Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Констркутивизм



Конструктивисты поставили перед собой задачи: уничтожить абстрактные формы и старые виды искусства и рационализировать художественный труд. И все же в целом лидеры конструктивизма во второй половине 20-х годов в своих теоретических декларациях старались отмежеваться от тех, кто создание художественного образа считал важной самостоятельной задачей архитектора, а не сводил художественные проблемы к эстетическому осмыслению композиции, получившейся в результате решения функционально-конструктивных задач. Не поступали так и сами конструктивисты; разрабатывая конкретные проекты, они, конечно же, сразу, а не потом думали об архитектурно-художественном образе (иначе мыслить архитектор просто не может, если он архитектор), но в текстах они были непреклонны и отвергали все "попытки". Значит, архитекторы-конструктивисты сознательно отказывались от формально-стилистического наследия раннего конструктивизма художников, раннего рационализма и супрематизма. Принципиальный отказ от стилевых художественных поисков, третирование "конструктивного стиля" и противопоставление стиля методу практически блокировали во второй половине 20-х годов художественно-образные поиски в конструктивизме. А между тем стилеобразующие потенции раннего веснинского конструктивизма, олицетворявшегося для многих "Аркосом", быстро исчерпывались. в конструктивизм, лидеры которого оберегали своих сторонников от художественно-образных поисков, стилеобразующие влияния хлынули со стороны. Влияние это, начиная с середины 20-х годов, с каждым годом нарастало и стало явно сказываться на общей стилистике конструктивизма, не встречая активного противодействия и стилистической конкуренции со стороны стилеобразующих импульсов внутри самого конструктивизма. Таким образом, между стилеобразующим влиянием веснинских проектов 1923-1925 гг. и леонидовских конца 20-х годов было 3-4 года, когда стилистику конструктивизма определяли не только процессы формирования "конструктивного стиля", но и внешнее влияние. Прежде всего это было влияние зарубежной архитектуры. Кризис в области стилеобразующих процессов в конструктивизме второй половины 20-х годов безусловно был. Но дело не только, а может и не столько в ослаблении в эти годы внутреннего импульса стилеобразования в самом конструктивизме, но прежде всего в том, что начиная с середины 20-х годов лидеры конструктивизма сознательно переориентировали интересы членов ОСА в области формообразования с художественно-стилистических на социально-типологические проблемы.

Рационализм (от лат. rationalis - разумный), совокупность архитектурных направлений первой половины XX в.. программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием "современная архитектура". Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX в. Становлению рационализма в начале 20-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала "Эспри нуво" во главе с Ле Корбюзье во Франции, и руководимой В. Гропиусом архитектурной школой "Баухауз" в Германии (функционализм). Сторонники рационализма организовали объединение СИАМ (Международный конгресс современной архитектуры, 1928-59); его градостроительные идеи были зафиксированы в так называемой Афинской хартии (1933), а его общие архитектурные концепции в 50-х гг. привели к созданию так называемого международного (интернационального) стиля (творчество Л. Миса ван дер Роэ и многих других архитекторов). Глубокий кризис рационализма в конце 50-х гг. был связан как с разочарованием в его социально-реформистском утопизме, не выдержавшем столкновения с капиталистической действительностью Запада, так и с настойчивыми попытками преодолеть присущий ему известный догматизм архитектурного мышления, приверженцев брутализма, возродившегося неоклассицизма, постмодернизма и других архитектурных течений. В СССР рационалистами называли себя архитекторы выдвигавшие на первый план психофизиоло- гические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры.




Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 170 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...