Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Народы: чукчи, коряки, ительмены.
Помимо перечисленных языков народов мира, входящих в те или иные языковые семьи и группы, имеется ряд языков, не причисляемых ни к каким семьям. К их числу относятся баскский, буришкский, кетский, нивхский, айнский и некоторые другие языки.
11.Хозяйственно-культурная классификация Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными. Например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагают хозяйственные критерии классификации дополнить определенными культурными Критериями.
В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, население которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния обладает сходными культурно-бытовыми, или этнографическими, особенностями. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также в некоторых областях Духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
С позиций такого методологического подхода выделяются историко-этнографические территории разного уровня — провинции, области, подобласти и местные районы. Так, в пределах быв-сто СССР существовали четыре крупные историко-этнографиче-КИе "ровинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казах-н. Сибирь. Обычно каждая крупная историко-этнографическая Провинция состоит из более мелких областей. В Сибири, например, Деляются такие области, как ямало-таймырская, западносибирская, восточносибирская, камчатско-чукотская, амуро- сахалинская. Руктура историко- этнографических областей обычно используется для выделения групп народов при их описании: народы Поволжья и Прикамья, народы Северного Кавказа, народы Сибири J Дальнего Востока и др.
Использование хозяйственно-культурной классификации народов оправданно в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко применяется в исследованиях этногенеза В процессе использования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапах этногенет пческого исследования хозяйственно-культурная классификация приобретает важное значение, так как она отражает один из аспектов исторической и географической дифференциации человечества.
Прочие классификации. В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей, прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие: ислам: суннизм, шиизм и др.), тип культуры, форму семьи, вид орудий труда и оружия, форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этиологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.
12. Религиозная принадлежность
Религия (religion - благочестие, набожность, святыня, предмет
культа) - мировоззрение м мироощущение, а также соответствующее
поведение специфического действия, основываются на вере в реаль-
ное существование сверхъестественного. Она оказывает воздействие
на элементы материальной культуры народа, на его общественный и
семейный быт.
Уже на стадии родового общества появляется ряд форм религиоз-
ных верований, многие из которых у народов и сейчас. Это магия, то-
темизм, анимизм, шаманизм, культ предков, культ природы, фети-
шизм, культ племенных вождей. Отдельные религии древнего мира
стали политеистическими, монотеистическими. Возникший во П-ом
тыс. до н.э. иудаизм сохранился до настоящего времени. Основой
другой религии - зороастризма, которая возникла у иранцев начале I
тыс. до н.э. сохранилась в несколько измененном виде у парсов, гер-
бов, азидов как дуализм, т.е. представление о противоборстве доброго
и алого начал.
На юге и востоке Азии возник ряд политеистических религий.
Так возникший в Южной Азии у индийцев брахманизм окружил
ореолом господствовавший здесь кастовый строй. Претерпевший оп-
ределенные изменения брахманизм получил название индуизма.
На востоке Азии в Китае соответственно в VI-V и IV-III вв. до н.э.
появляются два философско-этических учения, постепенно перешед-
ших религии - конфуцианство и даосизм.
В Японии на основе господствовавших в первобытности культов
предков и природа возникла религия - синтоизм.
Синтоизму был присущ культ императора, который считался по-
томком богини Аматэрасу.
Все перечисленные религии, хотя и распространенные, не превра-
тились в религии мирового значения. Такими стали три возникшие в
разное время религии: буддизм, христианство и ислам.
Самой ранней на мировых религий был буддизм, сложившийся в
северной части Южной Азии в VI-V вв до н. э. Буддизм распался на
два направления. Первое из них тхеравада или хинояна, требует от
верующих обязательного прохождения монашества. Второе направ-
ление - махаяна - допускает, что спастись могут и миряне. Особое те-
чение махоямы - ламаизм - предает большое значение магическим за-
клинаниям.
В начале I тыс. н.э. появилась новая мировая религия - христиан-
ство. В середине II века произошел раскол на православие и католизм.
В 16 веке от католизма отделился протестантизм.
Помимо трех основных направлений христианства существует еще
два менее влиятельных, сложившихся в 5 в. н.э. Это монофизитство
(армяне-григореане) и несторианство. По обрядности они очень близ-
ки к православию. Самая молодая религия - ислам возникла в 7 веке
среди арабов. Вскоре после своего возникновения ислам распался на
три направления - суннизм, шиизм, харид-кизм. Основное различие
между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Ко-
рана признают еще в полном объеме «священное предание» - сунну;
шииты признают это предание частично, признавая лишь разделы,
основанные на авторитете родственников пророка.
Суннизм и шиизм дали ряд сект.
Наиболее влиятельная религия - Христианство. Подавляющее
большинство христиан сосредоточено в Америке и Европе.__
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2177 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!