Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ISBN 5-255-01476-1 1 страница



ББК 37.134 О 74

Осипенко В.

074 Резьба по дереву. - М.: Профиздат, 2006. - 112 е.: ил.

Резьба по дереву требует художественного вкуса, знаний приемов ра­боты, свойств древесины, ее обработки и отделки различными инструмен­тами и материалами.

Обладая большим опытом, Вячеслав Осипенко в доступной и увлека­тельной форме делится секретами этого непростого мастерства.

Книга «Резьба по дереву» поможет не только начинающим резчикам освоить новые технологические приемы, но и расширить свой творческий кругозор опытным мастерам.

ISBN 5-255-01476-1

© Профиздат • 2006 © Осипенко В. • 2006




Материалы для резьбы


 


Резьба по дереву немыслима без элементарных знаний мастером древесины - основного рабочего материала.

Дерево - необычайно чуткий ма­териал, требующий умелого и бе­режного отношения, и потому каж­дое касание его и мыслью, и инстру­ментом должно быть продуманным и ответственным.

Мастерство резчика заключается в нахождении своей изюминки, души в любом подходящем куске дерева и создании из него предме­тов, соответствующих материалу, а не в поиске материала, из которого было бы легче выполнить задуман­ное изделие.

Строение и свойства древесины

Основным материалом резчика является стволовая древесина, или массив. Древесина других частей дерева (сучья, комлевая часть ство­ла, корневище) используется реже, чаще всего для создания так назы­ваемой лесной скульптуры.

Существует три основных среза ствола: торцевой, или поперечный, радиальныи, или продольный, и тангенциальный. Каждый из них отвечает свойствам древесины в за­висимости от направления: попе­рек волокон - торцевой срез, вдоль волокон в наиболее «старой» серд­цевинной части ствола - радиаль­ный и вдоль волокон в «молодой» периферической части - тангенци­альный.

Однако лишь в трех основных срезах невозможно полностью пред-



ставить все разнообразие имеющих­ся рисунков древесины, которые иногда не совсем верно называют текстурой дерева. На самом деле текстура - это не просто любой ри­сунок, образованный древесными волокнами, а только конусообразно сходящиеся годичные кольца, види­мые на тангенциальных и косых (диагональных) срезах.

Мастера чаще всего отдают предпочтение тангенциальным и косым срезам (ими должна быть представлена значительная часть поверхности резных изделий), по­скольку любая древесина в этих срезах имеет наиболее высокие де­коративные качества и лучше отде­лывается. Примечательно, что и ос­новной инструмент резчика - ста­мески и резаки - легче всего режут дерево также под углом к направ­лению волокон и на периферичес­кой части ствола, поэтому резьба в диагональных и тангенциальных срезах получает и чисто практичес­кое преимущество.

У некоторых пород деревьев цен­тральная часть ствола имеет более темную окраску. Она называется яд­ром, а окружающие ее более свет­лые и мягкие слои древесины - за­болонью. Это так называемые ядро­вые породы, к которым относятся дуб, ясень, сосна, лиственница и ряд других - весьма ценное сырье для мастера, занимающегося худо­жественной обработкой дерева.

Безъядровые породы, то есть те, у которых нет явного различия между периферической и централь­ной частями ствола, подразделяют­ся, в свою очередь, на спелодревес- ные и заболонные. У спелодревес- ных деревьев более старые, ближние к сердцевине, слои немно­го отличаются по цвету от моло­дых, но имеют одинаковые с ними свойства и строение. К таким по­родам относятся липа, ель, пихта и некоторые другие. У заболонных пород - березы, осины, ольхи, кле­на - цвет древесины по всей тол­щине ствола одинаков.

Сердцевинные лучи имеются у всех пород деревьев. У одних они почти не заметны, у других, как у бука, могут быть ярко выраженны­ми и иметь отличную от цвета ос­тальной древесины окраску. Лучи хорошо просматриваются на попе­речном срезе в виде светлых блес­тящих радиальных линий, направ­ленных от сердцевины к лубу. Сердцевинные лучи в различных срезах часто образуют причудли­вый, красивый рисунок, что добав­ляет древесине декоративные ка­чества.


Даже имея значительный опыт в работе с деревом, далеко не всегда удается понять, как, в каком имен­но направлении следует резать ту или иную заготовку. Это связано с тем, что каждое дерево имеет соб­ственную индивидуальность, и нужно подчас кропотливо искать тот самый нужный срез, в котором натуральный рисунок дерева будет наиболее выразительным. При вы­полнении резьбы необходимо знать и учитывать пороки материала, уметь грамотно их оценивать, соот­нося с художественным замыслом, поскольку пороки, несмотря на свою эстетическую ценность, все­гда в той или иной мере осложня­ют работу, а иногда делают древе­сину непригодной для обработки.

Обычными пороками формы ствола являются кривизна, закоме- листость, ройки и наросты. К ос­новным порокам древесины отно­сятся косослой, свилеватость, крень, сучки, трещины, смоляные кармаш­ки, гнили, червоточины и т.д.

Кривизна относится к характер­ным и весьма распространенным по­рокам формы ствола. Она может быть простой (ствол имеет один из­гиб) и сложной (существует несколь­ко изгибов S-образной формы). Для выполнения резьбы (кроме, пожа­луй, домовой, архитектурной) кри­визна ствола несущественна, по­скольку большинство резных изде­лий имеет размеры, меньшие протяженности ствола.

У стволов с кривизной часто на­блюдается также крень - смещение сердцевины и ядра (у ядровых по­род) относительно оси ствола. Та­кой порок иногда дает весьма ин­тересные рисунки на различных срезах материала.

Двойная сердцевина ярко выраже­на при поперечном распиле в месте раздвоения ствола; распил в этом случае обычно имеет овальную фор­му. Необычные форма и рисунок среза с двойной сердцевиной могут дать интересный декоративный эф­фект, при этом на технику резьбы та­кой порок почти не влияет.

Закомелистость характеризуется сильным утолщением или увеличе­нием диаметра комля по отноше­нию к стволу дерева. Древесина комля имеет обычно большую твер­дость, чем древесина остальной ча­сти ствола, и более насыщенный и ярко выраженный рисунок.

Однако, работая с комлем, сле­дует очень внимательно резать по­перек волокон, поскольку этот ма­териал состоит из крупных волокон и имеет обыкновение расслаивать­ся в торцевом срезе.

К порокам комлевой части ство­ла относятся также ройки (углубле­ния в стволе), придающие комлю в сечении звездообразную форму. Поперечный распил ствола с рой­ками интересен красивым волнис­тым расположением годичных ко­лец; разрезы различной формы и толщины можно с успехом приме­нить в оформлении интерьера жи­лища.

Наросты - это значительное местное утолщение ствола различ­ной формы и размеров. В большин­стве случаев они встречаются на лиственных породах (береза, клен, ольха, дуб), реже - на хвойных. На­росты бывают двух видов: наплы­вы и капы.


Наплывы - это внутреннее забо­левание дерева, сопровождающееся увеличением древесной массы, чаще на комлевой части ствола. Капы выражены более рельефной поверхностью: при очистке от коры они напоминают форму капель.

Древесина наростов очень твер­дая и хрупкая, плохо поддается об­работке, но зато отличается краси­вой свилеватой текстурой. Наросты широко используются при изготов­лении деревянной скульптуры. Капы некоторых пород деревьев (березы и карельской березы, ореха) весьма ценный и редкий материал.

Сучки - наиболее распростра­ненный порок древесины. Они представляют собой основания вет­вей, выделяются более темным цветом и повышенной твердостью. Этот порок заметно ухудшает фи­зические качества и пригодность дерева к обработке и отделке, но часто придает изящность рисунку древесины, особенно у хвойных пород.

Древесина с сучками малопри­годна для резьбы, в особенности тонкой. Сучковатые заготовки обыч­но используют для изготовления до­щечек - фонов для резьбы или мо­заики и декоративного шпона.

Косослой представляет собой ярко выраженное винтообразное расположение волокон в древесине относительно продольной оси ство­ла. Косослой вызывает коробление, растрескивание заготовок, снижает механические качества древесины, затрудняет ее обработку. Резать из­делия из косослойной древесины трудно, требуется определенный навык, но часто в руках мастера косослои становится отличным ма­териалом для различных изделий. При расколе ствола на части хоро­шо видна эффектная волнистая фактура косослоя.

Свилеватость в древесине вы­ражена волнистым и перепутанным расположением волокон. Чаще все­го этот порок встречается у ли­ственных пород в комлевой части ствола. Свилеватость повышает прочность древесины, красоту ее рисунка, но добавляет трудностей при обработке. Волнистая свилева­тость часто бывает у березы, кле­на, ореха, на наростах, наплывах и капах. Большой свилеватостью от­личается карельская береза; рису­нок ее, представленный неповтори­мым сочетанием золотистых пятен, штрихов и разводов, носит назва­ние «птичий глаз».

Внутренней заболонью называ­ется группа годичных колец, распо­ложенная в ядровой древесине и имеющая окраску, свойства и стро­ение заболони. На торце ствола она ярко выражена в виде одного или нескольких колец разной ширины, более светлых, чем ядро древеси­ны. Такой порок наблюдается в стволах лиственных пород, чаще всего у дуба и ясеня, и дает краси­вый декоративный эффект.

Ложное ядро представляет со­бой темную, с разными оттенками, окраску внутренней части ствола, встречающуюся у березы, ольхи, клена и некоторых других безъяд­ровых пород. Ложное ядро бывает круглой, эксцентричной или звезд­чатой формы. От остальной древе­сины оно отличается более темной окраской. Ложное ядро может статьвится отличным мазличных изделий, вола на части хоро- ►ектная волнистая №.

%ь в древесине вы­ше и перепутанным волокон. Чаще все- встречается у ли- I в комлевой части мггость повышает есины, красоту ее 5авдяет трудностей Волнистая свилева- Мет у березы, кле- ростах. наплывах и свилеватостью от- ■сжая береза; рису- аенный неповтори- I золотистых пятен, вдов, носит назва- 3».

вбоаонью называ- яных колец, распо- ювой древесине и свойства и стро- Ia торце ствола она щ виде одного или D разной ширины, чем ядро древеси- № наблюдается в кных пород, чаще рея*, и дает краси- rii эффект, представляет со­рными оттенками, (ней части ствола, у березы, ольхи, № других безъяд- вкное ядро бывает ричной или звезд- Гостальной древе- ется более темной с ядро может стать

Рис. 3. Рисунки древесины при различных пороках: а — нормальный рисунок (тек­стура) древесины; б — двойная сердцеви­на; в — рисунок капа; г — сучковатая дре­весина; д — косослой; е — свилеватость; ж — внутренняя заболонь (1)

хорошим декоративным элементом, украшающим общий рисунок дре­весины.

Наличие отдельных пороков древесины делает порой материал непригодным для резьбы. К основ­ным порокам такого рода можно отнести трещины и прорость.

Трещины являются следствием как природных деформаций древе­сины, так и полученных в ходе экс­плуатации материала - не только от всякого рода механических воздей­ствий, но и в результате неправиль­ной сушки или хранения древеси­ны. Трещины вызывают резкие ло­кальные изменения свойств дерева; как правило, если появляется одна- единственная трещина, то в скором времени можно ожидать дальней­шее растрескивание и разрушение материала.

Для резьбы древесину с трещи­нами использовать не рекомендует­ся; при желании материал с мелки­ми трещинами можно перед нача­лом работы заделать вставками из однородной сухой древесины и зашпаклевать, однако прочность дерева все равно будет снижена, а места заделки трещин - заметны.

Проростью называют полностью или частично заросшую в стволе сухую древесину или кору. Про­рость возникает в результате на­ружных повреждений дерева и, как и трещины, значительно снижает прочность древесины и ее декора­тивные качества, чаще всего делая материал вообще непригодным для резьбы.

Породы дерева

Итак, для резьбы, по большому счету, нет ограничений на исполь­зуемый в работе материал. Однако изготовление резных изделий, не­сомненно, требует определенных знаний о дереве: его свойствах, ка­честве, применении и обработке. Общепринятым и универсальным разделением различных пород дре­весины по степени пригодности для обработки режущим инстру­ментом и характерным физическим качествам является деление по твердости.

Мягкие лиственные породы од­нородного строения подходят для выполнения всех видов резных из­делий: их древесина, не оказывая сильного сопротивления резцу, по­зволяет руке делать свободные дви­жения без опасения скалывания материала. Древесина со слоистой или свилеватой структурой в раз­личных направлениях режется по- разному, что необходимо обязатель­но учитывать в работе.

Древесина пород средней твердо­сти более других может оказывать­ся неоднородной - в зависимости от условий произрастания (суровый климат), строения древесины (мно­го сучков, косослой). Твердые поро­ды дерева сдерживают движения резца, требуют применения силы, отлично подготовленного инстру­мента, большого терпения и опыта резчика.

Сосна, ель и другие хвойные по­роды из-за весьма характерной для них неоднородности, ярко выражен­ной слоистости мало подходят для выполнения тонких резных работ. С другой стороны, большое содер­жание в хвойных породах смолы, придающее им высокую стойкость против гниения и инфекций, позво­ляет использовать их в качестве от­личного материала для архитектур­ной (или домовой) резьбы, деревян­ной скульптуры крупной формы, размещаемой на открытом воздухе.

Сучки, кряжи, корневища, наро­сты и капы - все эти ценные для резчика пороки древесины обычно придают материалу большую твер­дость и, к сожалению, делают его более непредсказуемым при обра­ботке, хрупким.

При продумывании будущих резных изделий существует общее правило: чем материал более твер­дый и однородный по структуре, тем меньшими могут быть разме­ры изделия и сложнее, тоньше резьба.

Лучшим материалом для выпол­нения архитектурной (домовой) резьбы являются породы, хорошо противостоящие гниению и капри­зам природы: хвойные, мелкослой- ные лиственные или богатые ду­бильными веществами, с повышен­ной смолистостью.

К мягким лиственным породам для резьбы относятся: липа, дере­вья семейства ивовых (ива, осина, тополь), каштан, ольха.

Липа, без преувеличения, явля­ется самой любимой породой у рез­чиков. Она славится мягкой, по­слушной под резцом древесиной, мало подверженной растрескива­нию и скалыванию. Липа отлично режется в любых направлениях и с минимальными усилиями, хорошо поддается токарной обработке. Правильно высушенная липа в дальнейшем практически не усыха­ет и не коробится.

К ее основным порокам следует отнести недостаточную твердость и (без специальной обработки) низ­кую устойчивость к сырости. По этой причине липа не часто ис­пользуется в столярном деле, зато в изготовлении сувениров, игру­шек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посу­ды она незаменима.

После распаривания липа приоб­ретает мягкость, упругость, стано­вится податливой, а высыхая, приоб­ретает высокую прочность. Это дает возможность гнуть из липы самые разнообразные предметы, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными по­верхностями. Очень ценным свой­ством липы является ее вязкость.


В художественной резьбе по де­реву широко используется древеси­на ивовых пород. Собственно ива (плакучая, белая, чернотал, красно­тал, верба, ветла) по своим каче­ствам мало уступает липе: древеси­на ее легкая, мягкая, вязкая, элас­тичная. Ивовый прут (не только ветви, но и ствол) - лучший мате­риал для гнутых изделий. Из ивы делают также резные детали мебе­ли, посуду.

К семейству ивовых относится осина - еще один излюбленный ма­териал резчиков. Осина обладает целым рядом замечательных ка­честв: морозо-, влаго- и кислото- стойкостью, менее других пород подвержена червоточине. Одно из важных ее свойств - светоустойчи- вость. Осина долгое время не жел­теет, если находится в помещении. Еще одним хорошим качеством этой породы является способность очень долго не гнить в воде. Кроме того, мелкослойная структура оси­ны под воздействием воды стано­вится очень плотной и слабо про­пускает воду. Однородная древеси­на позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывает­ся и не сминается под резцом.

Тополь также принадлежит к се­мейству ивовых; имеет много разно­видностей. Древесина тополя мяг­кая, легкая, однородного строения, почти не растрескивается при суш­ке, поддается обработке резанием и отделке. Годичные слои видны во всех срезах, но рисунок текстуры у тополя выражен не ярко.

Древесина каштана отличается сероватым оттенком и характерным рисунком текстуры. Как материал для художественной резьбы она легкая, мягкая, хорошо поддается обработке и отделке.

Ольха произрастает на большей части европейской территории Рос­сии и в Западной Сибири. Суще­ствуют три разновидности ольхи: черная, белая и сибирская.

Древесина ольхи мягкая, легкая, свободно режется, мало коробится, хорошо протравливается и полиру­ется, весьма стойкая к воде.

Береза сравнительно легко под­дается обработке резанием, точени­ем, хорошо полируется. Она идет на изготовление шпона, фанеры, дере­вянных изделий, подвергающихся постоянным и периодическим на­грузкам, изгибу и кручению. Резные изделия из березы отличаются боль­шой декоративностью, красивым натуральным рисунком дерева. Бе­реза отлично поддается имитации под ценные породы деревьев.

К семейству ильмовых относят­ся вяз, ильм и карагач, или берест. Все три породы ядровые, с плотной и прочной древесиной средней твердости. Различаются они только по цвету на срезе и расположению мелких сосудов в поздней части го­довых слоев.

Древесина вяза светло-бурого цвета, обладает большой вязкостью и прочностью, хорошо гнется.

Древесина ильма темно-бурого цвета, в радиальном срезе отличает­ся красивым рисунком. Широко ис­пользуется в мебельном производ­стве, идет на изготовление шпона.

Древесина карагача красновато- бурого цвета, темнее других ильмо­вых пород, с выразительной тек­стурой.

К твердым лиственным породам относятся бук, дуб, клен, ясень, а также многие фруктовые и плодо­вые деревья: яблоня, груша, череш­ня, вишня, рябина, орех, фисташка, хурма.

Дуб имеет несколько разновид­ностей, но наиболее распространен дуб черешчатый. Древесина дуба твердая, тяжелая, очень прочная и стойкая против гниения, отличает­ся благородной текстурой и краси­вым цветом: буро-коричневая, с мощным, несколько грубым рисун­ком волокон и лучистой сердцеви­ной. Светлые участки древесины обладают особой крепостью и ма- тово-костяным блеском.

Дуб легко поддается механичес­кой обработке, хорошо отделывает­ся и гнется, используется для резь­бы и в оформлении интерьера.

Особенно ценится мореный дуб, отличающийся повышенной проч­ностью и имеющий темно-серый цвет. Дуб естественного морения получается из дубовых стволов, долго (сотни лет) находившихся в речной воде.

Древесина бука имеет красивую текстуру в радиальном разрезе, очень прочная, хорошо гнется, но подвержена загниванию. Бук - ма­териал плотный и твердый, легко поддается обработке, резке и об­точке, пластичен, хорошо красится и отделывается. Из бука удобно из­готавливать гнутые изделия, футля­ры и шкатулки, детали различных инструментов, в том числе и музы­кальных.

Клен представлен несколькими разновидностями: остролистный, полевой и белый мелколистный, или явор. Древесина клена плот­ная, твердая, прочная и тяжелая, хорошо поддается обработке реза­нием и отделывается. Клен, в осо­бенности явор, относится к «музы­кальным» - резонансным породам деревьев. Он идет на изготовление корпусов и дек многих музыкаль­ных инструментов, но является и хорошим материалом для декора­тивных работ.

Высокой прочностью и вязкос­тью, красивой текстурой отличается ясень. По цвету и строению он напо­минает древесину дуба: сероватую, с яркими и четкими грубыми волокна­ми; однако светлее дуба, и зона круп­ных сосудов в годичных слоях у него шире. Используется для тех же це­лей, что и древесина дуба. Особенно ценится ясень в мебельном произ­водстве: он легко обрабатывается, при сушке почти не растрескивает­ся, хорошо отделывается.

Древесина яблони прочная, твер­дая, плотная, вязкая. Хорошо ре­жется, поддается любым видам об­работки, в том числе и токарной.

Груша, как и яблоня, использу­ется и дикой, и культурной разно­видностей, относится к спелодре- весным породам. Древесина отли­чается прочностью и твердостью, обрабатывается и режется во всех направлениях, легко отделывается, хорошо имитируется, в особеннос­ти под черное дерево. Груша мало коробится, из нее получаются от­личного качества дощечки для рез­ных панно и шпон для выполнения мозаичных работ. Используют так­же для производства высококаче­ственной мебели, музыкальных ин­струментов.


Материал черешни и вишни прочный, твердый, хорошо обраба­тывается, режется и отделывается. Идет на изготовление небольших сувениров и всевозможных поде­лок.

Древесина рябины плотная, твердая, тяжелая, прочная, отлича­ется хорошей сопротивляемостью ударам.

Орех представлен двумя вида­ми: грецкий и маньчжурский. По­рода ядровая, древесина неодно­родная по окраске, чаще всего ко­ричневого и серого цветов самых разнообразных оттенков, с мато­вым блеском. Орех отличается красивой текстурой, рисунок дре­весных волокон очень богатый, волнистый, с широкими мощными разводами. Древесина умеренно тяжелая и твердая, но хорошо под­дается механической обработке, легко режется, при резьбе мелких элементов не крошится; хорошо гнется, точится и отделывается. При отделке приобретает густо­коричневый оттенок с приятным благородным рисунком.

К твердым лиственным породам деревьев относится также платан, или чинара, произрастающий на Кавказе. Древесина плотная, твер­дая, с хорошими механическими свойствами, неплохо обрабатывает­ся, режется и отделывается.

К очень твердым лиственным породам относятся ценные и ред­кие деревья - самшит и карельская береза. Порода самшита заболон- ная, древесина однородного строе­ния, желтого цвета. Отличается прочностью, очень высокой твер­достью и плотностью - даже сухой самшит тонет в воде, а для его об­работки обычные столярные инст­рументы не подходят, и обрабаты­вать самшит часто приходится ин­струментами для резьбы по кости или на различных станках.

Карельская береза славится не только своей изумительной по кра­соте древесиной, но и капами - сырьем более ценным, чем само де­рево. Для карельской березы свой­ственна натуральная свилеватость древесины, благодаря чему она приобретает неповторимый рису­нок, представленный разводами, глазками и пятнами золотисто-ох- ряного и светло-золотистого цве­тов, становится необыкновенно твердой и плотной. Древесина капа темнее древесины ствола и более свилеватая, с характерным насы­щенным блеском.

Древесина большинства хвойных пород относится к дешевому и дос­тупному сырью. Ель - наиболее рас­пространенная хвойная порода. Имеются два вида ели: европейская (обыкновенная) и сибирская. Ель, произрастающая в северных райо­нах страны, дает лучшую древеси­ну. Основная особенность ели - му­товчатое (перпендикулярное к ство­лу, группами по три и более по окружности ствола на одной высо­те) расположение сучьев. Порода безъядровая, спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста.

Ель отличается наличием сучков повышенной твердости; часто резчи­ки проверяют качество заточки инст­рументов именно на еловых сучках. По этой причине ель не очень хоро­шо поддается обработке, однако ма­лая смолистость делает ее более при­годным материалом для резьбы, чем сосна. Еще одним хорошим свой­ством ели является однородность ее строения, благодаря чему некоторые сорта (так называемая резонансная ель) идут в качестве основного мате­риала для изготовления музыкаль­ных инструментов.

Кедр как материал легок, мягок, красив по цвету и текстуре, хоро­шо режется, легко обрабатывается точением. Кедр буквально пропи­тан смолой, благодаря чему облада­ет феноменальной стойкостью про­тив гниения. Поэтому он широко используется для изготовления рез­ных изделий, размещаемых на от­крытом воздухе.

Сосна - самая распространенная хвойная порода. Ее древесина мяг­кая, умеренно легкая, механически прочная, но не пластичная и не од­нородная по строению, хорошо об­рабатывается и отделывается толь­ко после обессмоливания.

Часто применяется в деревянном зодчестве и архитектурной резьбе.

Пихта - самая легкая и мягкая среди всех хвойных пород. Древе­сина без смоляных ходов, что при­дает ей большую однородность, от­личается красивой декоративной текстурой. Нередко служит сырьем для изготовления декоративного шпона.

Лиственница относится к твер­дым хвойным породам. Древесина ее наиболее крепкая и упругая по сравнению с другими хвойными породами, хорошо противостоит гниению.

Можжевельник принадлежит к семейству кипарисовых, встречает­ся в основном как крупный кустар­ник или небольшое дерево. Его древесина вполне пригодна для из­готовления мелких токарных и рез­ных изделий, игрушек.

Тис - единственное хвойное де­рево, не содержащее в стволе смо­листых веществ. Текстура весьма выразительная, особенно на срезах наплывов. Древесина плотная, очень твердая, но хрупкая. Облада­ет слабым блеском, отличается ис­ключительной долговечностью и стойкостью к гниению. Хорошо об­рабатывается, режется, точится и отделывается.

Хранение и подготовка древесины

Пополнять запасы материалов для работы желательно регулярно, все время подыскивая подходящую древесину. Это не обязательно дол­жны быть свежие лесо-, пиломате­риалы: замечательным материалом для мастера-резчика являются де­тали старой мебели из древесного массива. Еще один источник мате­риала - поваленные деревья, отхо­ды лесозаготовки (самостоятель­ная порубка деревьев запрещена) - кряжи, пни, корневища, мелочь, лесные дары в виде сучьев, сухих корней и т. д. Заготовки лучше все­го делать поздней осенью или зи­мой. В это время в дереве содер­жится меньше влаги.

Одно из основных требований к материалу: идущая в дело древеси­на должна быть правильно и хоро­шо высушена.

Сухое (но не пересушенное!) де­рево обладает высокой прочнос­тью, почти не коробится, менее подвержено загниванию, лучше склеивается и поддается любым видам отделки. Изделия, изготов­ленные из надлежащим образом высушенного материала, прочные и долговечные.

Материалы, предназначенные для резьбы, следует высушивать до той предполагаемой степени влаж­ности, при которой изготовленные изделия будут использоваться и храниться. Для изделий, хранящих­ся в помещениях, оптимальная влажность древесины после сушки составляет порядка 10, а для изде­лий, хранящихся под открытым не­бом, - до 18%.

Особенно подвержены коробле­нию и растрескиванию при плохой сушке так называемые сильно усы­хающие породы: липа, каштан, гру­ша, яблоня, береза, ольха, орех. Клен, тополь, дуб, осина, сосна де­формируются при сушке меньше. Хвойные и ценные породы деревь­ев: лиственница, пихта, ель, крас­ное и черное дерево - усыхают ме­нее других.

Существует много способов сушки древесины. Самой простой и доступной является естественная сушка на открытом воздухе. Су­шить следует в тени под навесом и на умеренном сквозняке.

Местом для сушки предпочти­тельнее выбрать специально устро­енный навес-склад либо сарай или чердак дома. При этом не следует забывать о мерах пожарной безо­пасности. Заготовки небольших размеров можно высушивать в лет­нее время и в квартире, разместив их на балконе или лоджии.

Доски, брус и другие заготовки выкладывают в штабеля на металли­ческих или деревянных подставках высотой от земли не менее 0,5 м. Пи­леные материалы рекомендуется перекладывать (по высоте) сухими рейками или брусками так, чтобы между рядами оставались воздуш­ные просветы.

Доски следует размещать внут­ренними (ближними к сердцевине) пластями вверх. Так они меньше коробятся. Доски, поставленные на кромки, сушить быстрее, но в та­ком положении они часто коробят­ся. Штабели пиломатериалов, заго­товленных из свежесрубленных де­ревьев, рекомендуется уплотнять с помощью тяжелого груза, положен­ного сверху. Это уменьшает короб­ление.

При сушке на воздухе на торцах древесины всегда образуются тре­щины, поэтому заготовки должны быть несколько большей длины, чем предполагаемое изделие, так как после сушки приходится спили­вать треснувшие торцы. Для пре­дупреждения растрескивания торцы пиленых заготовок желательно хо­рошо пропитать горячей олифой или закрасить масляной краской. Обрабатывать торцы следует сразу после распиловки заготовок в раз­мер. Если дерево повышенной влажности, то торец сперва нужно аккуратно просушить паяльной лам­пой, а потом пропитывать олифой.

Кряжи, бревна, корневища и другие заготовки сушатся так же, как и пиломатериалы.

Бревна и кряжи нужно обяза­тельно очищать от коры, оставляя у торцов пояски шириной 20-25 см для предупреждения растрескива­ния. Ствол, оставленный в коре, быстро загнивает, поражается гриб­ковыми заболеваниями и жуками- древоедами.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 842 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...