Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Преступления, ставящие жизнь и здоровье в опасность



Преступления, входящие в данную группу, не связаны с причинени­ем фактического вреда здоровью. Они лишь создают условия, пред­ставляющие опасность для жизни или здоровья человека и являются наказуемыми независимо от того, была эта опасность реализована, т. е. причиняют вред личной1 физической безопасности человека, которая рассматривается как объект всех преступлений против жизни и здоро­вья.

Побои большинством доктринальных источников относятся к престу­плениям против здоровья, хотя объективная сторона этого преступления не только не включает какой-либо характеристики вреда здоровью, но и вообще не определяет содержания последствий (ст. 116 УК). Состав пре­ступления, предусмотренного ст. 116 УК, является формальным. Кон­струкция формального состава не влияет на его социальное значение за­ключенного в ней преступления.

Побои (так же как и истязание) может повлечь за собой недомогание, боли от ушибов. Может быть нарушена целостность кожных покровов (ссадины, царапины, порезы, ожоги). Различные формы недомогания, телесные повреждения не наделяются законодателем теми или иными па­тологическими и экономическими признаками, по которым может быть продолжена дифференциация ответственности за причинение вреда здо­ровью. Законодатель ограничил дифференциацию ответственности за преступления против здоровья причинением легкого вреда. Поэтому в ч. 1 ст. 116 УК предусмотрено условие: отсутствие признаков вреда здоровью, предусмотренного ст. 115 УК.

1 В отличие от общественной безопасности, которая является объектом, например терроризма, создающего угрозу безопасности населения, а не личности.

Объективная сторона этого преступления включает альтернативные признаки деяния:

1. Побои — множественное нанесение ударов. Последствия этих ударов не имеют уголовно-правового значения по указанным причинам. Если они повлекли причинение легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, содеянное квалифицируется по той статье УК, которая предусматривает ответственность за причинение этого вреда.

2. Иные действия, причиняющие физическую боль (один удар, терми­ческое воздействие, щипки и т. п.)

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующие признаки побоев предусмотрены в ч. 2 ст. 116 УК: ху­лиганские побуждения и экстремистские мотивы.

Истязание (ст. 117 УК). Объективная сторона этого преступления не со­держит обязательного признака вреда здоровью. По общему правилу при­чинение в результате истязания тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью требует дополнительной квалификации. Легкий вред здоровью охватывается составом истязания. Однако он не определяет характера об­щественной опасности этого преступления.

Истязание имеет признаки, схожие с признаками побоев. Более того, побои входят в объективную его сторону, хотя и не исчерпывают ее со­держания. Специфику побоев при истязании определяет систематич­ность нанесения побоев, что определяет их мучительный характер.

Систематичность побоев при истязании образуют только юридически значимые факты. В случае, когда по предыдущим эпизодам побоев были погашены юридические последствия (независимо от преюдиции), при­знак систематичности нанесения побоев отсутствует. Помимо указанного формального условия систематичность имеет и качественные характери­стики: устойчивость качественных признаков, т. е. тенденция к возобнов­лению побоев.

Объективная сторона этого преступления содержит альтернативный систематическим побоям признак деяния — иные насильственные дей­ствия, причиняющие потерпевшему физические или психические страда­ния. Законодатель не конкретизирует их содержания, так как для состава истязания существенное значение имеют физические или психические переживания потерпевшего. Внешняя форма насилия не имеет значения. Насилие может применяться даже не потерпевшему, а к третьим лицам. Примером такого истязания является насилие в присутствии потерпевше­го над близкими ему людьми с целью причинения ему страданий.

Субъективная сторона в основном составе этого преступления характе­ризуется прямым умыслом.

Субъект истязания — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированные виды истязания предусмотрены ч. 2 ст. 117 УК. Пе­речень квалифицирующих признаков истязания дополнил уже известные по другим составам преступлений против жизни и здоровья признаки дву­мя новыми: в п. «г» — истязание лица, заведомо для виновного находяще­гося в материальной или иной зависимости от него; в п. «д» — с примене­нием пытки. Определение пытки дается в примечании к ст. 117 УК.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК) относится к числу формальных составов.

Объективная сторона этого преступления включает действие (угрозу), заключающееся в психическом воздействии на потерпевшего с целью его запугивания. Способы запугивания могут быть различными, иметь устную или письменную форму или выражаться в конклюдентных действиях (же­стах).

Угроза должна быть реальной. Реальность угрозы означает, что у виновного имеются средства, достаточные для ее реализации, когда для ее исполнения не требуется дополнительных усилий со стороны вино­вного. Это отличает угрозу от обещания (в т. ч. неблагоприятных по­следствий): «Когда у меня будет возможность, я куплю саблю и сделаю то-то и то-то...» В объективных обстоятельствах реальность угрозы под­тверждается демонстрацией орудия преступления, демонстрации силы (в частности, насилием над другими лицами для примера). Реальность угрозы — объективный фактор причинения вреда личной безопасности человека.

Угроза должна восприниматься как реальная опасность. Адекватности восприятия угрозы служит ее персонифицированность и ее информатив­ность. Угроза должна быть обращена к конкретному лицу, нарушать его личную безопасность. Поэтому не может рассматриваться как угроза, на­казуемая по ст. 119 УК, заявление: «Всех перестреляю, всем кровь пущу...». Угроза является персонифицированной и тогда, когда она создает опас­ность для жизни и здоровья не только потерпевшего, но и близких ему лиц.

Содержание угрозы должно быть ярко выражено — убийство или причи­нение тяжкого вреда здоровью. Адекватности восприятия угрозы как ре­альной опасности служит сообщение информации о том, как, при каких обстоятельствах угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоро­вью будет реализована. Чем меньше неопределенности в содержании угрозы, тем реальнее ее восприятие. Однако иногда и расплывчатая фраза «Хуже будет, пожалеешь, что на свет родился, костей не соберешь» вос­принимается потерпевшим как реальная (и более того, конкретная) опас­ность для его жизни или здоровья. Признак информативности угрозы не является формальным. Недостаток ясности слов может восполняться яс­ностью ситуации, активными действиями, различными демонстрациями.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется только пря­мым умыслом.

Субъект угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоро­вью — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Принуждение к изъятию органов или тканей человека (ст. 120 УК) связы­вается законодателем с целью трансплантации. Указанные в ст. 120 УК действия являются противоправными постольку, поскольку они наруша­ют предусмотренный законодательством Российской Федерации порядок соответствующей деятельности и влекут за собой причинение вреда безо­пасности, правам и законным интересам человека.

Согласно Закону РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» трансплантация органов или тканей че­ловека — пересадка органов или тканей донора реципиенту, а их изъятие — функция учреждения. Таким образом, изъятие осуществляет специа­лист — сотрудник учреждения здравоохранения. Часть 1 ст. 120 УК не содержит положений, разъясняющих содержание термина «изъятие» в значении, отличном от того, которое придается этому термину законодательство Российской Федерации (в частности, регулятивным актом, како­вым является указанный Закон).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 120, вклю­чает альтернативные признаки: принуждение специалиста к изъятию орга­нов или тканей человека или принуждение к донорству.

Принуждение — физическое или психическое воздействие на потер­певшего, создающее опасность неблагоприятных последствий для него или для близких ему лиц. Способ принуждения определен ч. 1 ст. 120 УК: применение насилия или угроза его применения. Под насилием в ст. 120 УК понимается противоправное физическое воздействие на чело­века, осуществляемое вопреки или помимо его воли (побои, истязание, иное физическое воздействие). В качестве альтернативного признака дея­ния выступает угроза — форма психического насилия над потерпевшим.

Состав этого преступления является формальным. Поэтому послед­ствия физического насилия (или угрозы его причинения) квалифициру­ются по соответствующим статьям Особенной части УК.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специаль­ной целью — трансплантация органов или тканей человека.

Субъектом этого преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 120 УК, имеет другое содержание. Объектом принуждения может являться донор, а субъектом — любое лицо, в т. ч. и то, которое осуществляет изъятие ор­ганов или тканей у донора. По существу, преступление, предусмотренное в ч. 2 ст. 120 УК, заключается в принуждении к донорству. Содержание де­яния аналогично тому, которое характерно для состава преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 120 УК. Ее особенность заключается в том, что средством совершения преступления является использование беспомощ­ного состояния либо материальной или иной зависимости потерпевшего. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — трансплантации органов или тканей человека. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК). Медицина не относит наличие в организме человека ВИЧ-инфекции к числу заболеваний. Это вытекает из смысла Всеобщей декларации прав больных СПИДом и инфицирован­ных ВИЧ, принятой в ноябре 1990 г. Вторым международным конгрессом неправительственных организаций по проблеме борьбы со СПИДом, а также Федерального закона от 30 марта 1995 г. «О предупреждении рас­пространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)». Носитель вируса признается практически здоровым и может оставаться таковым на протяжении всей своей жизни. В то же время наличие вируса ставит человека в состояние, опасное для его жизни и здоровья, так как инфицирование ВИЧ не исключает и друго­го, тяжелого для человека исхода. В этом специфика состояния опасности: неблагоприятный исход не является неизбежным, но он вероятен. Статья 122 УК содержит три состава.

1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-ин­фекцией (ч. 1ст. 122 УК). Объективная сторона указанного деяния включает любые действия (бездействие), которыми создает возможность заражения (переливание крови, половой контакт, несоблюдение санитарно-гигие­нических правил).

Субъективная сторона этого преступления требует наличия признака заведомости поставления в опасность: лицо осознает, что нарушением са­нитарно-гигиенических правил создает реальную угрозу заражения и в силу своей осведомленности предвидит возможность заражения. Таким образом, деяние может быть совершено как умышленно, так и по легко­мыслию.

Субъектом этого преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

2. В ч. 2 ст. 122 УК носитель вируса ВИЧ является специальным субъектом преступления, предусматривающего ответственность за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знающим о наличии у него этой болезни. Объективная сторона этого преступления заключается в действии (или бездействии), посредством которых происходит заражение (половой кон­такт, несоблюдение личной гигиены, правил предосторожности, в том числе принятие на себя роли донора). Поскольку заражение характеризует не только деяние, но и его последствия, состав преступления является ма­териальным.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется как умыш­ленной, так и неосторожной виной (легкомыслием).

Субъектом этого преступления является лицо, достоверно знающее о наличии в его организме ВИЧ, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав этого преступления предусмотрен в ч. 3 ст. 122 УК. От основного состава его отличает заражение двух или более лиц либо заражение несовершеннолетнего.

В соответствии с примечанием к ст. 122 УК согласие потерпевшего, ос­ведомленного об опасности заражения, на совершение действий, создаю­щих ее.

3. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего ис­полнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 4 ст. 122 УК) пред­ставляет собой самостоятельный состав преступления. От первого его от­личает деяние как признак объективной стороны, а от второго — признаки специального субъекта.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется так же, как субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 122 УК, т. е. умыслом или неосторожностью.

Субъектом этого преступления является лицо, имеющее профессио­нальный доступ к лечению и иному медицинскому обслуживанию носите­ля ВИЧ, а также лицо, профессионально связанное с переливанием крови.

Незаконное производство аборта (ст. 123 УК). Аборт является синони­мом медицинского понятия «искусственное прерывание беременности». Незаконным является производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.

Состав этого преступления формальный. Преступление считается окон­ченным с момента совершения действий, направленных на изгнание плода.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет, при условии, что у не­го отсутствует высшее медицинское образование профиля «акушерство и гинекология».

Квалифицированный состав незаконного производства аборта преду­смотрен в ч. 3 ст. 123 УК. Его содержание дополняет основной состав ква­лифицирующим признаком производных последствий (наступления смерти потерпевшей или причинений тяжкого вреда ее здоровью).

Оставление в опасности (ст. 125 УК). Объективная сторона этого престу­пления содержит два признака: деяние (оставление без помощи) и при­знак обстановки совершения этого деяния.

Оставление в опасности — бездействие (такое же, как при неоказании помощи больному), характеризующее неисполнением виновным лежа­щей на нем обязанности. Эта обязанность может быть правовой (инструк­тор как руководитель группы туристов обязан отвечать за их безопасность на туристическом маршруте), служебной (полицейский обязан осущест­влять деятельность по спасению граждан, находящихся в опасном состоя­нии), социальной (родители обязаны иметь заботу о своих несовершенно­летних детях, а совершеннолетние дети обязаны заботиться о престарелых и беспомощных родителях).

Обязанность одного человека оказать помощь другому в опасной для его жизни ситуации может быть моральной, основанной на отношениях людей в конкретных жизненных ситуациях, при которых один человек по воле другого, попадает в беду.

В объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 125 УК, обязанность одного человека оказать помощь другому трактуется во всех перечисленных значениях.

Условием, сопутствующим ответственности за бездействие, помимо на­личия обязанности является реальная возможность ее исполнить. В данном случае — не подвергая опасности свою жизнь.

Обстановка совершения преступления предусматривается в ст. 125 УК как опасное для жизни или здоровья состояние лица, лишенного возмож­ности принять меры к самосохранению по малолетству, старости или вследствие своей беспомощности.

Состав этого преступления является формальным. Он завершен в мо­мент оставления в опасности.

Субъективная сторона характеризуется признаком заведомости и вклю­чает только умышленную вину (в отличие от субъективной стороны неоказания помощи больному). Различия в вине этих, казалось бы, анало­гичных преступлений, связанных с неисполнением лицом лежащей на нем обязанности объяснимо. Неоказание помощи больному — материаль­ный состав. Поэтому последствия преступления должны быть включены в интеллектуальный и волевой момент вины субъекта. Имея в виду тяжесть последствий, производный (опосредованный) характер причинной связи, нетрудно понять, почему неоказание помощи больному может быть со­вершено по неосторожности.

Иное содержание вины при оставлении в опасности. Состав этого пре­ступления формальный. Поэтому содержание интеллектуального и воле­вого элементов вины сосредоточено на неисполнении обязанности в объ­ективной обстановке опасности. Умышленное (сознательное и волевое) отношение субъекта к этим обстоятельствам очевидно.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет, характеризу­ющееся специальным признаком наличия соответствующей обязанности.

Контрольные вопросы

1. Определите объекты преступлений против жизни и здоровья. Клас­сифицируйте объекты этих преступлений.

§ 4. Преступления, ставящие жизнь и здоровье в опасность

2. Определите конструктивные особенности составов преступления против жизни и здоровья.

3. Перечислите виды преступлений против жизни.

4. Дайте определение убийства и перечислите его виды.

5. Перечислите преступления против здоровья и определите критерий их дифференциации.

6. Определите признаки тяжкого вреда здоровью.

7. Определите признаки средней тяжести вреда здоровью.

8. Определите признаки легкого вреда здоровью.

9. Перечислите преступления, ставящие жизнь и здоровье в опасность.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 909 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...