Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Важнейшие проблемы современной этнологии



Теоретические проблемы этнологии

Главная задача этнологических теорий — обобщение знаний об этносах и объяснение этнических явлений, процессов и фактов с точки зрения установленных закономерностей. Поэтому одна из важнейших функций этнологии — поиск, выявление и исследование устойчивых тенденций (закономерностей) всех проявлений бытия этносов — эволюционных (закономерности этногенеза и этнической истории); явлений, относящихся к строению (структуре) этносов, а также к их современной жизни (функционированию).

Этнический процесс. Это понятие исследователи трактуют по-разному. Особенно широко распространено представление, будто этнический процесс состоит в том, что часть членов одного этноса (или весь этнос) при взаимодействии с другим меняет представление о своей этнической принадлежности (например, если часть мордвы-эрзи стала называть себя русскими или ряд берберских племен Северной Африки вошел в состав местных арабских наций). Сама идея рассматривать в качестве этнического процесса этническую (национальную) ассимиляцию («растворение» одного этноса в другом) возникла при этнодемографическом изучении закономерностей динамики численности народов. Действительно, изменения численности всякого этноса зависят, с одной стороны, от соотношения рождаемости и смертности (они, в свою очередь, определяются воздействием экономических, культурных и иных причин), а с другой стороны, от этнической ассимиляции этого этноса соседями (или этим этносом соседей).

Однако в целом этнический процесс не следует рассматривать столь узко. Например, в ходе межэтнических отношений дело не всегда доходит до ассимиляции: этнос, испытывающий воздействие, может стать двуязычным (заговорить не только на своем этническом языке, но и на языке этноса-соседа), воспринять существенные черты другой культуры, но не утратить и своей и т.п. В таких случаях речь идет не об ассимиляции, а об аккультурации, которая тоже выступает как одна из форм этнического процесса.

Субъекты этнического процесса. Составляющие этнос люди обладают существенными свойствами — языком, трудовыми и культурными навыками, знанием и соблюдением обычаев и обрядов и многими другими. Следовательно, люди — члены этноса тесно связаны между собой многочисленными и разнообразными отношениями, и именно они (эти отношения и связи), их характер, свойства, сила и направленность определяют структуру и особенности всякого этноса. Включение в систему связей называется социализацией, а так как каждый человек обычно проходит социализацию в этносе, то она одновременно является этнизацией. Принадлежность к этносу в той или иной мере осознается каждой личностью, а полнота и отчетливость этого осознания или идентификации служит мерой оценки этнического самосознания.

В этническом процессе (в рамках этноса или в межэтническом взаимодействии) участвуют все социальные образования, социальные институты (организации) и социальные страты (слои). Именно они все в ходе своей деятельности — трудовой, эстетической, политической и всякой иной — как обновляют все формы и проявления социального (в том числе этнического) бытия, так и способствуют сохранению многообразных традиций, обусловливают историческую трансформацию этносов и межэтнические контакты, совершают многолюдные миграции и формируются в новые этносы (например, в Новом Свете). На современном этапе научно-технической и информационной революции, нового усиления влияния прессы, радио, телевидения и пр. массовая активность субъектов этнического процесса может внести новые — и конструктивные, и деструктивные — черты в планетарные процессы трансформации современной этнической картины мира.

Общее, особенное и этническое. В обыденном сознании многих людей содержится представление о том, будто каждый этнос отличается от других таких же социальных образований. Мысль о неповторимости, уникальности (единственности) всякого этноса или, по крайней мере, его культуры в немалой степени повлияла на формирование понятия этнической специфики, которым нередко пользуются и этнологи.

Между тем представление об этнической специфике и абсолютной специфичности этнической (национальной) культуры вызывает очень большие сомнения. Начать с того, что философы уже давно сформулировали мысль о том, что во всяком явлении может быть выделено нечто общее с другими явлениями, а не только особенное и единичное, то есть специфическое. Уже поэтому думать об этносах как о таких явлениях, которые содержат в себе только нечто особенное или даже единичное (то есть нигде не повторимое), едва ли верно. Кроме того, для того, чтобы отделить особенное (специфическое) от общего, нужно путем сравнения исследовать как то, так и другое. Наконец, эмпирические материалы этнологических наблюдений не подтверждают гипотезы о специфичности всех проявлений этносов. Какой бы народ ни исследовать, во всех его чертах, сторонах и проявлениях внимательный наблюдатель обнаружит черты, которые обычно можно отыскать у соседних, а подчас и отдаленных народов. Недаром никому из ученых-этнологов (да и других специалистов) не удалось выделить этническую специфику в ее, так сказать, «химически чистом виде».

Тем не менее, этническая специфика — не иллюзия. Опыт многочисленных поколений содержит в себе не только ошибку; в нем есть оправдание массовой интуиции. Конструктивное решение возможно и не так уж трудно.

Этническая специфика имеет два аспекта — мысленный и действительный (реальный). Обыденное сознание, обладая лишь ограниченным материалом для сравнения, небольшое и локальное отличие легко переносит на весь этнос и усиливает его до общеэтнических размеров.

Этноцентризм и национализм. Каждый этнос — это, в сущности, большая (величина ее может сильно варьировать) социальная группа. В истории этноса накапливаются культурные достижения, разнообразные традиции, исторические и политические представления, культурная и этническая картина мира и многое другое. Члены этноса усваивают все это в процессе социализации — этнизации. Вследствие этого взгляды, оценки и представления человека обычно в существенной мере зависят — хочет он того или нет — от характера усвоенной им этнической культуры. Французский исследователь Марк Ферро установил, что даже изложение истории в школьных учебниках разных стран осуществляется с этнической точки зрения.

Такая точка зрения, понимание и трактовка всего социального мира и его явлений с позиций культуры своего этноса называется этноцентризмом. Несколько упрощая вопрос, этноцентризм можно назвать групповой точкой зрения. Она неизбежна и сама по себе не содержит ничего особенного — ни хорошего, ни плохого. Но этноцентризм может послужить питательной средой, условием и массовым резервом для социальной мобилизации под националистическими лозунгами.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1714 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...