- Предмет и значение античной литературы.
- Периодизация греческой литературы. Общая характеристика отдельных периодов.
- Источники изучения античной литературы.
- Греческое устное народное творчество: песни, басни.
- Мифология: основные этапы развития.
- Основные боги греческого пантеона. Отражение социально-родовых отношений в мифах о богах (Зевс, Аполлон, Афина Паллада и др.).
- Мифы о героях как отражение растущей власти человека над природой.
- Греческое общество до I тысячелетия до н.э. Историческая основа сказания о Троянской войне.
- Поэмы Гомера. Отражение в них этапов общественного развития.
- Идейно-художественные особенности поэм Гомера.
- Особенности эпического стиля: двуплановость, гиперболизация, архаизация, принцип ретардации, повторы, постоянные эпитеты.
- Гомеровский вопрос, его основные теории.
- Народность поэм Гомера. Проблема мира в поэмах. В.Г. Белинский о Гомере.
- Социальные основы дидактического эпоса. «Труды и дни» Гесиода.
- Греческое общество во II-I веках до н.э. Социальные основы лирики.
- Элегия и ямб: основные представители.
- Мелика: Алкей, Сапфо, Анакреонт.
- Хоровая лирика. Пиндар: основные жанры его лирики.
- Социальные основы и происхождение драмы. Аристотель о драме.
- Древнегреческий театр. Организация драматических представлений.
- Происхождение трагедии. Ее тематика и структура.
- Эсхил – «отец трагедии». Трилогия «Орестея» как отражение социальных и политических взглядов Эсхила.
- Язык Эсхила. К. Маркс о трагедиях Эсхила.
- Общая характеристика эпохи Перикла и ее основные представители.
- Софокл, его социальные и политические взгляды.
- Проблема личности и судьбы в трагедиях Софокла.
- Драматургическое мастерство Софокла. Искусство перипетии и ее функции.
- Образ трагического героя в произведениях Софокла: Антигона, Эдип.
- Еврипид – «философ на сцене». Его политические, социальные и религиозные взгляды.
- Человек в трагедиях Еврипида. Психологизм изображения.
- Семейно-бытовые драмы Еврипида («Алкеста», «Ион»).
- Эволюция метода в греческой трагедии (образ Ореста у Эсхила, Софокла, Еврипида).
- Тема войны и мира, патриотизм греческих трагиков.
- Возникновение комедии. Аристотель о комедии. Периодизация этапов развития комедии.
- Аристофан - "отец комедии". Тенденциозность его произведений.
- Отражение кризиса полисной демократии в комедиях Аристофана. Его политические и социальные взгляды.
- Литературные взгляды Аристофана. «Лягушки».
- Тема войны и мира в комедиях Аристофана.
- Идейно-художественные особенности комедий Аристофана.
- Критика софистов; особенности языка; мировое значение творчества Аристофана.
- Психологизм, индивидуализация характеров в комедиях Менандра.
- Лукиан - "Вольтер классической древности". Критика религии в произведениях Лукиана.
- Проза эллинистическо-римского периода. «Параллельные жизнеописания» Плутарха.
- Греческий роман как качественно новый жанр литературы.
- «Дафнис и Хлоя» Лонга как классический образец буколического романа.
- Периодизация римской литературы. Значение римской литературы для западноевропейской литературы.
- Устное народное творчество и своеобразие римской мифологии.
- Театр и театральные представления в Риме.
- Ливий Андроник и начало письменной литературы.
- Формирование «комедии паллиата» и ее связь с «новой» аттической комедией.
- Отражение римской действительности в комедиях Плавта. Социальная проблематика комедий Плавта.
- Плебейская идеология Плавта, связь его комедий с народным театром.
- Эволюция комедии паллиата в творчестве Теренция. Индивидуализация образов.
- Проблема воспитания в комедии Теренция «Братья».
- Роль прологов у Теренция. Связь с комедиями Менандра. Теренций в оценке соврменников и в новое время.
- Расцвет ораторского искусства в Риме в эпоху гражданских войн.
- Политическая и творческая деятельность Цицерона.
- Философское содержание и художественная форма поэмы «О природе вещей».
- Любовная лирика Катулла; использование народного творчества Катуллом.
- Общая характеристика эпохи принципата Августа.
- Вергилий: первый период творчества («Буколики», «Георгики»).
- «Энеида» как эпическая поэма. Отношение к гомеровскому эпосу.
- Композиция «Энеиды», прославление воинской доблести и верности в образе Энея.
- Качественно новые черты эпоса Вергилия, значение поэмы «Энеида».
- Первый период творчества Горация. «Эподы». Политические взгляды Горация.
- Политическая тема в «Одах» Горация.
- Литературные взгляды Горация. «Искусство поэзии».
- Эволюция жанра элегии в античной литературе (Тибулл, Проперций).
- Идейный замысел, композиция, стиль «Метаморфоз». А.С. Пушкин об Овидии.
- Отражение римской действительности в романе Апулея «Золотой осел». Социально-религиозные взгляды Апулея.
- Вставные части и их роль в романе Апулея.
- Эпиграмма в античной литературе. Художественные особенности эпиграмм Марциала.
- Социальные изменения в период Пелопонесской войны; ораторское искусство.
- Историческая проза. Геродот – «отец истории».
- «История» Фукидида и ее художественные особенности.
- Расцвет ораторского искусства в IX веке до н.э. Демосфен.
- Эстетические взгляды Аристотеля. «Поэтика». Ее восприятие в новое время.
- Общая характеристика эпохи эллинизма.
- Новая аттическая комедия. Ее социальная основа, художественное своеобразие.
- Менандр - крупнейший представитель «новой» аттической комедии. Гуманизм комедий Менандра.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Александрийская поэзия, ее основные представители, жанры.
2. Философские учения эпохи эллинизма: киники, стоики.
3. Образы рабов в комедиях Плавта.
4. Социальные взгляды Лукреция.
5. Критика общественных отношений в «Сатирах» Ювенала.
6. Идейно-художественные особенности исторической прозы Тацита.
7. Ксенофонт: дальнейшее развитие исторической прозы.
8. Философская проза. Демокрит и Эпикур.
9. Платон, идеалистический характер его философии.
10. Политические, социальные взгляды Платона.
11. Аристотель; критика философии Платона.