Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Сочинение по литературе



Сочинение по литературе

(Техника написания: теория и практика)

Иваново

Автор: Е.Б. Прусова, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МУСОШ №18.

Автором самостоятельно проанализированы определения основного понятия данной работы – сочинение, выявлены их недостатки, сформулированы основные требования к современному сочинению (в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся…»). В работе сопоставляются существующие классификации тем сочинений по литературе. Предложен новый способ в подборе материала для сочинения. С помощью таблиц и схем показывается, как подбирать материал, строить вступление, сочинять «мостики» - переходы от одной части сочинения к другой, приводятся речевые формулы для выражения собственной позиции.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….……………….. 4

Глава I. Сочинение по литературе. Основные требования ………………………..……….. 8

Глава II. Работа над темой………………………………………………………..….…….... 12

Глава III. Идея сочинения…………………………………………………………….…….. 16

Глава IV. Подбор материала …………………………………………………………..…… 18

Глава V. Составление плана……………………………………………………………...…. 22

Глава VI. Вступление к сочинению ……………………………………………………...… 23

Глава VII. Варианты заключений……………………………………………………...…… 28

Глава VIII. Членение на абзацы. Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)……………………………………….….. 30

Глава IX. Выражение личной позиции………………………………………………..…… 32

Глава Х. Работа над черновиком и оформление работы…………………………….…... 35

Заключение ……………………………………………………………………...……………... 36

Список использованной и рекомендуемой литературы …………………………………….. 37

Приложения …………………………………………………………………………………... 39

Введение

Однажды в книге Л.С. Айзермана «Сочинение о сочинениях» я прочитала легенду о судьбе словесника. В ней рассказывалось, что, когда родился учитель литературы, у его колыбели собрались добрые феи.

- Ты будешь вечно юн, - так начала своё предсказание одна из них, - ибо всю жизнь проведёшь среди юных и молодых.

- Тебя ждёт жизнь, полная красоты и поэзии, тебе предстоит жить в мире образов, созданных величайшими мастерами слова, - продолжила вторая.

- Ты узнаешь, что такое настоящее счастье: увидишь плоды труда своего, - пообещала третья.

Но вместе с добрыми феями к колыбели словесника подошла и злая. Она предрекла:

- Ты будешь проверять тетради[1].

Действительно, для многих словесников проверка ученических тетрадей – тяжёлый труд, однообразный, утомительный, отнимающий много сил и времени. А как горько порой сознавать, что все уроки литературы для кого-то из учеников прошли совершенно бесследно, ведь вместо сочинения, интересной самостоятельной работы, перед тобой механически переписанные страницы из учебных пособий, в лучшем случае – компиляция. Здесь нет места уму, душе, желанию самоутвердиться, «высказать себя».

О том, как научить детей писать сочинения по литературе, задумалась не сразу. В начале педагогической работы, следуя указаниям методичек, просто давала темы сочинений по изученному произведению, кратко комментировала их и назначала сроки сдачи работ.

Так, кстати, поступают многие учителя и сейчас, ведь ни в одном рекомендуемом тематическом планировании нет места урокам обучения написанию сочинений. Справедливо пишет Г.А.Обернихина, что «функции контроля преобладают над функцией изучения»[2]. Предварительная работа идёт лишь над конкретной темой. Занимает она, как правило, один час. В результате – стопка сочинений абсолютно безликих, написанных словно бы по трафарету, содержащих лишь учительские суждения.

Сочинению надо учить! И потратить на это нужно не один-два урока. Необходима систематическая работа над техникой написания. Вот почему в течение уже многих лет веду факультативный курс «Как писать сочинение на литературную тему» в 8-9 классах. Если нет возможности в проведении подобного курса, ищу время на обычных уроках для обучения технике написания сочинений. Это трудно, но, повторю, сочинению надо учить, прежде чем давать задание написать его.

Сочинение – это творческая работа. Можно ли вообще научить и научиться писать сочинения? Многие мои коллеги считают, что для создания творческой работы нужен особый дар, талант. Он или есть, или его нет. Не помогут никакие схемы.

Нам кажется, что это мнение – самооправдание в нежелании или неумение обучать технике написания сочинений. Дар – это замечательно. Есть дети, обладающие природными способностями: выразительной речью, чувством стиля, логикой изложения мыслей, самостоятельностью суждений, полемическим задором… Если же дара нет, то, может быть, ученик так никогда и не будет писать, как врождённый филолог, но при наличии ответственности, трудолюбия, терпеливости, желания всё-таки писать будет, научится создавать грамотные письменные высказывания. Д.С.Менделеев писал: «Нет явного усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев»[3]. Секрет успеха часто заключён и в любви к литературе, в начитанности.

Каждый раз, приступая к занятиям по овладению техникой написания сочинения, провожу анкетирование среди учащихся. Вопрос один: «Как вы относитесь к сочинению по литературе? Аргументируйте свой ответ». Прислушаемся к словам учеников и подумаем, что мучает их: отсутствие одарённости или отсутствие определённых навыков.

- Сочинение! Нет, только не это! Готов решить пять контрольных по алгебре, чем «это». Ну нет у меня никаких эмоций по поводу классической литературы…

(К. Костров)

- Я очень люблю писать сочинения. Для меня это прекрасная и, к сожалению, редкая возможность высказать то, что на душе. Точно знаю: ни один предмет, кроме литературы, мне не позволит выговориться…

(О. Белозёрова)

- Всё бы ничего… Не знаю только, как начать и как закончить

(А. Лебедев)

- Сочинение у меня не получается. Получается пересказ…

(Р. Родин)

- Мне не хватает мыслей. Всегда мучаюсь одним: что писать-то? Кажется, что и так всё ясно. Вы требуете 3-4 страницы, а я и на одной могу ответить на поставленный вопрос…

(И. Петров)

- К сочинению отношусь плохо. Для меня это тяжёлая работа. Пишу я много: всё кажется важным. Но всё написать невозможно…

(М. Глебова)

- Когда объясняют всё понятно. Придёшь, сядешь писать – совсем ничего не понятно. А спросить уже некого…

(А. Козин)

- Меня угнетают мелочи: не так оформил эпиграф, не так процитировал, не сделал мостик

(И. Ушаков)

- Люблю писать сочинения! Но ещё больше люблю читать чужие, если позволяют, конечно. Сразу видно, кто умён, кто повторяет избитое, кто просто списывает…

(Я. Коновалова)

- Не хочу повторять чужих мыслей. А где взять свои? О чём ни начнёшь писать, всё кажется избитым, сто раз высказанным…

(М. Кузьмина)

- Я не люблю писать сочинения, потому что это очень долгий процесс, требующий постоянного размышления, перелистывания различных пособий, перечитывания произведения…

(А. Колесник)

Итак, «нет эмоций», «не знаю, как начать и как закончить», «что писать-то», «всё кажется важным», «где взять свои (мысли)», «получается пересказ», «долгий процесс», «не так процитировал», «не так оформил эпиграф», «не сделал мостик». Всё это, или почти всё, вопросы, касающиеся именно техники написания сочинения. Об одарённости дети не думают. Значит, считают, что вполне могут научиться писать сочинение, если овладеют какими-то приёмами. Задача учителя – поддержать учеников, помочь им.

Следует оговориться, что когда речь идёт о творчестве, трудно обойтись без споров, но единого рецепта нет и быть не может. Сочинение предполагает некоторую долю субъективности и в изложении, и в оценке, но каждый ученик должен знать законы построения текста, обладать дисциплиной мысли – техникой написания. Возможно, тогда предсказание феи («Ты будешь проверять тетради») потеряет свой зловещий смысл, а работа по проверке тетрадей будет приносить радость от встречи с новыми открытиями.

В данной работе мы ставим перед собой следующую цель: обобщить и систематизировать опыт работы в обучении школьников основным приёмам и методам написания сочинений на литературную тему. Для этого постараемся решить такие задачи:

1. проанализировать типы тем сочинений по литературе и виды их классификаций;

2. рассмотреть виды вступлений и заключений;

3. по возможности установить функции «мостиков» (переходов);

4. рассмотреть основные методические приёмы работы над планом сочинения, понятиями темы, идеи, видами вступлений и заключений…





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...