Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира. Мышление, логика и язык. Проблемы искусственного интеллекта



В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека ("душа"), играющий особую роль в его жизни, - как орудие познания и самопознания. Считалось, что тело смертно, душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание осевых — чувствительных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей ("неподлинный" мир) и мир идей ("подлинный" мир). По его убеждению, идеи являются источником ("демиургом") всех материальных вещей и их разнообразия.

В средние века господствовала религиозная картина мира и быта человека в нем. Поскольку человек полагался якобы сотворенным Богом (Абсолютной личностью) по образу и подобию его, то и сознанием воспринималось как дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Полагалось, что душа несравненно лучше и значимее тела, ведь она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее о Бога. Так, Аврелий Августин подчеркивал, что сияние духа ярче лунь звезд и даже самого Солнца. Душа, по определению философа, — это "разумная субстанция, приспособленная для управления телом".

Для философии эпохи Возрождения был характерен пантеизм как специфическое мировоззрение, и поэтому одушевленность трактовалась как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.).

В Новое время сознание человека часто рассматривалось как некое вместилище знаний, инструмент познания природы и власти над ней (Ф.Бэкон и др.). В философии этой эпохи существовало представлении о том, что мир природы и мир духа являются двумя совершенно равноправными и самостоятельно существующими субстанциями мира - вещественной и духовной. Такой взгляд, именуемый дуализмом, развивал, в частности, известный французский философ Р. Декарт.

В отличие от дуализма, французские материалисты XVIII в. исходили из тезиса о том, что сознание — это особого рода функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг является носителем этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. "Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела, — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время", — так рассуждал об это П.Гольбах.

В философии Г.Гегеля сознание предстало в ином качестве — как некое вечное первоначало ("абсолютная идея"), которое лежит в основе всего сущего и творит мир из самого себя, из своего содержания Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной духовной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.

В XIX в. в классическом марксизме получила развитие социоцентристская трактовка сознания — как отражение человеком мира об­щественных отношений. Полагалось, что оно вторично и определено влиянием социальной среды, культуры и конкретно-исторического времени.

Во второй половине того же века на волне всплеска естественных наук получил распространение вульгарный (грубый, упрощенный) ма­териализм (Л.Бюхнер, К. Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, которые протекают в мозгу человека. Сознание — это, якобы, функционирование "мозгового вещества" как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, в вульгарном материализме был выдвинут тезис: "Че­ловек — это то, что он ест".

В XX веке теория сознания была существенно обогащена 3. Фрейдом, который разработал учение о бессознательном. Австрийский уче­ный выделил в структуре психики человека три слоя: "Оно", "Я" и "Сверх - Я". Бессознательное ("Оно") — это "кипящий котел" инстин­ктов и влечений, самый глубинный пласт психики. Это начало (преж­де всего — в виде полового инстинкта) не поддается разумному само­контролю человека, проявляя себя спонтанно и неосознанно. По Фрей­ду, бессознательное — это "ночная" часть психической жизни челове­ка, которая недоступна для ясного, "дневного" взгляда на нее.

В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в научную теорию сознания и психики внесли такие ученые, как И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Они исследовали физиоло­гические основы психической деятельности человека, отмечали осо­бую роль мозга как материального носителя сознания. Позднее в этом направлении активно работали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе предметной деятельности человека. Пытаясь раскрыть слож­ный духовный мир человека, русская религиозная философия (И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев и др.) обращалась к исследованию фе­номена сердца как некоего глубинного центра духовности человека, таинственному и непостижимому извне. По словам Вышеславцева, "каждое его биение имеет духовное значение", оно — источник и орган творчества, света и свободы, место встречи Бога и человека.

С точки зрения современной науки, сознаниеэто высшая фор­ма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующего мозга, которое заключается в эмоционально - волевом и чувственно-рациональном отр; жении объективной действительности. Это отражение носит активный целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляет собой единство "мирочувствия" и "мировидения". В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся hi обходимым условием его предметно-практической деятельности.

К сказанному выше о сущности и природе сознания добавим, что оно является субъективным образом объективного мира, достояние индивида. На его основе формируется определенное отношение челе века к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мир; осмысление им содержания и смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющее специфическую роль в жизни человека. Ядром же ее знания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и ненаучные сведения об окружающем мире.

Сознание - это человеческий способ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении, осмыслении и применении разнообразных знаний о мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, ее социокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга. С точки зрения своей структуры сознание представляет собой единство психических способностей, процессов и состояний, которых представлен окружающий мир.

Эта структура включает в себя:

- ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простейшую информацию о внешнем мире;

- субъективные психологические переживания, в которых выражено отношение к миру (радость, печаль, восторг и т.п.);

- понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) деятельности, которые обобщают опыт отражения;

- ценностные определения окружающего мира, т.е. восприятие его с точки зрения значения для человека.

Структура сознания, таким образом, являет собой единство чувственно - эмоционального и понятийно - рационального начал. Это единство закреплено дихотомией человеческого мозга — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.

Какими же характеристиками (природой) обладает сознание? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующие моменты:

1. Как утверждают наука и естественнонаучная философия сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней. С появлением человека и его мозга природа посред­ством человека получила возможность мыслить и "узнавать" саму себя.Содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мыс­ли и т.д.) обусловлено воздействием внешнего мира, "взято" у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, являясь миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку вплетено в поток времени и деятельности человека. Оно всегда конк­ретно - исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содер­жания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека: дистанция будет огромного размера. Вторичность сознания порождает многооб­разие его типов в различные эпохи истории человечества. В философс­ком сознании это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, пантеизм и др.) как способов теорети­ческого мышления и картин (образов) мира и бытия человека в нем.

2. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К.Марк­са, сознание "с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди". Правоту этого тезиса подтверж­дает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д. Дэфо. Чтобы сохранить свой чело­веческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону пона­добился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной обус­ловленности природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-е годы в Мос­ковском госуниверситете под руководством советских ученых А.И. Ме­щерякова, СИ. Соколянского и Э.В. Ильенков а.

3. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное по­ложение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особеннос­ти восприятия мира (например, типы темперамента), на соотноше­ние эмоционального и рационального в возникающих образах. Со­знание — это та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений. Ф. М.Достоевский высказал в связи с этим глубокую и интересную мысль о том, что страдание есть единственная причина рождения сознания и духовности человека. Страдание (от конфликтов, от любви, от смерти, от одиночества и т.д.) может пройти, но выстраданное в жизни остает­ся с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.

4. Сознаниеэто всегда деятельность, в данном слу­чае — рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил — работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Сознание, как рефлексия, существует в разных формах — в форме науки религии, философии, искусства и т.д.

5. Сознание имеет предметно-практическую природу. Как известно, человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микро скоп, пусть даже и совершенный: в нем нет ни грана вещества. Одна ко сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание — это воплощение человеком своего "Я" путем создания нового, предметного мира в ходе практики в различных ее формах. В этом еще "небывшем" мире сознание "угасает", переходя в иную — вещественную форму. Так происходи создание человеком другого мира — мира культуры. Напротив, в ходе распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы "спрятан" в предметах (например, в книгах), отлился в них.

Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его. Оно есть не только инструмент познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира, равнодушно отвернуться от него. Оно несет собой грусть и тоску о мире, открывает трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть. Но ведь без него нет радости познания и любования миром, нет жизненной мудрости. Вот почем; можно сказать, что сознание и помогает, и мешает жить человеку.

Что касается проблемы происхождения сознания, то наукой доказал факт его формирования по мере становления социальной формы движения материи (общества). Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности в работе П. Тейяра де Шардена " Феномен человека ". В ней философ вые казал мысль о том, что в рамках так называемой "космической магистрали" возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика появился некий Дух Земли. В этом смысле материя и есть, по Тейяру "мать духа", а сам дух — это "высшее состояние материи".

Попытки объяснить возникновение сознания действием естественных причин имелись еще в древней философии, например, у Демокрит a. Он полагал, что это происходило под влиянием, прежде всего коллективного образа жизни людей, изготовления и применения ими орудий труда и огня. Сознание формировалось в силу социальной нуж­ды, т.е. потребности людей в выживании и дальнейшем совершенство­вании общества.

Упор на понимание сознания как продукта эволюции делали фран­цузские материалисты XVIII в. По их убеждению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накопле­нию знаний человек стал способен к общественной жизни и превра­тился в самое совершенное живое существо.

Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формиро­вания сознания, был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе дея­тельности людей путем присвоения ими содержания "абсолютной идеи" как некоего всеобщего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб дела­ет вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб формируется как человек и обретает власть над вещами и даже... над господином, ведь потребительский образ жизни господина ведет его к духовной деграда­ции. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб при­обретает их, в том числе и развивая свой духовный мир, сознание.

Ф. Энгельс в своей работе " Роль труда в процессе превращения обе­зьяны в человека " развил так называемую трудовую теорию антропо­генеза и происхождения сознания как "высшего цвета" материи. В ка­честве важнейших, он выделил следующие моменты этого весьма дли­тельного процесса.

Прежде всего, в ходе естественной эволюции человека сформирова­лись биологические (природные) предпосылки сознания. К числу тако­вых Энгельс отнес прямохождение, высвобождение руки для манипуля­ций предметами, достаточный объем мозга и наличие наглядно - образ­ного (" элементарного ") мышления. Под воздействием нужды человек научился трудиться — изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения окружающей природы. В ходе труда чело­век стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек научался трудиться и преобразовывать природную среду. Более того, все органы чувств и психология человека тоже обязаны труду как своему "отцу". По сути дела, труд и создал человека как существо разумное, мыслящее.

По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык, представляющий со­бой сложную совокупность знаков (" вторую сигнальную систему ", по определению И.П.Павлова ), носитель информации об окружающем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли, ее сохранения и передачи другим людям. Являясь "телом мышления" (Г.Гегель), он так же древен, как и само сознание.

В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллек­тивный труд и членораздельная речь явились основными причинами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других фак­торов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.

Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в общем контексте объяснения возникновения мира и чело­века в нем мировоззренческой с данной позиции.

Социальная сущность и природа сознания, о которых нами было сказано выше, проявляет себя, прежде всего в его функциях. Как основ­ную, следует выделить познавательную функцию. С ее помощью проис­ходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира, осуществляется самопознание.

Целеполагающая функция предполагает выработку человеком це­лей и идеалов собственной деятельности, прогнозирование будущего, создание его образов и картин, иногда даже иллюзорных, утопичес­ких. Предвосхищая результат деятельности, цель ("то, ради чего", по определению Аристотеля ) определяет действия и поступки людей, помогает планировать их.

Регулятивная функция означает, что сознание и его "продукты" (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы втор­гается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, "материальной силой", если они овладева­ют массами людей и выражают их интересы.

Сознание представляет собой также способ трансляции (переда­чи) социального опыта людей в ходе их совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности.

Социальная сущность и природа сознания состоит также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а кол­лективно — как общественное существо. Человек формирует свое созна­ние лишь по мере включения в мир культуры, который является вопло­щением и хранителем совокупного опыта человечества. Вот почему са­моизоляция и одиночество человека—это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир. Сознание многолико: оно всегда обращено к прошлому, настоящему и будущему бытия человека.

Непосредственным носителем сознания является отдельный чело­век (индивид). В своей действительности мышление ведь всегда суще­ствует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида непов­торим, таинственен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. "Челове­ческий череп", — писал в связи с этим К.Маркс, — "есть неприступная крепость". Вот почему нельзя не сказать об особой сложности и соци­альной роли воспитания, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.

И все же сознание отдельных людей благодаря языку становится достоянием всего общества. В таком случае формируется обществен­ное сознание — совместные формы отражательной деятельности, не­кий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Общественное сознание имеет очень слож­ную структуру и является весьма активным фактором исторического и культурного процесса*.

Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отра­жения мира, требуется выделить следующее.

Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятий­ного мышления. Оно представляет собой опосредованное и обобщен­ное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторо­нах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием же понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предме­тов и явлений мира, что выражается с помощью слов, например — "стол", "дерево", "человек" и т.д. У человека процесс мышления явля­ется относительно самостоятельным видом деятельности и даже про­фессией (ученые, писатели и др.). Разум человека — это, по словам Э. Фромма, "способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть". Именно благодаря ра­зуму человек "видит", конечно же, дальше даже самого зоркого орла. Он видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюде­ния и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и за­кономерности вещей и т.д. Человек видит далеко еще и потому, что ему помогают в этом совершенные технические устройства, напри­мер, электронный микроскоп и другие приборы и устройства.

Процесс отражения у человека носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности формировать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельнос­ти. Благодаря сознанию человек достигает своих целей "сознательно", т.е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий всле­пую, методом "проб и ошибок". К.Маркс писал об этом следующее: 'Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архи­текторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении чело­века, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и харак­тер его действий и которой он должен подчинять свою волю".

В отличие от животных, у человека меняется сам характер отра­жения. Так, очевидно, что психика животных ориентирована на обес­печение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же извест­но, что характер деятельности определяет и характер отражения. Учи­тывая предметно-практический характер деятельности человека, при­нято считать, что его сознание носит активный и творческий харак­тер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, "сознание че­ловека не только отражает объективный мир, но и творит его". Названное нами свойство активности и творчества означает и то. что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных материальных вещей. Он творит также мир образов и идей, в том числе и таких, которым в действительности ничто не соответствует (напри­мер, идея и образ Бога). Будучи активным и творческим (творящим), сознание иногда может как бы "отлетать" от реальной действительно­сти. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, заблуждения и иллюзии (например, образ русалки, ведьмы и т.п.). Все это есть как бы галлюцинации, искажения отражательного процесса, которые иногда обретают даже массовый характер (например, комму­нистическая идея в XIX — XX вв.). Разумеется, эти формы сознания имеют под собой естественные и разнообразные причины.

Специфичность сознания как особого "мира духа" вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе предметно-практической деятельности чело­века это противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведе­ний искусства замысел мастера воплощается в материале, а материал тем самым как бы одухотворяется), резкие границы между ними отсутству­ют. Эти границы условны и подвижны, не так четко выражены, как это подчеркивалось в философском идеализме { Платон, Г.Гегель и др.).

В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и компьютеры, которые способны выполнять очень многие сложные умственные функции человека. В связи с этим cтaл дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый "искусственный интеллект", " кибермозг ". Сможет ли машина мыслить? Не в состоянии ли она заменить со временем самого человека? Hа эти вопросы можно дать такой краткий ответ.

Конечно, ЭВМ и компьютеры способны выполнять очень многие one рации, причем несравненно быстрее человека. (В 1997 г. в Японии был; создана ЭВМ, совершающая 300 миллиардов операций в секунду. В то же году робот одержал победу в игре с чемпионом мира по шахматам Г. Каспаровым ). Но все же " умная " машина никогда не сможет заменить человека, и дело здесь вот в чем. Во - первых, машина всегда работает по программе, которая создана и заложена в нее человеком. Машина всегда — это ведь некая "схема-шаблон", и ей не свойственно творчество, т.е. создании принципиальной новизны. Во - вторых, машине, в отличие от человека, присуще чувственно-эмоциональное отношение к окружающему миру. Oна не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать, короче говоря—у нее нет сердца. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, не отнюдь не выполняет его полностью. Она всего лишь орудие человека, потому она ниже его, она находится (и должна находиться) во власти сво­его Создателя. Разумеется, все сказанное не отменяет большого значение проблемы "человек—компьютер". Она имеет не только практическое, не и мировоззренческое значение.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 776 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...