Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционная культура индейцев Америки



Земледельцы востока и юго-востока Северной Америки. В языковом плане делятся на: алгонкинские племена (дельвары, могикане), 5 ирокезских племен (сенека, кайюга, онондага, онейда, могауки) др.

Хоз-во ирокезов было прочно связано с земледелием, хотя роль охоты, рыб-ва и собир-ва значительна.

Поселки не были постоянными.

Охота была мужским делом. Дичь берегли, соблюдай запреты по сезонам, не били самок и т. д. Рыболовством занимались круглый год.

Орудия охоты и лова зверей и способы и. добычи почти не отличались от тех, которьи применяли соседние охотничьи племена. Преобладали методы пассивной охоты—ловушки, силки, западни, которые периодически осматривали, извлекая добычу.

В основе социальной организации ирокезов лежала материнская родовая община, известная в литературе под названием овачиры. Овачира объединяла всех женщин данного рода и их потомство как по женской, так и по мужской линиям.

В жизни ирокезских племен XVIII—XIX вв. все большую роль стала играть община-поселение. Общие заботы всего поселка — разработка полей, возведение оборонительных частоколов и т. п. Но никаких органов общинного, поселкового управления у ирокезов не было.

В ведении ирокезского материнского рода оставались многие важнейшие сферы жизни. В роде наследовалось имущество, род заботился о гарантии жизни своих членов, их прав, где бы они не находились. Род имел и избирал родовых старейшин, которые' представляли интересы рода на племенном совете, решались вопросы землепользования в пределах своего племени, распределяли участки для отдельных поселений.

Племенная структура базировалась на родовых делениях. Племя распадалось на экзогамные фратрии.

Племенной совет играл у ирокезов более действенную роль.

Собрания племенного совета были открыты для всех. Любой мужчина (но только полноправный охотник) мог там выступить.

Религиозные представления ирокезов и других земледельческих племен сочетают в себе разные уровни. Еще очень прочные позиции занимают родовые культы. Кроме родовых тотемов у каждого человека были и его личные тотемы-покровители.

Земледельцы юго-запада. На юго-западе США и в северных районах Мексики. Жили племена дну» языковых семей. Наиболее древними были юто-ацтекские народы. Позже сюда пришли воинственные паски.

Племена юто-ацтекской группы часто называют племенами пуэбло. В засушливых районах этого региона племена и, эбло создали земледелие, на основе орошения. Разводили маис, бобовые, тыквенные, перец и другие растения. Орудиями труда служили пдпки с заостренным концом и мотыги.

У пуэбло еще сохранилась родо-племенная организация. Члены одной рядовой общины селились в соседних помещениях. Каждая семейная пара имела свою комнату. В работе и общественных делах родовая община выступала как подразделение племени. Сохраняла она свое господство в наследовании, культах, семейных отношениях, но производственная жизнь уже перешла в ведение общины.

Искусство народов пуэбло сохранилось до наших дней. Прекрасные гончарные изделия, расписанные минеральными красками, тканые изделия из шерсти и хлопка с четким геометрическим орнаментом, тонкое и изящное плетение корзин.

Государственные образования в Центральной и Южной Америке. Испанские конкистадоры, попав на земли Центральной Африки, столкнулись с народами, не только различными по языку, но и стоявшими на разных уровнях соц. развития.

Одним из наиболее крупных гос-в, разгромленных конкистадорами в 16 в., было гос-во ацтеков (группа племен юго-ацтекской языковой семьи, которые до 13 в. жили на Севере).

Главной продовольств. культурой был маис. Были известны металлы. Выращивали кукурузу, какао, бататы, табак, хлопок. Существовала торговля.

У ацтеков было классовое общество. Главной ячейкой было племя.

К югу от государства ацтеков были города-государства майя. Это были сравнительно небольшие по территории объединения вокруг центрального поселка, игравшего роль административного и культурного центра.

Хозяйство базировалось на подсеке участков тропического леса, его выжигании и посеве кукурузы и др. растений в земли, удобренные золой.

В центре небольшой сельскохозяйственной округи возникало городское поселение, где жили правители, воины, жречество. Жречество вело астрономические вычисления. Календарь майя и их поражает точностью. Вершиной развития культуры майя считается их письменность.

Жрецы разработали также очень сложную систему религиозных представлений и культов. Пантеон божеств включал в себя наряду с духами стихий и переработанные мифологические предания родословных правителей.

Высокого развития у майя достигли ремесла. Обработка золота и резьба по камню выделились в специальные профессии. Оживленно шла и торговля.

Столь высокое развитие культуры, знаний, искусства покоилось на широком применении рабского труда, на эксплуатации полузависимых общинников, на постоянном ведении войн с соседями ради захвата рабов, ради установления гегемонии.

Южную часть перешейка между Американскими материками и значительную часть современной Колумбии населяли народы, говорившие на языках чибча. Одни из них — чйбча-муйски — создали здесь, вокруг города Боготы, высокую цивилизацию. Система хозяйства: выжигание участков тропического леса, разведение кукурузы и других растений, среди которых значительное место занимали маниока и бататы. Все это сочеталось с охотой, служившей источником добывания мясной пищи. Орудия труда крайне просты — палка с сучком использовалась как мотыга; топоры, наконечники копий, дротиков, стрел сделаны из камня. Большую роль играл обмен.

В области расселения муисков существовало несколько небольших государств. Во главе каждого из них стоял верховный правитель-«полубог». Правителя окружала знать. Общинники обязаны были платить подати. Социальная дифференциация отразилась и в религии — в ряде областей у простых общинников и у знати были разные пантеоны божеств.

По предгорьям Андской горной цепи на основе террасной оросительной системы формируются центры высокой культуры. К XIII в. н. э. возник в племенной союз инков.

Главный город инков - Куско. Все инки были формально равноправны между собой.

Основой хозяйства у инков было земледелие.

Инкское государство располагало медными и оловянными рудниками, из бронзы делали не только оружие, но и орудия груда

Большую роль в жизни всего государства играли жрецы. Верховный инка считался сыном солнца.

Государство инков было разгромлено конкистадором Писарро в 1531—1533 гг.

Другие земледельческие народы Южной Америки. К югу от инков обитали племена арауканов. Основа хоз-ва - земледелие. Разводили они картофель, маис, бобы. Разводили лам. Занимались охотой, рыболовством, собирательством. Поселения были оседлыми. Знакомы им были и некоторые ремесла: гончарство, ткачество.

В лесах Амазонки у различных групп наряду с земледелием очень большую роль играет рыболовство, собирательство, меньшую — охота.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1080 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...