Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учебно-методический комплекс материалов по курсу



Министерство общего и профессионального образования РФ

Министерство культуры РФ

Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств

Кафедра теории и истории культуры

Светлана Тевельевна

Махлина

Учебно-методический комплекс материалов по курсу

«Семиотика и лингвистика»

Санкт-Петербург

Аннотация.

к программе учебного курса "Семиотика и лингвистика".

Учебная программа "Семиотика и лингвистика" представляет собой изложение основных положений общей теории знаковых систем и ее приложе­ние к анализу явлений культуры и искусства. Курс "Семиотика и лингвистика" наряду с курсами "теория культуры" и "история культуры" является базовым для студентов факультетов культурологии и искусства, раскрывая актуальные проблемы культурологии с позиций структурализма и семиотики. Он является теоретическим основанием для преподавания специальных предметов по теории и практике культурно-просветительной работы, музееведения, искусства и художественной самодеятельности. Следует отметить связь этого курса также с такими дисциплинами, как эстетика и художественное творчество, история мировой художественной культуры, история разных видов искусства.

В программе использованы работы ведущих отечественных и зарубежных семиотиков. Курс включает подробный очерк истории семиотики на Западе и в нашей стране, знакомит студентов с основными понятия­ми и терминами науки, до недавнего времени игнорировавшейся или остававшейся в тени.

Изучение семиотических кодов религиозной картины мира составляет неотъемлемый предметно-тематический раздел учебных программ по целому ряду дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт по специальности «культурология». В связи с этим возникает необходимость ознакомления с семиотикой сакрально-религиозной представлений, запечатленных в разнообразных «текстах» культуры. В предлагаемой программе дано рассмотрение визуальных и числовых семиотических кодов, характерных для архаических верований, авраамистских религий (иудаизма, христианства, ислама) и буддизма как одной из древнейших религий. В рамках каждого раздела даются сведения о культурно-исторической специфике и содержании рассматриваемых представлений и семиотических способах их воспроизведения.

В современной культурологии получили широкое распространение проблемы культуры повседневности. В данной разработке программы уделено внимание в первую очередь невербальной семиотике, а также таким важным элементам повседневности, как вещь, интерьер, костюм. Отдельная лекция посвящена имени собственному как индикатору личности.

Однако помимо повседневности, в культуре много явлений за ее пределами. Вот почему в программе выделен раздел «Семиотика культуры и искусства». Правда, семиотика искусства обладает своими особенностями.

За основу берется определение художественного языка в качестве «знаковой системы особого рода». Это позволяет рассмотреть различные типы элементов художественной формы ("художественных знаков") как аналогичные различным видам знаков, применяемых в других языках. Тесно связаны с проблемой языка искусства такие формы его проявления, как реализм и условность. В курсе показано, что на языки искусства влияют особенности общественного бытия, психологические, нравственные, культурные установки. В свою очередь само искусство воздействует на ментальность общества, изменяя и развивая существующие условия образа жизни. На основе изучения истории развития языка искусства показана зависимость средств вы­разительности от культурного контекста.

В связи с вышеизложенным, программа курса состоит из трех разделов. Первый раздел знакомит с методологическими основами семиотики и лингвистики; второй раздел посвящен рассмотрению семиотики сакрально-религиозных представлений; третий – семиотике культуры и искусства. Наряду с изложением лекционного материала 12 основных тем, в программе даны планы семинарских занятий и примерный перечень тем для самостоятельной работы студентов. Приведенный список литературы поможет студентам существенно расширить свой научный кругозор и может стимулировать их творческую активность.

Автор надеется, что программа эта будет полезна не только для подготовки будущих культурологов, но и для широкого круга гуманитариев.

Оглавление

Выписка из государственного образовательного стандарта с. 4

Цель и задачи преподавания дисциплины с. 4

Учебно-тематический план с. 4

Программа курса с. 5

Список рекомендуемой литературы с. 31

Планы семинарских занятий с. 33

Словарь терминов и персоналий с. 37

Темы рефератов с. 39

Вопросы к экзамену с. 40

Тестовые задания с. 41

.

Выписка из государственного образовательного стандарта:

ОПД. Ф07.Семиотика и лингвистика.

Предмет семиотики; основные категории, понятия и концепции, типы знаковых систем; естественные и знаки и их системы; образы и образные системы знаков; языковые знаковые системы и их логика; метаязык в языковых знаковых системах.

Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели. Современные представления о семантике и прагматике. Типы означающих, означаемых. Синтактические характеристики знаков и их прагматика. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений. Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами. Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.

(Дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов).

I. Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной целью курса «семиотика и лингвистика» является: познакомить студентов с основными понятиями и терминами изучаемого предмета, с историей отечественной и зарубежной семиотики, ввести в курс наиболее актуальных проблем семиотики культуры и искусства.

Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:

Рассматриваются основные положения общей теории семиотики и лингвистики;

Их применение к языкам и системам культуры

Анализируются знаковые системы в художественной культуре и искусстве.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

Ознакомиться с основополагающими терминами семиотики.

Знать основных представителей науки семиотики.

Разбираться в основных проблемах семиотики.

Уметь анализировать явления культуры в свете семиотики.

II. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Аудиторные занятия – всего 66 часов.

Лекции – 40 часов.

Практические занятия (семинары)– 20 часов, тесты – 4часа, консультации – 2 часа.

Вид итогового контроля – экзамен.

III. Учебно-тематический план дисциплины.

Тематика лекций и практических занятий:

1.Методологические основы семиотики и лингвистики – 3 лекции.

2. Семиотика сакрально-религиозных представлений - 5 лекций

3. Семиотика культуры – 2 лекции.

4. Семиотика культуры повседневности - 4 лекции.

6. Семиотика искусства – 3 лекции.

IV. Содержание дисциплины.

1. Предмет и задачи семиотики – 2 часа. Определение семиотики, понятие знака, его специфических характеристик, знак и модель, классификация знаков, естественные и искусственные языки, синтактика, семантика и прагматика в знаковых системах.

2. История отечественной семиотики – 2 часа. Зарождение семиотики, семиотика конца 50- 60-х гг. XX в., современная семиотика.

3. История зарубежной семиотики – 2 часа. Семиотика в США Пражский лингвистический кружок, семиотика в европейских странах, семиотика во Франции.

4.Семиотика сакрально-религиозных представлений – 10 часов. Семиотика шаманизма, каббалы, христианства, ислама, буддизма.

5. Семиотика культуры – 4 часа. Основные языки культуры, их взаимодействие и взаимосвязь.

5. Семиотика культуры повседневности – 6 часов. Семиотика вещи, семиотика интерьера, проксемика.

5. Невербальная семиотика – 8 часов. Аускультация, окулесика, ольфакция, гаптика, гастика, кинесика.

7. Искусство – знаковая система особого рода – 4 часа. Применимость некоторых характеристик знака и знаковых систем для выразительных средств в искусстве и невозможность применения некоторых из особенностей знаков и знаковых систем по отношению к творческой сфере. Специфические и неспецифические функции знаков в искусстве.

9. Текст и контекст. Интертекст -4 часа. Текст как знак. Текст как определенная организация знаков. Изменение восприятия текста от исторических условий. Текст – недифференцированная масса культурных смыслов. Интертекст как пространство схождения всевозможных цитаций. Интертекст – чтение - письмо.

10.Морофология искусства в свете семиотики. Транскультурные тенденции в современном языке искусства. – 4 часа.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...