Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Uuml; Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. М., 1994



ü Овчаренко А.И. О «Несвоевременных мыслях» М.Горького // Лит. газета. 1988. 14 сент.

ü Вайнберг И. Во имя революционной культуры: публицистика М.Горького 1917-1918. Литературное обозрение. 1988. № 9.

ü Егорунин А. Во имя человека: Уроки М.Горького и современная публицистика // Лит. Россия. 1988. 25 марта. С. 2.

ü Резников Л. О книге М.Горького «Несвоевременные мысли» // Нева. 1988. № 1.

ü Аннинский Л. Наши старики: (К изучению литературно-публици-стического наследия А.М. Горького, В.Г. Короленко и П.П. Павлова) // Дружба народов. 1989. № 5.

ü Басинский П.К. Горькому - единому и цельному // Новый мир. 1989. № 3.

ü Огнев А.В. М. Горький о русском национальном характере. Тверь, 1992.

или «РАССКАЗЫ 1922-1924 ГОДОВ» М. ГОРЬКОГО

1. История создания цикла и критические оценки их современниками.

2. Философия утешительства и правды. Образ Савела («Отшельник») в ряду горьковских утешителей («Сказка о чиже, который лгал, и о дятле - любители истины», «На дне», «Дело Артамоновых»). Смысл финала рассказа.

3. «Рассказ о герое», «Карамора» как варианты раскрытия психологии личности. Приемы создания характеров.

4. Философия ответственности, правды и свободы, любви и страха в рассказе «Голубая жизнь»; принципы модернистской поэтики.

5. «Рассказ о необыкновенном» – итог цикла. Поэтика «необыкновенного» в рассказе.

6. Идейная и композиционная целостность цикла.

Литература:

ü Бялик Б.А. Судьба максима Горького. М., 1973.

ü Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978.

ü Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. М., 1971.

ü Сухих С.И. Заблуждения и прозрения М. Горького. Нижний Новгород, 1992.

ü Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд. Ставрополь. Москва, 1998. Ч. I.

ü Примочкина Н. Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1998.

тема 7. САТИРИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 20-30-Х ГОДОВ

1. Проблематика сатирических комедий В. Маяковского «Клоп» и «Баня».

2. «Зойкина квартира» М. Булгакова: проблематика и поэтика. Мотив «дома-антидома».

3. Художественные принципы создания системы образов в комедиях В. Маяковского и М. Булгакова.

4. Основные принципы драматургического мастерства В. Маяковского и М. Булгакова. Элементы антиутопии в драматургии 20-30-х гг.

Литература:

ü Метченко А.И. В.В.Маяковский: Очерк творчества. М., 1964.

ü Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1976. Т. 3.

ü Милявский Б. Сатирик и время: О мастерстве Маяковского-драматурга. М., 1963.

ü Петелин В. М. Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989.

ü Яблоков Е. Художественный мир М. Булгакова. М, 2001.

ü Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

ü Бочаров М.Д. Пьеса В.Маяковского «Баня»: Материалы к спецкурсу. Ростов н/Д., 1972.

ü Смирнов-Несвицкий Ю.А. Особенности поэтики театра Маяковского: Учебное пособие. Л., 1980.

ü Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988.

ü Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.

тема 8. ОБРАЗ РУСИ В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ С. ЕСЕНИНА

1. Тема Руси в дооктябрьском творчестве С. Есенина. Функция пейзажа (Береза. Гой ты, Русь, моя родная... Край любимый! Сердцу снятся... Русь. Край ты мой заброшенный... Черная, потом пропахшая выть... Топи да болота...).

2. Родина и революция в творчестве Есенина после Октября (Небесный барабанщик. Кантата. Сорокоуст).

3. Образ Руси советской в лирике Есенина последних лет (Возвращение на Родину. Русь уходящая. Русь советская. Несказанное, синее, нежное... Спит ковыль. Равнина дорогая... Отговорила роща золотая. Не жалею, не зову, не плачу).

Литература:

ü Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

ü Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973.

ü Волков А.А. Художественные искания Есенина. М., 1976.

ü Карпов А.С. Стих и время. М., 1966.

ü Коржан В.В. Есенин и устная народная поэзия. Л., 1969.

ü Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. М., 1990.

ü Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1989.

ü Базанов В. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.

ü Харчевников В.И. Поэтический стиль С. сенина: 1910-1916. Ставрополь, 1975.

или «АННА СНЕГИНА» С. ЕСЕНИНА

1. Жанровое своеобразие поэмы.

2. Особенности сюжета и композиции произведения.

3. Эпический социально-исторический план поэмы.

4. Место поэмы в художественной эволюции С. Есенина.

Литература:

ü Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

ü Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973.

ü Волков А.А. Художественные искания Есенина. М., 1975.

ü Жаворонков А. Поэма С.Есенина «Анна Снегина» // Сергей Есенин: Исследования. Мемуары. Выступления. М., 1967.

ü Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1972.

ü Кошечкин С. Сергей Есенин. Л., 1974.

ü Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. 2-е изд. М., 1986.

ü Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989.

тема 9. «ЧЕВЕНГУР» А. ПЛАТОНОВА

1. Творческая история.

2. Особенности жанра, метафорический смысл названия.

3. Образ чевенгурского социализма (цель, программа, реальная практика).

4. Своеобразие сатиры А. Платонова (юмор, ирония, гипербола, гротеск, символика).

Литература:

ü Платонов А. Мне это нужно не для славы... Письмо М. Горькому // Вопросы литературы. 1988. № 9.

ü Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.

ü Семенова С. Мытарства идеала: к выходу в свет «Чевенгура» А.Платонова / Новый мир. 1988. № 5.

ü Золотусский И. Крушение абстракций // Новый мир. 1989. № 1.

ü Чалмаев В.А. Андрей Платонов. М., 1989.

ü Чалмаев В.А. Утонувший колокол: Читая Платонова // Вопросы литературы. 1988. № 7.

ü Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова. Калинин, 1985.

ü «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 2; 1999. Вып. 3.

тема 10. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭЗИИ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ

1. Основные этапы жизненного и творческого пути поэта.

2. Черты художественного мира М.И. Цветаевой. Основные мотивы и ключевые образы лирики М.И. Цветаевой. Эволюция темы любви в творчестве М. Цветаевой.

3. Своеобразие лирической героини М.И. Цветаевой.

4. Особенности стиля, поэтики и ритмики стихотворений М.И. Цветаевой.

5. Роль фольклора, символики и классических традиций в стихотворениях М.И. Цветаевой.

Литература:

ü Зубова Л.В. Поэзия М. Цветаевой. Л., 1989.

ü Кудрова М. «Версты, дали…» М. Цветаева. М., 1991.

ü Кулова Л.Н. Одинокий дух: М. Цветаева. М., 1992.

ü Осипова Н.О. Поэмы М. Цветаевой 1920х г.г.: Проблемы художественного мифологизма. Киров, 1997.

ü Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989.

ü Саакянц А.А. М. Цветаева. М., 1986.

ü Эфрон А. О Марине Цветаевой. М., 1989.

ü Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

тема 11. «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. БУЛГАКОВА

1. История создания и публикации романа.

2. Своеобразие жанра и композиции.

3. Философское начало в романе.

4. Изображение советской действительности 20-30-х годов.

5. Традиции и новаторство М. Булгакова в изображении сатиры. Воланд и его свита в Москве.

6. Особенности сатиры М. Булгакова.

Литература:

ü Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

ü Чудакова М. Творческая история романа «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. № 1.

ü Лакшин В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. № 6.

ü Утехин Н. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова // Русская литература. 1979. № 4.

ü Петелин В. М.Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989.

ü Боборыкин В.Г. М.Булгаков: Книга для учителя старших классов. М., 1991.

ü Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории. М., 1991.

ü Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.

ü Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988.

ü Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.

тема 12. «ЖЕНЬШЕНЬ» М. ПРИШВИНА

1. Мир природы в повести и художественные средства его воплощения.

2. Философская концепция повести. Образ Лувена. Искания рассказчика.

3. Тема любви, ее место в философской концепции произведения.

4. Романтическое начало в повести. Особенности ее стиля.

Литература:

ü Ершов Г.А. Михаил Пришвин: Жизнь и творчество. М., 1973.

ü Мотяшов И. Михаил Пришвин: Критико-биографический очерк. М., 1965.

ü Пахомова М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин. М., 1970.

ü Хмельницкая Т.Ю. Творчество Михаила Пришвина. Л., 1959.

ü Хайлов А.И. Михаил Пришвин: творческий путь. М., 1962.

ü Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М.Пришвина: Пособие для учителей. М., 1982.

ü Гордиенко Л.Н. Вернадский и Пришвин. Взаимодействие научного и художественного сознания в формировании эстетического чувства природы // Вестник МГУ. Сер. 7. Филология. 1980. № 1.

тема 13. «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» И.С. ШМЕЛЕВА

1. Концепция бытия по И.С. Шмелеву. Образ Вани и Горкина.

2. Эволюция художественного мировоззрения Шмелева.

3. Композиционные особенности повести.

4. Отличие «Лета Господне» от книг современников писателя.

Литература:

ü Кутырина Ю. Трагедия Шмелева // Слово. 1991. № 2.

ü Любомудров А.М. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелева // Христианство и русская литература. Сб. статей. СПб, 1994.

ü Сорокина О.Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

ü Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М., 1998.

ü Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. № 10.

ü Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991.

ü Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. Концепция мира и человека. Калуга, 1995.

тема 14. В. Набоков «Приглашение на казнь»

1. Место В. Набокова в литературе русского зарубежья.

2. «Приглашение на казнь»: проблема жанра.

3. Основные темы, мотивы (мотив игры, категория прозрачности/непрозрачности и др.)

4. Система образов в романе.

Литература:

ü Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

ü Мулярчик А. Русская проза В. Набокова. М., 1997.

ü Носик Б. Мир и дар Набокова. М., 1995.

ü Шаховская З. В поисках Набокова. Отражение. М., 1991.

тема 15. РАССКАЗ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» М.А. ШОЛОХОВА

1. Идейный замысел и особенности композиционного построения произведения (внешний и внутренний рассказчики, житийный принцип повествования). Символический смысл названия.

2. Образ Андрея Соколова как воплощение русского характера. Противоборство жизни и смерти.

3. Эпическое, психологическое и трагическое начало в «Судьбе человека» и характер их взаимодействия.

4. Фольклорные традиции в рассказе.

5. Своеобразие художественного времени и пространства.

6. Место рассказа «Судьба человека» в творческой биографии писателя и в военной прозе ХХ века.

Литература:

ü Бирюков Ф.Г. О подвиге народном. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. М.: Просвещение, 1989. С. 159-166.

ü Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. М.: Просвещение, 1975. С. 179-184.

ü Литвинов В.М. Михаил Шолохов. Изд. 2-е. М.: Художественная литература, 1985.

ü Огнёв А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». М.: Высшая школа, 1984.

ü Хватов А.И. На стрежне века: (Художественный мир Шолохова). Изд. 2-е, доп. М.: Современник, 1975. С. 289-324.

ü Якименко Л.Г. Творчество М.А. Шолохова: Монография. М.: Советский писатель, 1977. С. 600-614.

тема 16. РОМАН «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. ПАСТЕРНАКА

1. История создания и публикации романа.

2. Основная проблематика произведения: протест против уничтожения русской интеллигенции и русской культуры в послереволюционное и послевоенное время, авторская философия революции. Образ Иисуса Христа в системе ценностных ориентиров романа.

3. «Мессианское» и земное начало в образе Юрия Живаго.

4. Мир, пространство, время и действие романа. Роль природных пейзажей.

5. Особенности композиции романа. Значение «Стихотворений Юрия Живаго» в раскрытии проблематики произведения. Обращённость к Христу в стихотворениях на евангельские темы.

Литература:

ü Баевский В.С. Пастернак. М.: Издательство МГУ, 2002. С. 54-86.

ü Есаулов И.А. Пасхальный роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. С. 524-544.

ü Плотинина Н.П. и др. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» в школьном изучении: пособие для учителя. М.: Чистые пруды, 2005.

ü Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996.

ü Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. Эссе. СПб.: Паритет, 2004. С. 308-349.

ü Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака // Литература в школе. 2001. № 8.

ü С. 2-8.

ü Исаев С.Г. Композиция текста в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки. 2005. № 3. С. 3-15.

ü «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М.: Советский писатель, 1990.

тема 17. РОМАН «УГРЮМ-РЕКА» В.Я. ШИШКОВА

1. Проблематика произведения. Нравственно-философская основа романа.

2. Система образов в романе. Образ Прохора Громова.

3. Мир природы в «Угрюм-реке» и его роль в раскрытии характеров персонажей.

4. Жанрово-стилевые особенности романа.

Литература:

ü Еселев Н.Х. Шишков. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 137-156.

ü Редькин В.А. Вячеслав Шишков: Новый взгляд. Очерк творчества В.Я. Шишкова. Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1999. С. 82-117.

ü Яновский Н.Н. Вячеслав Шишков. Очерк творчества. М.: Художественная литература, 1984. С. 161-208.

Список литературы

Основная литература:

История русской литературы XX века. 20-50-е годы. Литературный процесс. Учебное пособие. М., 2006.

История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена /отв. ред. проф. С.И. Кормилов. М., 1998.

История русской литературы ХХ в. В 2х т. Т.2. М., 2002. / Под ред. Кременцова.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). М, 2001 г.

Агеносов В.В. Литература Русского зарубежья. М., 1998.

Архангельская Н.Н. «Имена» в вузовском учебнике истории русской литературы ХХ века: варианты отбора и «представления» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1.

Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. М., 2005.

Голубков М.М. Русская литература ХХ века: После раскола. М., 2001.

Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд. Ставрополь – Москва, 1998.

Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М., 1982; Изд. 2-е, доп. М., 1988.

Желтова Н.Ю. Нужен ли учебник по литературе русского зарубежья? // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1.

История русской литературы на страницах современных вузовский учебных изданий / Всероссийский «круглый стол» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1.

Литературное движение советской эпохи. Материалы и документы. Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. М., 1986.

Михайлов О.Н. Литература Русского зарубежья. М., 1995.

Очерки истории русской литературы ХХ века. М., 1995. Вып. 1.

Русская литература ХХ века (десятые-тридцатые годы). Хрестоматия / Сост. проф. А.А. Газизова, проф. В.А. Славина. М., 1995.

Русская советская литература / Под ред. А.А. Журавлевой. Л., 1988.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

Литература русского зарубежья (1920-1990). М., 2006.

Дополнительная литература:

История русской советской литературы / Под ред. проф. П.С. Выходцева. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 1986.

История русской советской литературы (1917-1940) / Под ред. проф. А.И. Метченко, проф. С.М. Петрова. Изд. 2-е, испр. М., 1983.

История русской советской литературы 40-80-е годы / Под ред. проф. А.И. Метченко, проф. С.М. Петрова. Изд. 2-е, испр. М., 1983.

Черников А.П. Серебряный век русской литературы. Калуга, 1998.

Шешуков С. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. 2-е изд. М., 1984.

История русского советского романа: В 2 кн. М.; Л., 1965. Кн. I-II.

Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980.

Белая Г.А. Закономерности стилевого развития прозы 20-х годов. М., 1977.

Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов. Л., 1975.

Скороспелова Е.Б. Русская советская 20-х - 30-х годов: Судьбы романа. М., 1985.

Русская советская поэзия: Традиции и новаторство, 1917-1945. Л., 1972.

Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы русской советской поэзии 20-х - 30-х годов ХХ века. М., 1980.

Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. 2-е изд., доп. М., 1973.

Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975.

Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития, 1917-1935. М., 1963; 1936-1965. М., 1965.

Михайловский Б., Тагер Е. Творчество Горького. 2-е изд. М., 1954.

Тагер Е. Творчество М.Горького советской эпохи. М., 1964.

Овчаренко А. Горький и литературные искания ХХ столетия. М., 1978.

Бялик Б. Горький-драматург. М., 1962.

Метченко А. Маяковский: Очерк творчества. М., 1964.

Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1969.

Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1980.

Орлов В. Поэма А.Блока «Двенадцать». М., 1965.

Юшин П. Сергей Есенин: Поэзия. Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

Волков А.А. Художественные искания С. Есенина. М., 1976.

Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. М., 1973.

Лихачев Д.С. <Вступительная статья> // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985. Т. I.

Альфонсов В. Поэзия Б.Пастернака. Л., 1990.

Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М.Цветаевой. Л., 1989.

Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама // О старом и новом. Л., 1982.

Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I.

Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

Мулярчик А.С. Русская проза В.Набокова. М., 1997.

Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов, 1981.

Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995.

Макаров А. Демьян Бедный. М., 1964.

Куприяновский П. Художник революции: (О Дмитрии Фурманове). М., 1976.

Киселева Л. Творческие искания А.Фадеева. М., 1965.

Бушмин А. А.Фадеев. 2-е изд., доп. Л., 1983.

Кузнецов М.М. Романы К.Федина. М., 1980.

Поляк Л. Алексей Толстой - художник. М., 1964.

Грознова Н.А. Счастье борца (о романе Н.А.Островского «Как закалялась сталь»). М., 1988.

Яновский Н.Н. Вячеслав Шишков: Очерк творчества. М., 1984.

Редькин В.А. Вячеслав Шишков: новый взгляд. Очерк творчества. Тверь. 1999.

Якименко Л. Творчество Шолохова // Избр. раб.: В 2 т. М., 1982. Т. 2.

Хватов А. На стержне века: Художественный мир Шолохова. М., 1978.

Ковалев В.А. Творчество Леонида Леонова. М.; Л., 1962.

Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Л., 1982.

Леонов Л. Творческая индивидуальность и литературный процесс. Л., 1987.

Минокин М.В., Юдин В.А. Публицистические аспекты русской прозы 1920-30-х годов. Тверь, 1998.

Македонов А.В. Творческий путь Твардовского. М., 1988.

Осетров Е. Человек-песня: Книга о М.Исаковском. М., 1979.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 718 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...