Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методология и гносеология Томаса Гоббса



Увязывал истины математического типа только с опытом. Трактовал в качестве опыта человеческую речь, которая выражается в конкретных словах языка и сводил мышление к языку. Если ощущения составляют непосредственный опыт человека, при этом это же присуще и животным, то речевая деятельность людей формирует более высокий уровень мыслительного опыта, до которого, по мнению Гоббса, животный мир не поднимается.

Гоббс создал и развил знаковую концепцию языка. Он говорил, что именно язык повинен в ошибках и заблуждениях. Имена бывают источниками различных заблуждений, способствуют подмене вещей словами и антропоморфизации внешнего мира пустыми звуками схоластов. Процесс познания начинается с чувственности, поскольку человек от рождения имеет лишь ощущения. Продукты чувственного познания он называет идеям, фантомами, фантасмами. Ощущения у Гоббса к этим идеям всегда положительные. Термин «воображение» - для него это образ памяти, а не иллюзорный плод духовного творчества. Получив некоторое восприятие через фантасм, люди обозначают его знаком. Для Гоббса теоретически познавать – оперировать знаками. Язык определил появление человеческого общества, поскольку только посредством языка может состояться общественный договор, который способствует переходу к социальному состоянию общества.

Гоббс выделил 6 различных типов знаков:

  1. Сигналы – различные звуки, издаваемые животными и призывающие их к тем или иным действиям. В жизни людей Гоббс не выделяет сигналов.
  2. Метки – знаки, придуманные отдельны человеком для обозначения чего-либо для своих собственных целей. Под метками Гоббс понимал указатели (знаки индекса по Пирсу), которые позволяют оживлять в сознании сведения о некоторых прежде встречающихся объектах. Сюда же он относит естественные метки. Позже они будут обозначены как знаки-признаки.
  3. Естественные знаки в собственном смысле слова – метки, но не только для себя.
  4. Произвольные знаки в собственном смысле слова – слова национальных языков.
  5. По мнению Гоббса, слова произошли не по природе, а по произвольному установлению.
  6. Знаки в роли меток – слова служат метками для самого исследователя, а не знаками вещей для других. В силу чего отшельник, не имеющий учителей, может стать философом.
  7. Знаки знаков – универсалии. Выступает как один из самых последовательных номиналистов. Говорит, что универсальны только имена, а реально существует большее или меньшее существует только между единичными предметами. Целые и совокупность его частей – идентичны.

Семиотические идеи Джона Локка (1632 – 1704) – сенсуалист-эмпирик, обосновал теорию политического либерализма в труде «Опыт о человеческом разуме». Ввёл в науку понятие «знак» для обозначения слова как базисной единицы языка. Указал на важность проблемы обозначения простых и сложных идей. Работа состоит из 4-ёх книг.

В первой книге Локк обращается к понятию врождённых идей или принципов. Локк отвергал существование врождённых идей, опыт накапливается в процессе означивания окружающего мира, и в этих процессах он видел одну из важнейших областей умственной работы.

Во второй книге обращается к исследованию самих идей, происхождению и их классификации. Определяет идею как объект мышления, идеи приходят из ощущений или рефлексии. Только из опыта человек черпает запас знаков и идей, при этом он говорил о двух источниках идей: первый – «наши чувства оставляют уму разные, отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разнообразными путями, которыми эти предметы действуют на них. Когда мы говорим, что чувства доставляют их уму, то это означает, что от внешних предметов чувства доставляют уму то, что вызывает в нём эти восприятия. Локк называет это ощущением. Второй источник идей – деятельность нашего ума. Опыт снабжает разум идеями. Есть внутренние восприятия действия нашего ума, когда этот ум занимается приобретёнными им идеями. Это источник идей каждый человек имеет целиком внутри себя и хотя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее, он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством – рефлексия. Для Локка рефлексия – это такое наблюдение, которому сам ум подвергает свою деятельность.

В третьей книге рассматриваются проблемы языка. «Люди способны произносить членораздельные звуки». Люди способны делать из звуков слова, а словами обозначать идеи. Слова – это чувственные знаки, значение каждого слова произвольно и только лишь при длительном использовании это слово входит в привычку, и поэтому люди склонны полагать, что связь идей и слов – естественна. Он говорит о том, что наибольшая часть слов, составляющих языки, - это общие термины, что является результатом здравого смысла и необходимости, поскольку каждая вещь не может иметь своё название. Т.е. выше человеческих сил образовать и удержать в уме отличные друг от друга идеи всех отдельных вещей. Даже если это было бы возможно, то это расходилось бы с главной целью языка – передачей мыслей, и это не принесло бы пользы знанию, поскольку это самое знание хоть и основано на единичных вещах, но расширяется благодаря общим воззрениям, чему содействуют сведения вещей в виды под общим названием.

Четвёртая книга посвящена проблеме абстрагирования, т.е. проблеме образования общих понятий и категорий. По Локку общие идеи образуются путём отвлечения простых идей или признаков предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Общее существует только в разуме, а в объективном мире существуют только единичные.

Выводы по всем книгам: два источника идей – внешний опыт и рефлексия. Слова – это символы идей и эти слова не отражают специфики описываемого предмета. Локк вводит понятие знака и окончательно отвергает идею божественного происхождения языка.

14.03.12

Чарльз Сандерс Пирс (1839 – 1914)

Американский мыслитель, логик, химик, астроном. Родоначальник философии прагматизма, популярного в США. Философия Пирса строится на опровержении основных положениях де Карта. Философия Декарта основывалась на 3 китах: методологическое сомнение, интуиция как основа идей и ясность и отчётливость идей. Все эти возражения Пирс изложил в 2 статьях 1868 году: 1) «Вопросы относительно некоторых способностей, приписываемых человеку» и «Некоторые следствия из четырёх неспособностей».

Положения критики Декарт Пирс
Сомнение Предпосылка адекватному познанию мира, мышление направлено во вне, мышление о мире, мышление имеет объективное содержание и познавательное значение. Если мы всё подвергаем сомнению, то мы находим истину Отрицает возможность универсального сомнения. Человек практически не может сомневаться во всём. Что-то нужно просто принимать на веру
Мышление Я мыслю, следовательно, существую Мышление имеет внутреннее значение. Оно связано с психическими процессами и состояниями. Нет непосредственного знания, оно идёт через внутреннее переосмысление
Идея Идея является носителем знания Связи идей являются содержанием знания. Всё мышление осуществляется при помощи знаков, но сами знаки не несут в себе знания. Отличительной особенностью знака является то, что он требует интерпретации
Знание Интуиция – это источник первых посылок достоверного логически обоснованного знания. Его абсолютная истинных начал, т.е. и для Декарта, и для Спинозы, порядок и связь идей тот же, что порядок и связь вещей   Любое знание может быть определено только другим знанием. Нет первых посылок или начал знания. Всякому знанию предшествует другое знание и этот процесс – бесконечный

Пирс говорил о том, что знак указывает на что-то, что-то обозначает и что-то значит. Знак должен быть истолкован, интерпретирован. Интерпретация – перевод одного знака в другой.

Основой философии Пирса является теория сомнения-веры, которая опирается на концепцию познания и мышления. Суть теории состоит в том, что, во-первых, мышление рассматривается как вид приспособительной деятельности организма и, во-вторых, приспособительная функция мышления противопоставляется познавательной. Мышление рассматривается как деятельность, направленная на регулирование отношений между организмом и средой, которое вырабатывает оптимальные реакции и всё это направлено на удовлетворение потребностей. С

Пирс говорил, что человек, живя в мире и вынужденный в нём действовать, вырабатывает определённые привычки. Эти привычки заменяют человеку животные инстинкты и поскольку эти привычки осознанные, они образуют веру (верование). Вера, для Пирса, это готовность действовать определённым образом в определённой ситуации.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1063 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...