Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ISBN 5-255-01476-1 9 страница




Мода на золочение и серебрение светских предметов домашнего обихода и мебели привилась в Рос­сии намного позднее: она была принесена в нашу культуру евро­пейскими (фламандскими, фран­цузскими, немецкими) мастерами.

С появлением массового произ­водства изделий из дерева и дре­весных материалов золочение и се­ребрение стало отходить в про­шлое.

Однако при проведении рестав­рационных работ без этих видов декорирования невозможно обой­тись и в наше время. Опытные ма­стера используют золочение и се­ребрение при изготовлении ценных сувениров: украшенные старинным способом такие изделия смотрятся особенно эффектно.

Кроме того, не стоит забывать, что с появлением современных ма­териалов - бронзовых и алюминие­вых красок-порошков, стилизован­ных покрытий - появилась возмож­ность выполнять металлизированное декорирование изделий из дерева без больших затрат и по упрощенной технологии.

Для декорирования дерева фоль- гированными материалами требу­ются специальные грунтовки - лев­кас и полиментная паста, а также сама фольга, которая может быть изготовлена из настоящего золота или серебра либо из цветных спла­вов (обычно алюминия, меди и цинка, иногда с добавлением дру­гих металлов), имитирующих дра­гоценные металлы.

Левкас представляет собой грун­товочный состав, приготавливае­мый на основе столярного (мездро­вого) или казеинового клея с добав­лением в него наполнителя - тонко просеянного алебастра или мела. В теплый клей (казеиновый нужно подогреть на водяной бане, а свеже­приготовленный столярный осту­дить до 45-50 °С) следует мелкими порциями и при тщательном пере­мешивании засыпать наполнитель в таком количестве, чтобы получи­лась однородная, без комочков, сме- танообразная масса. Готовый к ра­боте левкас должен легко стекать с беличьей кисти.

Левкашение производится по хо­рошо зачищенной, ошкуренной или циклеванной поверхности. На изде­лия плоской формы грунт удобно наносить с помощью ракеля (широ­кого шпателя из листовой резины со срезанной «на клин» рабочей по­верхностью). Сложные поверхности принято грунтовать мягкой кисточ­кой и более жидким левкасом.

Грунтование ведется в 3-4 слоя с различным направлением движе­ния ракеля или кисти для каждого слоя. Готовый грунт выравнивает­ся и тщательно выглаживается с помощью мягкой тряпочки, слегка смоченной водой. Высохший, пра­вильно нанесенный левкасовый грунт должен представлять собой совершенно ровную поверхность белого или желтовато-белого цвета.

Для золочения и серебрения применяется тончайшая - до не­скольких микрон и даже долей микрона толщиной - фольга (1 микрон = 1/1000 мм). Серебряная фольга толще золотой, поскольку серебро хуже раскатывается.


Самым дорогим материалом яв­ляются листовые золото и серебро: фольга из них может использовать­ся для выполнения ювелирных ра­бот, изготовления золотых и сереб­ряных «красок».

Мебель и архитектурные эле­менты декорируются обычно «средней» и «тяжелой» (толщиной в несколько десятых миллиметра) фольгой. Такой материал, как пра­вило, представляет собой сусаль­ное золото, т. е. золоченую с одной стороны медную фольгу. Фальши­вое золото называется поталью - это цветной сплав меди и цинка, по своим физическим свойствам напо­минающий латунь.

Сусальное и листовое серебро изготавливается так же, как и соот­ветствующий золотой материал. Фальшивое серебро выполняется из особого алюминиевого сплава - так называемой белой бронзы.

Обычно тонкая декоративная фольга выпускается в виде мини­атюрных книжечек, собранных из 50-100 листочков. Такая форма вы­пуска наиболее удобна для работы с материалом.

Золотая или серебряная краска готовится из листовой фольги, ко­торая тщательно растирается (на­пример, в ступке) до получения тонкого порошка и замешивается на яичном белке или масляном лаке. Такая «краска» называется твореным золотом или серебром.

Клеевой состав-грунтовка для золочения или серебрения называ­ется полиментной пастой или по­лиментом. Он представляет собой смесь (приблизительно в равных частях) мыла, глины, свиного сала и пчелиного воска, разведенных на клею. Полимент принято наносить на левкасный грунт с помощью мягкой кисти в несколько (обычно 1-3) тонких слоев, при этом каж­дый предыдущий слой должен под­сушиваться, а самый верхний - тщательно выглаживаться сукон­кой.

Работа с очень тонкой золотой или серебряной фольгой требует особой ювелирной аккуратности. Фольгу нельзя трогать пальцами - от этого листочки загрязняются и к тому же легко рвутся. Поэтому ли­сточки следует отделять от книжеч­ки, отдувая их и приподнимая кон­чиком ножа. По той же причине разрезать листочки фольги реко­мендуется на кусочке кожи или на специально изготовленной кожаной подушечке с помощью острого скальпеля или лезвия безопасной бритвы.

Вырезанные по нужной форме листочки фольги следует аккурат­но наложить на поверхность изде­лия, покрытую полиментом, и пос­ле приклеивания разровнять бели­чьей кисточкой или ватным тампоном. В первую очередь фоль­гу следует наклеивать на выступа­ющие участки рельефной поверх­ности.

Если полимент к моменту накле­ивания фольги успел подсохнуть, его необходимо слегка смочить 25%- ным раствором винного спирта.


Излишки фольгированного мате­риала нужно удалить после высы­хания полиментной пасты с помо­щью лезвия безопасной бритвы и мягкой кисти. Ошибки (плешины) на золоченой или серебреной по­верхности обычно исправляются подкрашиванием соответствующих участков твореным золотом или се­ребром.

Описанный выше способ деко­рирования называется золочением (серебрением) на клею. Он приме­няется для декорирования мебели и более мелких изделий из дерева. Украшение архитектурных элемен­тов или предметов больших разме­ров, размещаемых на открытом воздухе, выполняется обычно на масле.

Первый этап золочения или се­ребрения на масле заключается в оклеивании декорируемых поверх­ностей изделия бумагой или мар­лей с последующим грунтованием их натуральной горячей олифой (в 2-3 слоя). Предварительно сле­дует тщательно зашпаклевать заме­ченные дефекты поверхности.

Когда грунтовка высохнет, изде­лие окрашивается золотистой ох­рой, приготовленной на натураль­ной олифе, а затем - краской из твореного золота (серебра), также разведенной на масляном лаке. Ок­рашивание следует вести в 2-3 слоя. Вместо твореного золота или серебра можно использовать и «тя­желую» фольгу, наклеивая ее на верхний (наполовину высохший) слой масляного лака.

Изделия из дерева, декорирован­ные методом бронзирования, могут выглядеть не так эффектно, как зо­лоченые или серебреные, зато бронзирование менее трудоемко, и к тому же оно не требует дорогих и «капризных» в использовании материалов. По сути, под бронзи­рованием подразумевается техно­логия напыления металлизирован­ного покрытия на прогрунтован- ную поверхность. Поэтому даже если напыляемый металл и не яв­ляется бронзой как таковой (это может быть медь, латунь, алюми­ний и даже серебро или золото), работа по его нанесению все равно будет называться бронзированием.

В последнее время «бронзовые» металлизированные краски для де­корирования изделий из различных материалов (в том числе из дерева) выпускаются в широком ассорти­менте. С сухими красками принято работать, как с акварелью: краска разводится кисточкой, смоченной растворителем (обычно ацетоном).

В качестве грунта для бронзиро­вания изделий из дерева удобно ис­пользовать левкас. Бронзовые по­рошки с помощью марлевого там­пона или кисти напыляются на прогрунтованную и покрытую сло­ем связующего вещества поверх­ность. Окунув кисть в порошок, следует расположить ее над деко­рируемым изделием, а затем дви­жением поперек ворса стряхнуть порошок с кисти так, чтобы он рав­номерно покрыл поверхность. Жидкие металлизированные крас­ки принято наносить с помощью пульверизатора или мягкой беличь­ей кисти.

Многие металлизированные крас­ки обладают способностью со време­нем окисляться и менять в связи с этим цвет и тон. Чтобы этого не про­изошло, декорированные изделия ре­комендуется покрывать одним-двумя слоями бесцветного прозрачного лака.


К «экзотическим» способам де­корирования изделий из дерева от­носится пропитывание их распла­вами некоторых металлических сплавов, имеющих невысокую (до 100 °С) температуру плавления. Однако таким образом можно деко­рировать только изделия, изготов­ленные из достаточно пористого материала (в первую очередь из дуба).

Обрабатываемое изделие нужно на длительное (до нескольких ча­сов) время погрузить в расплавлен­ный металл, пока он не проникнет глубоко в поры древесины. На все время пропитки температуру рас­плава следует поддерживать неиз­менной.

Извлеченное из расплава изде­лие необходимо охладить на возду­хе, обработать шкурками различ­ной зернистости и покрыть 2-3 слоями прозрачного лака. Пропи­тывание дерева жидким металлом позволяет получить весьма инте­ресный эффект - сочетание глянце­вого металлического блеска с при­родной текстурой древесины, со­храняющейся при таком способе декоративной обработки.


Изделия из дерева, отделанные одним из описанных выше спосо­бов декорирования, получают за­конченный и эстетически привле­кательный вид. Однако не стоит увлекаться отделкой - ведь за чрез­мерным декором может исчезнуть природная уникальность дерева, его художественная неповтори­мость.


1. Материалы для резьбы........................ 5

Строение и свойства древесины... 5

Породы дерева........................................ 9

Хранение и подготовка

древесины............................................... 14

Вспомогательные

и отделочные материалы................... 18

2. Рабочее место и инструменты.. 22

3. Уроки техники.................................... 37

Геометрическая резьба....................... 38

Плоскорельефная резьба.................... 48

Рельефная и ажурная резьба............. 51

Резная скульптура................................ 53

Корнепластика....................................... 58

Исправление ошибок и мелкий ремонт

резных изделий....................................... 60

4. Деревянная мозаика...................... 62

Маркетри и плоская интарсия.... 63 Мозаика с инкрустацией

металлическим контуром.................... 74

Мозаика-паркетри................................. 80

5. Уроки творчества............................ 87

Резные изделия из дерева.................... 87

Копирование изделий........................... 95

ОГЛАВЛЕНИЕ

6. Отделка резных изделий.............. 97


7.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...