. Человек в гуне благости гораздо меньше подвержен материальным страданиям, он осознает свои преимущества в знании перед другими людьми. Типичным примером людей в гуне благости являются брахманы. Причина счастья, которое испытывают такие люди, заключается в том, что, поднимаясь на уровень гуны благости, человек освобождается от груза греховных реакций. В Ведах говорится, что гуна благости дает людям гораздо больше знаний и счастья, чем другие материальные гуны.

Проблема в том, что находясь в гуне благости, живое существо осознает свое преимущество в знании, чувствует свое превосходство над другими людьми и таким образом обуславливается. Лучший пример тому философы и ученые. Все они гордятся своими познаниями и поскольку большинство из них живет в достатке, они испытывают своего рода материальное счастье. Это ощущение счастья в рамках обусловленной жизни привязывает их к гуне материальной благости. Они очень привязаны к деятельности в гуне благости, и пока у них существует эта привязанность, они будут вынуждены менять тела, оставаясь во власти гун материальной природы. Такие люди лишены возможности достичь освобождения и вернуться в духовный мир. Снова и снова рождаясь ученым, философом или поэтом, человек снова и снова испытывает страдания, которые приносят рождение и смерть. Но находясь во власти материальной энергии и пребывая в иллюзии, он тем не менее считает себя счастливым.

(Бхагавад Гита 14.6):

4.1

БГ 14.6

татра саттвам нирмалатват пракашакам анамайам

сукха-сангена бадхнати джнана-сангена чанагха

Гуна, благости, о безгрешный, которая чище других гун, озаряет живое существо светом знания и освобождает его от тяжелого груза греховных реакций. Те, кто находится в гуне благости, обусловлены ощущением счастья и знанием.

4.2. Гуна страсти заставляет мужчин и женщин испытывать влечение друг к другу. В материальном мире женщину влечет к мужчине, а мужчину к женщине. Так действует гуна страсти, и когда ее влияние возрастает, человек начинает стремится к материальным наслаждениям. Он хочет удовлетворять свои чувства. Ради удовлетворения чувств, человек в гуне страсти жаждет общественного или даже всенародного признания, мечтает о счастливой семейной жизни, о хорошей жене, послушных детях и уютном доме. Это результат влияния гуны страсти. Чтобы получить все это, человеку приходится работать не покладая рук. Наслаждаясь плодами своего труда, он, как сказано в данном стихе, заковывает себя в кандалы материальной деятельности. Чтобы удовлетворить жену, детей и общество и поддержать свой престиж, человек должен работать. Поэтому весь материальный мир в той или иной степени находится под влиянием гуны страсти. И прогресс современной цивилизации - это также прогресс в гуне страсти. В былые времена прогрессивной считалась цивилизации в гуне благости. Но если даже люди в гуне благости не могут освободиться из материального плена, что тогда говорить о тех, кто находится под влиянием гуны страсти?

(Бхагавад Гита 14.7):

БГ 14.7

раджо рагатмакам виддхи тришна-санга-самудбхавам

тан нибадхнати каунтейа карма-сангена дехинам

Гуна страсти возникает из /является порождением/ неумеренного вожделения и алчности. Поэтому она, о сын Кунти, заковывает обусловленную душу в кандалы материальной кармической деятельности.

4.3. Гуна невежества является прямой противоположностью гуны благости. Находясь в гуне благости и обладая знанием, человек видит, что есть что, в отличие от того, кто пребывает в невежестве. Каждый, кто оказывается во власти гуны невежества, становится безумцем, не способным отличить хорошее от дурного. Вместе того, чтобы продвигаться вперед, такой человек деградирует. Веды характеризуют гуну невежества следующим образом: "васту-йатхатмйа-джнанаваракамвипарйайа-джнана-джанакамтамах - заполоненные гуной невежества, люди утрачивают способность видеть вещи такими как они есть". Так каждый знает, что все его предки умерли, значит он тоже умрет; человек смертен. Дети, которым он даст жизнь, тоже умрут в положенный срок. Таким образом, смерти не избежит никто. И все же люди неистово копят деньги и работают день и ночь, выбиваясь из сил. Никто из них не думает о вечной душе. Вот что такое безумие. Это безумие делает их равнодушными /невосприимчивыми/ к процессу духовного самоосознания. Такие люди необыкновенно ленивы. Когда им предлагают духовное знание, они не проявляют к нему никакого интереса. В них нет даже той жажды деятельности, которая присуща людям в гуне страсти. Поэтому характерной чертой человека в гуне невежества является то, что он спит гораздо больше, чем необходимо.

(Бхагавад Гита 14.8):

БГ 14.8

тамас тв аджнана-джам виддхи моханам сарва-дехинам

прамадаласйа-нидрабхис тан нибадхнати бхарата

Знай же, о потомок Бхараты, что гуна тьмы, являющаяся порождением невежества, держит воплощенные живые существа в плену иллюзии. Результатом ее влияние является безумие, леность /праздность, вялость/ и сон, которые связывают обусловленную душу.

6.1. Праведная деятельность, совершенная в гуне благости, очищает человека. Поэтому мудрецы, вышедшие из-под влияния иллюзии, испытывают состояние счастья. Однако действия, совершенные в гуне страсти не несут с собой ничего, кроме страданий. Всякая попытка обрести счастье в материальном мире заранее обречена на неудачу. Так если кто-то решит построить небоскреб, то сможет сделать это ценою людских страданий. Тому, кто финансирует строительство, придется приложить немало усилий, чтобы собрать необходимые для этого средства, а рабочие-строители будут тяжело трудиться физически. Все это не что иное как страдания. Поэтому Бхагавад-гита утверждает, что любая деятельность, совершенная в гуне страсти влечет за собой многочисленные страдания. Человек может испытать некоторое удовлетворение от мысли Это мой дом или мои деньги, однако все это далеко от настоящего счастья.

Что касается деятельности в гуне невежества, то человек, совершающий ее, не обладает знанием, поэтому он страдает в настоящем, а в следующей жизни получает тело животного. Жизнь животных полна невзгод и лишений, хотя сами животные не осознают этого, находясь во власти иллюзорной энергии, майи. Те, кто убивает несчастных животных, также находится в гуне невежества. Такие люди не знают, что в своей следующей жизни их жертва получит тело, которое даст ему возможность убить их. Таков закон природы. В человеческом обществе убийцу приговаривают к смертной казни. Таковы законы государства. Пребывая в невежестве, люди даже не подозревают о существовании государства, главой которого является Верховный Господь. Все живые существа - дети Бога, и Он не позволит безнаказанно убить даже муравья. Преступника ожидает суровая кара. Поэтому умерщвление животных ради наслаждения собственного языка - результат самого дремучего невежества. Человеку нет нужды убивать животных, ведь Бог дал ему столько чудесных продуктов. Те, кто, несмотря на это, питаются мясом, находятся в гуне невежества, и их будущее темно и беспросветно.

(Бхагавад Гита 14.16):

БГ 14.16

карманах сукритасйахух саттвикам нирмалам пхалам

раджасас ту пхалам духкхам аджнанам тамасах пхалам

Результаты благочестивой деятельности чисты и находятся в гуне благости. Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания, а деятельность в гуне невежества крадет у него разум.

7.1. В материальном мире воплощенное живое существо всегда находится под преобладающим влиянием одной из материальных гун. Окончательно освободившись от оков материального тела, оно выходит из-под влияния гун материальной природы. Но до тех пор, пока живое существо находится в теле, ему следует всегда оставаться нейтральным. Занимаясь преданным служением Господу, мы постепенно перестанем отождествлять себя с материальным телом. Пока человек считает себя телом, целью всех его действий является удовлетворение собственных чувств, но развив в себе сознание Кришны, он естественным образом перестает удовлетворять свои чувства. Нам не нужно материальное тело, и мы вовсе не обязаны удовлетворять его прихоти. Гуны материальной природы могут продолжать действовать в теле живого существа, но осознавая себя духовной душой, оно остается безучастным к их деятельности. Как же развить в себе такую безучастность? Нужно освободиться от желания наслаждаться материальным телом, равно как и от желания избавиться от него. Так, поднимаясь на трансцендентный уровень, преданный естественным образом достигает освобождения. Ему не следует прилагать особых усилий, чтобы выйти из под влияния материальных гун.

(Бхагавад Гита 14.18):

БГ 14.18

урдхвам гаччханти саттва-стха мадхйе тиштханти раджасах

джагханйа-гуна-вритти-стха адхо гаччханти тамасах

Те, кто находится в гуне благости, после смерти, поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на планетах земного типа, а те, кого поглотила отвратительная гуна невежества, отправляются в адские миры.

7.2. Гуна также значит веревка, и обусловленная душа крепко накрепко связана веревками иллюзорной энергии. Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться сам, ему должен помочь тот, кто сам свободен. Поскольку тот, кто связан сам, не в состоянии помочь связанному, сделать это должен тот, кто уже достиг освобождения. Поэтому только Господь Кришна, или Его истинный представитель, гуру, может освободить обусловленную душу. Без помощи свыше живое существо никогда не сбросит с себя оковы материального рабства. Преданное служение, метод сознания Кришны призван помочь человеку освободиться из материальных пут. Кришна, который является Повелителем непреодолимой иллюзорной энергии, может приказать ей освободить обусловленную душу. Он отдает такой приказ, по Своей беспричинной милости к обусловленной душе, а также из чувства отеческой любви к живому существу, которое изначально является возлюбленным чадом Господа. Поэтому выйти из-под влияния суровых законов материальной природы может лишь тот, кто предался лотосным стопам Господа.

(Бхагавад Гита 7.14):

БГ 7.14

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте майам этам таранти те

Преодолеть Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но те, кто предался Мне, могут с легкостью сделать это.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 561 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...