Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Универсальные связи бытия



Всеобщие связи бытия являются универсальными связями действительности. К ним, прежде всего, относятся взаимосвязь единичного и общего.

1) Единичное, общее, особенное и всеобщее

Процесс развития начинается с единичного, которое перерастает в особенное, а затем приобретает общий и всеобщий характер.

Единичное – это индивидуальные, неповторимые черты и свойства, принадлежащие отдельным предметам и явлениям. Единичное указывает на отличие одних материальных образований от других. Пример: отпечатки пальцев у каждого человека, радужная оболочка глаз.

Обладая неповторимыми чертами, каждое явление имеет повторяющееся, свойственное не только ему, но и другим явлениям.

Общее – это сходные, повторяющиеся черты и свойства, присущие всем отдельным предметам и явлениям определенной группы. Общее в человеке – разум, язык и т.п. Все это свойственно всем людям.

Проблема объективного реального существования единичного и общего и их взаимосвязи особенно остро была поставлена в средневековой схоластической философии. Представители схоластики разделились на номиналистов и реалистов.

Номиналисты считали, что реально в объективном мире существуют только единичные вещи, а общее принадлежит уму человека, существует лишь в понятиях и словах людей. Номиналисты выражали материалистическую тенденцию средневековой философии.

Реалисты средневековья утверждали, что реально объективно в окружающем мире существует общее (общие понятия – «универсалии») и общее реальнее единичных вещей. Средневековые реалисты являлись объективными идеалистами.

И номиналисты, и реалисты отрывали единичное от общего. С точки зрения материалистической диалектики, единичное и общее существует в мире реально объективно как взаимосвязанные противоположные стороны отдельных предметов и явлений. Иначе говоря, каждый отдельный предмет является носителем и единичного, и общего.

Наряду с понятиями единичного и общего широко используются связанные с ними понятия особенного и всеобщего.

Особенное – это то, что отличает сравниваемые предметы друг от друга. Это связующее звено между единичным и общим.

Всеобщее – это такое общее, которое не может выступать в роли особенного. Философия изучает всеобщее.

Универсальными связями бытия, взятыми, так сказать, «по вертикали», служат взаимосвязи явления и сущности.

2) Сущность и явление

Сущность – это внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона вещей и процессов.

Явление – это внешняя, сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов.

Сущность – это подводное течение, а явление – это пена на поверхности. Сущность глубже, явление богаче. Диалектика сущности и явления: Сущность проявляется, явление существенно.

Сущность и явление взаимосвязаны, но не совпадают – если бы они совпадали, то не нужна была бы никакая наука. Любая наука за явлениями и через явления отыскивает сущность. Процесс познания идет от явления, данного через органы чувств, к сущности, раскрываемой мышлением.

С сущностью тесно связано понятие закона. Закон – это объективная, существенная, общая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...