Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народы Центральной и Восточной Африки



Значительная часть африканского континента населена многочисленными народами языковой подгруппы бенуэ-конго, часть из которых объединяют общим названием банту.

В восточной части Тропической Африки на первом месте стоят просо, сорго, бобовые, важны кукуруза, ячмень, корнеплоды, пшеницы производится немного.

С появлением европейцев распространились плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак и др.

Для всей Африки типична подсечно-огневая система земледелия с мотыжной обработкой почвы.

В восточных районах существует хорошо организованная общественная система ирригации, проведено множество оросительных каналов, местами вода подается на поля по деревянным желобам. На склонах холмов применяется террасное земледелие.

В бассейне Конго. Население Заира разводит только коз, овец, кое-где свиней, домашнюю птицу. Недостаток в мясной пище отчасти покрывается продуктами охоты и рыболовства.

В степных районах Восточной Тропической Африки скотоводство развито в большей степени. Главное транспортное животное — осел, лошади малочисленны.

Народы банту еще задолго до появления европейцев были знакомы с металлургией железа и меди. Вышедшее из рук заирских мастеров холодное оружие — топоры, мечи, металлические метательные ножи с несколькими лезвиями — отличались не только своим качеством, но и великолепной отделкой — медной и бронзовой 1НкРУстацией, ажурными рукоятками.

Поселения банту представляют собой большие и малые деревни вытянутой, кучевой или круглой формы, обнесенные высокой изгородью. Жилище имеет в основе плетеный каркас, с боков и сверху покрытый тростником, пальмовыми листьями, соломой, грубыми циновками. В Центральной Тропической Африке преобладают хижины прямоугольной формы с двускатной крышей. В Восточной Африке распространены круглые хижины с конической соломенной крышей.

В каждой деревне имеется специальный дом или навес для общественных собраний мужчин. Нередко на деревенской площади стоит большой барабан для подачи сигналов к общему сбору сельчан или для передачи звуковых эстафет на расстояние.

Банту обходились минимумом одежды. Носили набедренные повязки или передники, сплетенные из травы или сшитые из шкуры животного. Ткачество большинству народов банту не было известна, только часть населения восточного побережья знала приемы тканья волокнистых растений.

В непогоду укрывались мягкими циновками или накидками из луба фукусовых деревьев. Скотоводы банту носили каросс — род плаща или накидки из кожи домашних и диких животных.

В XIX в. на восточном берегу Африки в арабских султанатах давно уже господствовали феодальные отношения в сочетании с широко развитым применением рабского труда. Но во внутренних областях Центральной и Восточной Африки преобладали еще отношения слагающегося общинно-родового строя.

У некоторых наиболее отсталых племен бассейна удерживались порядки материнского рода и даже матрилокальность брака.

Однако у большинства народов Центральной Тропической Африки в прошлом столетии сохранялся патриархальный род, который ныне существует только в пережитках. Земля находится в совместном владении деревни-общины, каждый член ее наделен полевым участком, который нельзя продать или подарить. Наряду с общинной собственностью появилась уже частная.

Родовой строй восточноафриканских банту находится в состоянии глубокого

разложения. Основной экономической ячейкой стала индивидуальная семья. Родовая община все больше превращается в соседскую.

Из древних государственных образований банту наиболее известным и значительным было государство Конго, в XVI в. объединявшее многие племена во главе с баконго.

Интересны данные о древних религиозных воззрениях банту, среди которых преобладал патриархальный культ предков духов отцов, дедов и т. д. Каждая семья поклонялась своему мужскому предку, племя в целом поклонялось предкам вождя, которые считались основателями данного племени. Живой вождь рода или племени считался важнейшим посредником между родовичами и предками-духами.

Для банту было характерно смутное представление о небесном боге. В одних случаях такой бог наделялся чертами создателя мира и человека; в других — «антропоморфного» божества, посылающего дождь, грозу; в третьих — это просто олицетворение неба. Но почти во всех случаях небесное божество — не предмет культа. К нему обращались с молитвами о даровании благ лишь в самых крайних случаях, когда не «помогали» предки — обычный предмет культа.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1117 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...