Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Послания апостола Петра



С первым ясно - никто его не оспаривал, то второе имело долгую и трудную историю вхождения в канон, оно значительно отличается от первого, и по стилю, и по богословию, и по образам, и по отношению к Священному Писанию. Петр, апостол Иисуса Христа – так он сам себя называет. Он говорит о том, что пишет, пришельцам, рассеянным в Понте, в Галатии, Каппадокии, Асии, Вифинии, избранным. Послания направлены этим церквям. Есть две точки зрения на то, кто были получатели этого послания в данных Церквях. Первой, традиционной точки зрения, придерживаются и Ориген, и Евсевий, Епифаний, блж. Феофилакт, Иероним – речь идет об иудео-христианских читателях. Апостол Петр получил в удел церкви христиан из обрезанных, а Павел – необрезанных. Павел адресуется христианам малоасийских Церквей. Такой точке зрения есть значительное подтверждение в самом тексте послания. Одной из ярчайших особенностей является то, что боле 20% текста, 23 стиха из 105 – цитаты из ветхого Завета. Автор цитирует для того, чтобы показать исполнение ветхозаветных пророчеств. Такую же логику мы видели в речи апостола и первомученика Стефана пред Синедрионом и апостола Павла в Антиохийской синагоге, когда вспоминались эпизоды из истории Израиля, чтобы привести к мысли, что исполнился закон во Христе. Такой способ говорения был актуален для иудео-христиан. Но ряд моментов воспринимаются смутительно, если иметь в виду иудео-христианских читателей (II, 10): некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованные. Как же, иудеи не были народом Божиим? Они считали себя народом Божиим и были таковым до пришествия Христа. В III главе он пишет: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином, вы дети ее, если делаете добро. Евреи и так были детьми Сарры по естеству. Особенно ярко недоразумение в IV главе, 3-4 стихе: «довольно, что в прошедшее время жизни вы поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишествам, нелепому идолослужению. Посему они дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве». Они – это язычники. Как же евреи участвовали в идолослужении? Речь идет о широком смысле. Странно воспринимать такие стихи в отношении иудео-христиан. Поэтому возникает точка зрения, что поименованные церкви Понта, Галатии, Кападокии, Асии, Вифинии – Церкви Павловы, где проповедовал Павел, языко-христианские. Почему же апостол Петр пишет церквям Павловым, ведь жребий служения распределен? Владыка Кассиан говорит, что послание было написано тогда, когда Павел был уже в заключении. Действительно, послание носит утешительный характер. Апостол утешает христиан в их скорбях, и готовит их к еще большим. Послание написано как утешение церквям, оставшимся без своего пастыря, языко-христианским. С другой стороны такая точка зрения наталкивается на 20% ветхозаветных цитат, которые могут быть адекватно поняты в контексте иудео-христианских читателей. Третий вариант, что церковь была смешанного состава, мы встречались в посланиях к Римлянам с такой ситуацией. Цель написания послания – утешение Церквей, подготовка их к новым страданиям. Если принять точку зрения владыки Кассиана, то утешение после потери апостола Павла. Место написания первого послания: приветствует вас избранная подобно вам Церковь в Вавилоне, и Марк, сын мой. Что за Вавилон? Есть Вавилон в Междуречье, который, к моменту написания послания был уже в руинах, и был малюсенький Вавилон в дельте Нила. Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет, что, когда апостол Петр путешествовал по Северной Африке и рукоположил Марка в епископы Александрийские, написал оттуда. Но неизвестно путешествие апостола Петра по Северной Африке. Зато, у Евсевия Кесарийского (2 книга, 15 глава Церковной истории), написано, что Вавилон это символическое описание, символ Рима. В Апокалипсисе: Вавилонская блудница сидит на семи холмах, упивается кровью мучеников – это образ Рима, который гонит христиан. Такой точки зрения придерживались блаженный Иероним, Феофилакт, Евмений и многие. Памфил пишет: Петр упоминает о Марке в I послании, которое, говорят, он составил в самом Риме, который метафорически называется Вавилоном. Итак, Предание указывает Рим. Послание очень рано вошло в канон. Цитаты из послания есть уже в Писании мужей апостольских, Поликарпа Смирнского, Иринея Лионского, Тертуллиана, Оригена – все ссылаются на это послание. Уже ко II – III веках появляется в сирийском переводе Пешито. По всей Церкви оно было принято как Петрово и каноническое. Автор, по-видимому, знаком с посланием Иакова, и Павловым посланием. Основной темой этого послания является тема страданий, смысл которых и раскрывает автор.

Первые 12 стихов – совершенно Павлова структура, хотя четкой структуры в самом послании нет. Владыка Кассиан считает, что, поскольку он пишет Павловым Церквям, совершенно в Павловом духе. Пишет Петр апостол Иисуса Христа, Церквям. По предведению Бога –Отца, при освящении Духом, в совершении нашего спасения в окроплении Кровию Иисуса Христа, благодать и мир вам да умножатся. Во втором стихе –красивое троичное исповедание. Отец – предведение нашего спасения. Дух Святый есть освящение. А Христос само совершение нашего спасения, которое зиждется на окроплении Кровию Иисуса Христа. Это образ жертвенной крови. Апостол имеет в виду и Ветхозаветный прообраз, великий день очищения, когда кровию жертв окроплялся народ и очищался от греха. «Благодать вам и мир да умножатся». Далее идет молитва, которой апостол возносит благодарение Отцу Господа нашего Иисуса Христа, Который, по великой Своей милости, возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому.

Молитва благодарит Бога за спасение, которое есть дело милости, по существу есть возрождение от тленной жизни (это тоже Павлова тема, обновление) и по цели - упование вечной жизни, получение наследия. Опять Павлова тема. Наследие, которое было уготовано, нам во Христе усвояется, «силою Божиею через веру соблюдаемое». Все очень Павлово. «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений». Тема Иаковлева, «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытанного золота». Достигая, наконец, верою спасения душ. В контексте молитвы даются очень важные методологические указания. «К сему то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, на которую указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу, им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшим Духом Святым, посланным с небес». Апостол объясняет о цитатах из Ветхого Завета, почему их так много, зачем они нужны. Он говорит, что в писателях, пророках, которые оставили нам свои писания, действовал Дух Христов. Апостол Павел называл Дух Святых Духом Христовым, и, в силу богодухновенности писаний, которые пророки оставили, они Христоцентричны. Дух, действовавший в них, Дух Христов, указывал на Христовы страдания и последующую за ним славу. Христос говорит: «исследуйте писания, они свидетельствуют обо Мне». Писания христоцентричны, потому что богодухновенны. Дух внушал пророкам написать о Христе, но, говорит апостол Петр, те, кто писали, не понимали в полноте и глубине того, что писали, им открыто было, что не им самим, а нам служило, для нас «что ныне проповедано вам, благовествовавшим Духом Святым». Ныне апостолы, благовествовавшие Духом Святым апостолы, открыли то, что написали пророки, и в это желают проникнуть ангелы с небес.

Мы можем понять то, что недопоняли пророки, потому что Церковь живет и движется Духом Святым. В силу продолжающегося действия Духа Святаго мы можем осознать истинный смысл Писания, увидеть его христоцентричность. Богодухновенно Писание не только по источнику, но и по способу хранения и понимания. Если Духа Святаго не будет, то и Христа не увидим на страницах Священного Писания.

Просвещаемые Духом Святым, мы через Ветхий завет должны увидеть исполнение реченного, пророчествованного в наши дни. При таком понимании Ветхого Завета мы сможем лучше понять такие соблазнительные речения: что мы царское священство.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 651 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...