Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семиотика Пирса



Пирс предложил модель семиотического треугольника. У Пирса знак (репрезентамент) – есть нечто, что замещает кого-либо или что-либо в каком–либо отношении или под каким-либо именем. Он адресуется кому-либо, т.е. создаёт в уме этого человека эквивалентный или, возможно, более развитый знак. Тот знак, который человек создаёт в сознании, у Пирса это интерпританта знака. Знаки не составляют некий класс предметов между прочих. Всё может быть знаком.

Иконические знаки – такие знаки, план выражения которых похож на план содержания (фотография, рентген, схемы, диграммы).

Индексальные знаки – такие знаки, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, т.е. похож, но отчасти, привлекает внимание объекта посредством слепого индекса (дорожный знак, роспись, Эйфелева башня – индекс Парижа, визитки, реклама).

Знаки-символы (конвенциональные) - план выражения не имеет ничего общего с планом содержания, т.е. не похож (все слова, роза – символ любви, голубь – символ мира, гербы, деньги).

Расширенная классификация:

(знак по отношению к самому себе)

Квалисигнум – часть, восприятие элемента (цифра «13», красный цвет)

Легисигнум – общее условное объединение знаков в систему (рекламные открытки в целом)

Синсигнум – индивидуальное воспроизведение знака (прямая трансляция, наше интервью)

(знак по отношению к обществу)

Икона

Индекс

Символ

(знак по отношению к интерпретатору)

Рема – термин без объяснения, который в первый раз встречается.

Дицисигнум – высказывание, заполнена рема, т.е. знак, который доставляет информацию о своём объекте самим собой.

Аргумент – умозаключение, сложная синтагма, объединяющая знаки. Развёрнутое объяснение чего-либо.

«Мёртвые как я» - сериал.

Практическая работа № 3: подобрать по 3-5 примеров на иконы, индекс и символы

Практическая работа № 4: взять 3 различных знака: один должен быть аудиовизуальный, второй – визуальный либо слуховой и третий – на выбор (всё, что затрагивает наши органы чувств).

Знаки символы встречаются в искусственных и естественных знаковых системах. В коммуникации животных таких знаков нет.

В биокоммуникации человека – мимика, жесты, этикет, культурная конвенция, одежда (свадебное платье) и ритуалы (застолья, поминки). В искусствах подавляющее большинство – знаки ионы, но символика тоже встречается часто. Искусственные знаковые системы: шахматная нотация, музыкальная нотация, знаки физики, химии, математики и пр.

Знаки-индексы: изображение и изображаемый объект совпадают не полностью.

В биокоммуникации: изменение окраса, у муравьев есть запах, хвост дыбом у кошки, собака лае, жесты и мимика человека (указания пальцем).

Три класса движений:

1) движения, которые не являются знаками – психологически не значимые физические движения тела и физиологические процессы,

2) знаки-симптомы – предметы и признаки различных состояний

3) знаки-кинемы – коммуникативно значимые знаки.

В естественном языке к индексам относятся интонация, междометия и шифтеры (переключатели регистра (например, местоимение «я», указательные местоимения (деи ктические)).

Иконические знаки

В биокоммуникации: поза подчинения, в мимике человека: звукоподражание и их дериваты (производные слова от звукоподражательных).

Идеофоны – слов, которые изображают не собственно звук, явление или объекты, а изображение размеров (большой, длинный).

Иконичность в синтаксисе: диаграматичность.

Индивидуальная речь: ходить доооолго, иконичность в графике: абзацы, разбивка на главы, шрифты, любое графическое выделение.

17.03.12

Соссюр

Различие синхронии и диахронии. Синхрония – сосуществование, совпадение во времени элементов какой-либо системы. Диахрония – историческое развитие системы в целом, исторический подход к исследуемым явлениям.

Ввёл различение языка как системы и речевой деятельности. Соссюр говорит о речевой деятельности. Выделяет язык и речь. Язык образует систему, которой «люди пользуются бессознательно. Зык не является функцией говорящего субъекта. Это лишь продукт, пассивно потребляемый индивидом. Он является социальной составляющей речевой деятельности внешней по отношению к индивиду, которую тот не может ни создать, ни изменить, поскольку язык существует только в качестве прошлой договорённости между членами сообщества. С другой стороны, индивид нуждается в обучении языку, чтобы понять правила игры; ребёнок научается языку лишь постепенно».

Язык в отличие от речи представляет собой объект самостоятельного изучения, т.е. каждый учит для того, чтобы говорить.

Речь – это индивидуальный акт разума и воли, в котором следует различать сочетания, посредством которых говорящий субъект использует код языка для выражения своей собственной мысли; психофизический механизм, который позволяет проявлять во вне сочетания, при помощи которых говорящий субъект использует од языка для выражения своей собственной мысли. Таким образом, речь – это система знаков, в которой нет ничего более существенного, чем соединение смысла и акустического образа, в которой обе части знака в равной степени являются психическим.

Уязвимость соссюровского учения:

  1. Соссюр отдавал предпочтение изучению системы языка, а не речи. Для него речь не представляла научного интереса. Лингвистика речи и лингвистика текста.
  2. Язык рассматривается как некая данность, намертво закреплённая за определённым сообществом индивидов.
  3. Соссюровская семиология как общая наука о знаках. Он говорил о том, что лингвистика является частью общей науки о знаках.

Чарльз Уильям Морис. Три измерения семиотики

Был последователем Пирса и он окончательно оформил пирсовскую концепцию. В поздней римской античности сложилась традиция преподавать в высшей школе «семь свободных искусств», которые разделялись на 2 цикла: квадривий (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) и тривий (грамматика, риторика и диалектика). В средние века эти цикли утвердились и в европейской схоластике, а позднее преобразовались: тривий – в блок гуманитарных наук, а квадривий – в реальные науки, естественные.

Морис обратил внимание на части тривия. В каждом знаке присутствует всегда какая-то структура, смысл и всегда есть применение. И каждый знак Морис предлагал рассматривать именно с этих позиций. Таким образом, Морису принадлежит общепринятое в настоящее время разделение измерений семиозиса – знакового процесса – на отношения знаков друг к другу (структурность - синтактика); отношение знаков к их объектам – семантика (поиск смысла); отношение знаков к их пользователям или интерпретаторам – прагматика (применение).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3789 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...